26.09.2007
За право Statoil и Hydro участвовать в разработке Штокмана заплатил норвежский министр
 "Газпром" определился с кандидатурой третьего партнера в Штокмановском проекте. Судя по всему, 24-процентная доля в компании-операторе отойдет объединенным норвежским Statoil и Hydro. В пятницу председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с руководителями норвежских холдингов Хелге Лундом (Statoil) и Эйвиндом Рейтеном (Hydro).
В официальном сообщении российской монополии говорится, что «на встрече обсуждались перспективы развития сотрудничества «Газпрома» и объединенной компании». Однако телефонный разговор президента России Владимира Путина с премьер-министром Hорвегии Енсом Столтенбергом, предваривший встречу глав нефтегазовых холдингов, дает все основания полагать, что «обсуждение перспектив» вылилось в подписание вполне конкретных документов. Не исключено, что официальное заявление об этом «Газпром» сделает уже сегодня. Отметим, что решение о вхождении в Штокмановский проект французской Total принималось по аналогичной схеме. Накануне подписания документов «перспективы сотрудничества двух стран» обсуждались в телефонном разговоре Владимира Путина и президента Франции Николя Саркози. Официальное заявление о победе Total последовало спустя сутки.
Встрече глав российского и норвежских нефтегазовых холдингов предшествовал не только телефонный разговор на высшем уровне, но и определенные кадровые изменения в правительстве Норвегии. В пятницу по собственному желанию покинул свой пост министр нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Одд Рогер Эноксен, под патронатом которого проходило объединение Statoil и Hydro. Слияние компаний лоббировалось Эноксеном как создание энергетического гиганта, который будет способен бросить перчатку российскому «Газпрому», потеснив его монополию на европейском рынке (к середине следующего десятилетия Норвегия планирует увеличить поставки газа в ЕС на 55%). Бывший министр также активно поддерживал притязания Норвегии на «спорный» участок шельфа Баренцева моря. Речь идет о "серой зоне" (в районе архипелага Шпицберген), спор о статусе которой Россия и Норвегия ведут без малого 40 лет.
В дискуссии о морской границе Россия придерживается принципа секторального разделения Арктики, Норвегия же настаивает на проведении «срединной линии» (по средней линии от сухопутных границ). Цена научно-географического вопроса - 155 тысяч км арктического шельфа и миллиарды тонн углеводородных запасов. Одно только Федынское месторождение, расположенное в «серой зоне», значительно превосходит по запасам Штокмановское ГКМ. Всего же, по предварительным оценкам, арктические природные ресурсы составляют более 100 млрд тонн топлива, что в два с лишним раза превышает сегодняшние запасы России или Саудовской Аравии. «Серая зона» привлекает нефтегазовые компании еще и относительно благоприятными природными условиями. Круглогодичное отсутствие льда и небольшая (200-300 м) глубина моря существенно снижают возможные затраты на освоение участка, а значит, повышают экономическую эффективность добычи.
Дискуссия о морской границе разгорелась с новой силой после того, как «Газпром» принял решение о единоличном владении Штокмановским месторождением. Не исключено, что теперь, когда Норвегия получила доступ к проекту, в многолетнем споре наконец будет поставлена точка. В качестве платы за свою уступку Россия, как библейская Саломея, потребовала голову - в ответ Норвегия пожертвовала противника «Газпрома» - министра нефтяной промышленности Одда Рогера Эноксена.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: GZT.RU
Автор: ОКСАНА ГАВШИНА

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|