14.10.2007
Рыбалка в законе
После вопроса на засыпку норвежцы переглядываются и пожимают плечами
- А сколько контролеров у вас поднимается на судно в момент его прихода в порт? - задавали мурманские рыбаки своим норвежским коллегам вопрос на засыпку.
Было это на прошедшем в Норвегии российско-норвежском семинаре по прибрежному рыболовству. Норвежские рыбаки переглядывались и пожимали плечами. Они этого вопроса просто не понимали.
Вход свободен
Мы идем вдоль изрезанной причальной линии города Барде. Вдоль нее тянутся невысокие домики - обычные, жилые, с маленькими магазинчиками на первых этажах. Раньше здесь были сплошные рыбоперерабатывающие фабрики, но с тех пор, как сюда перестали заходить с уловами российские суда, действующих фабрик осталось всего две. На одну из них -крабовое производство Глена МакМастера - наша делегация и направляется.
Кстати, в ней 15 человек: представители рыбодобытчиков и рыбопереработчиков, ветеринары, ученые, чиновники облде-партамента рыбной промышленности. И всех нас не на шутку заботит мысль: как долго нам будут оформлять пропуска на территорию крабовой фабрики, расположенной у причала? Чем ближе мы к цели, тем явственнее представляется высокий забор, проходная и суровые дяди-тети из ВОХРа в форме.
Миновав очередной жилой дом, сворачиваем налево и... оказываемся на территории небольшой трехэтажной фабрики, расположенной прямо на причале. Никакой охраны нет и в помине. Приветливая девушка раздает нам крошечные 10-сантиметровые пакетики. В них каким-то чудом уместилось все облачение, без которого нельзя идти на производство. Мы переодеваемся в белоснежные пластиковые халаты, шапочки, бахилы и отправляемся в цех.
А подать-ка сюда судовой журнал!
Первое потрясение - идеальная чистота. На смене работают всего два рыбообработчика - парень и девушка в белоснежных робах. Да и весь-то коллектив у хозяина фабрики Глена МакМастера - семь человек. По его мнению - достаточно. Краба, причем не вареного а сырого, прямо из моря здесь обрабатывают воздушной заморозкой. Эта технология позволяет получить продукцию более высокого качества и гораздо менее соленую, чем при рассольном способе консервации.
Налюбовавшись на отлаженное западное производство, выходим на причал. И вовремя. Нам навстречу шустро бежит ярко-красный маленький кораблик-краболов. Через несколько минут он швартуется у причала фабрики. Швартовый конец принимает сам Глен МакМастер (на капиталиста он, кстати, совсем не похож, скорее на обычного работягу). И тут наши мурманские прибрежники, каждый из которых в свое время отходил по многу лет в море, да не кем-нибудь, а капитаном, начинают оглядываться: с какой стороны набегут многочисленные инспекторы да контролеры? Но их нет как нет.
- А вот давайте-ка сейчас, как у нас положено, затребуем у капитана рыболовный билет, разрешение на лов, проверим промысловый и судовой журнал, -предлагает примерить модель российской встречи судна в порту на норвежскую действительность бывший капитан, а ныне директор ООО РПК "Гольфстрим" Игорь Савченко. - А еще пусть прежде чем сдавать груз, сделает отборы проб, отправит образцы на лабораторные анализы, сколько бы он улова ни привез - хоть 10 килограммов, хоть тонну.
- Не надо! - с комичным ужасом кричит переводчица. -Здесь все по-другому.
Сами видим, что по-другому. Обойдясь абсолютно без всякого утрясания формальностей и оформления множества бумаг, команда судна быстро начинает выгружать крабовые ловушки с живыми, барахтающимися в воде беспозвоночными. В считанные минуты подъезжает кар, и крабы отправляются в цех на переработку.
То, что русскому привычно, норвежцу ни к чему
- Вам не показалось, что у норвежских рыбаков меньше контролеров, чем у наших? -спросила я у директора ООО "Арктикфлот", заместителя председателя правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Мурмана Сергея Миланова.
- Да тут даже слово "меньше" не подходит, - развел он руками. - Если говорить о контрольных функциях, у норвежцев система проверки построена совсем по другому принципу. Выборочно. Судно проверяют только в том случае, если возникают какие-либо подозрения или сомнения в благонадежности экипажа. А системы постоянного тотального мониторинга над прибрежными судами не существует. И это правильно, потому что если ее здесь ввести, так и работать некогда будет.
- Вам не завидно?
- Завидно.
- А у нас так когда-нибудь будет?
В ответ тяжелый вздох:
- Думаю, что никогда.
В Норвегии все сделано для рыбака и все предельно упрощено. У нас же, учитывая огромные масштабы страны и "неповоротливое" законодательство, положительные перемены проходят гораздо тяжелее и сложнее. И если пытаться вводить какие-то упрощенные порядки, то неизбежно вступишь в противоречия с уже действующими законами. Хотя, как подчеркнул Сергей Миланов, по крайней мере, пытаться использовать полезный опыт наших северных соседей мы должны.
Проверяй, но доверяй
Тихий городок Варде неслучайно называют поморской столицей Норвегии. Ведь уже в XIX веке этот обдуваемый всеми ветрами город на острове занимал ведущее место по количеству заходов в него поморских парусных судов. Вадсе, Хам-мерфест и Тромсе в этом отношении от него отставали.
Как оценили наши специалисты прошедший семинар? По организации на "четыре" с плюсом, программа была настолько насыщенной, что отдыхать мур-манчане уходили лишь поздно ночью. Что мы выяснили?
Принципиальные отличия в рыбалке между нашей и норвежской системами упираются в законодательную базу. Внедрить у себя что-то полезное из норвежской практики теоретически мы, может быть, и способны, но через "большую кровь". Принцип контроля над рыбаками абсолютно отличен от нашего, потому что он - выборочен. Ну а если вспомнить слова Президента России о том, что никакие решения не должны приниматься без экономического подкрепления, то, по мнению Сергея Миланова, затраты на проведение контроля над рыбопромышленниками в России было бы целесообразно возложить на сами контролирующие организации. Как это, кстати, сделано в Норвегии. Ну а если платишь из своего кармана, то, проведя, скажем, 5-10 проверок и не найдя криминала, контролеры наверняка задумаются, а стоит ли "окучивать" всех поголовно. Может, все-таки контролировать лишь скомпрометировавшие себя суда? -
Как журналист я сделала вывод: большую роль здесь играет разница менталитета. Норвежцы уважают свои законы, а законы уважают права граждан. То есть принимаются с учетом этих прав. Может, потому что у них народу мало и каждый человек на счету? И каждый - дорог своей стране. Чего не скажешь о нас. Увы!
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С..В. Источник: «Би-порт»
Автор: Нина АНТОНЯН..

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|