Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Новости из Норвегии/Новости/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6


на правах рекламы:


рекомендуем посетить:



30.10.2007

Взойдет ли наконец рыбацкая звезда?

На состоявшемся в норвежском городе Варде (провинция Финнмарк) российско-норвежском семинаре по прибрежному рыболовству выяснился шокирующий для мурманских участников факт - в Норвегии рыбаки не знают, что такое комплексная проверка пришедшего в порт на выгрузку судна. Поначалу наши норвежские коллеги даже не поняли вопросов - сколько проверяющих поднимается на борт зашедшего в порт «рыбака» и сколько времени длится оформление документов?

Более того, норвежцы, похоже, так и не поверили, что у нас количество контролеров зашкаливает за десяток (пограничники, таможенники, санитары, ветеринары, пожарники и т. д.). Дескать, если это и вправду так, то как же вы можете работать?

«В РОССИИ ТАК НЕ БУДЕТ. НИ-КОГ-ДА!»

- Вам не завидно? - спросила я директора мурманской фирмы «Арктик-флот», заместителя председателя правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Мурмана Сергея Миланова.

- Завидно.

- Как думаете, у нас так когда-нибудь будет?

Он оглянулся на причал, откуда мы только что вышли на городскую улицу - с жилыми домами, барами, магазинами. За нашей спиной было море и небольшие, только что прибежавшие с уловом суда. Их уже разгружали. И на причале никого, кроме докеров.

Вокруг не толпились служивые государевы люди в погонах, не отбирали пробы рыбы бдительные санитары и ветеринары. А у капитана в каюте (мы знали это совершенно точно) не учиняли тщательную проверку судовой документации, как у шпионского корабля, ненароком просочившегося в порт противника. И что самое для нас удивительное - нашу группу мур-манчан, покинувших порт, не провожали бдительными взглядами суровые сотрудники ВОХРа с проходной. Да и самой проходной не было и в помине.

- Нет, - с отчетливой грустью ответил мне Сергей Маратович. - Думаю, в России так не будет. Никогда.

Это очень обидно признавать, но в отличие от наших российских реалий в Норвегии все сделано для рыбака и все предельно упрощено. У нас же, учитывая огромные масштабы страны и неповоротливый маховик законостро-ительства, положительные перемены проходят гораздо тяжелее и сложнее, к тому же, как правило, все они в итоге оборачиваются знаменитым тезисом бывшего премьера «Хотели как лучше, а получилось...». И стоит попытаться ввести какие-то упрощенные порядки и процедуры, неизбежно вступишь в противоречия с уже действующими законами. Хотя, побывав почти неделю в Варде и позаимствовав норвежский опыт рыбалки, наши прибрежники поняли, что хотя бы попытаться использовать опыт наших северных соседей мы просто обязаны.

«МОСКИТНЫЙ» ФЛОТ - СИЛЬНЫЙ ФЛОТ

«В добрую и затейливую минуту сотворил Господь эту удивительную, так прекрасно растерзанную морем землю. Что за гениальная выдумка - фьорды

- эти наполненные синей водой ущелья...» - так поэтически и в то же время почти с фотографической точностью писал о Норвегии хороший русский писатель Юрий Нагибин.

А вот местные рыбаки-прибрежники из провинции Финнмарк за гениальную выдумку Господу особенно благодарны. И не потому, что полюбоваться во фьордах есть чем, а с чисто практической точки зрения - если заштормит, то маленькому

- «москитному», как его называют моряки с огромных океанских судов, флоту очень легко укрыться от свирепой непогоды именно в бухтах фьордов - под надежной защитой незыблемых скал. И, что немаловажно, практически все побережье Финнмарка имеет хорошо развитую инфраструктуру, чем мы, россияне, к сожалению, похвастаться не можем.

Если взять для примера наше побережье и маленький (всего 2,5 тысячи населения) поморский городок Варде с его максимально приспособленной для рыбаков и рыбопереработчиков инфраструктурой и нашу, к примеру, Терибер-ку, налицо будет дистанция огромного размера. В Териберке базирование «москитного» флота осуществляется на причалах единственной СРМ (судоремонтной мастерской), которая принадлежит частному владельцу. А он полностью монополизировал цены на пользование причальной линией и причем заломил их до такой степени, что они значительно превышают мурманские.

- Сегодняшняя цена там - полторы тысячи рублей за один метр длины судна,

- дает справку Сергей Миланов. - То есть стоянка рыбацкой лодки длиной в 3,5 метра будет стоить 5 тысяч рублей в месяц. Когда судовладельцы-прибрежники попытались выяснить причины столь странного ценообразования, то поняли, что за счет непомерно задранной цены практически содержится тихо умирающая СРМ. Притом что на ремонт причальной линии у ее хозяина денег, как видно, не остается. Что касается рыбоперерабатывающей базы, сегодня в Териберке один-единственный завод, и тот, к несчастью, не работает. Это значит, что сдавать свежую охлажденную рыбу с маломерного судна некуда, ее надо везти в Мурманск, что влечет не только транспортные расходы, но и досаду рыбо-добытчиков. «Сдала недавно в Мурманске на одну перерабатывающую фирму только что выловленную охлажденную треску по 70 рублей за килограмм, а на другой день увидела ее же в магазине фирмы в замороженном виде, но уже по 130 целковых! - в сердцах высказалась мне как-то одна из териберских предпринимательниц «при-брежки». - Да если б я знала, я бы эту свежайшую рыбу на рынке по 90 рублей продала. Влет бы ушла!»

Снабжение топливом в Териберке также отсутствует, как и другие услуги для судов. Единственно, что там хорошо отработано, разводят руками генералы прибрежного промысла, - это система контроля. Выглядит это так. С промысла приходит маломерное судно - 20 метров длиной. И 2-2,5 часа его проверяют инспектора. Это еще до того, как судно подошло к причалу. А на берегу еще находятся желающие его проконтролировать. Захочется ли рыбаку продираться сквозь этот частокол?

КУДА ЖЕ БЕЗ ДИАЛОГА

Тихий, почти безлюдный городок Варде не зря называют поморской столицей Норвегии: уже в XIX веке этот стоящий на семи ветрах город занимал ведущее место по количеству заходящих в него поморских парусных судов. Сегодня картина иная, гораздо больше судов, не парусных, а вполне современных, заходят южнее, в Киркенес. Но наш семинар по прибрежному рыболовству состоялся именно в Варде, исконно рыбацком городе. С рыбацкими традициями, музеем рыбного хозяйства, старинной крепостью, отражавшей набеги пиратов, желающих поживиться чужой рыбкой и чужим добром, с богатой историей и традициями морских промыслов. Кстати, инициатором сотрудничества между провинцией Финнмарк и Мурманской областью в прибрежном рыболовстве выступил в свое время облдепартамент рыбной промышленности. Как подчеркнул его совсем недавний руководитель Вячеслав Зиланов, это было вызвано тем, что именно в Финнмарке прибрежное рыболовство успешно развивалось на протяжении нескольких последних столетий. И в современных условиях, когда обе стороны признали, что рыбные запасы Баренцева моря являются общими как для Норвегии, так и для России, очень важно гармонизировать отношения в прибрежном рыболовстве. Необходимо стремиться к тому, чтобы правила рыболовства были одинаковыми для обеих стран, и шире развивать взаимовыгодное сотрудничество.

АДВОКАТ ДЛЯ РЫБАКА

Программа семинара, который проходил в рыболовецкой гимназии Варде, была чрезвычайно насыщенной. Хозяева рассказали гостям об организации управления рыбной отраслью в Норвегии в части прибрежного рыболовства, о требованиях к качеству и гигиене при продаже рыбы с судна предприятиям. О том, что нужно сделать для того, чтобы стать рыбаком прибрежного лова в Норвегии, какие сертификаты для этого необходимо получить, какие курсы по безопасности мореплавания пройти... Поведал об этом представитель морской профессиональной школы и гимназии в Нордкапе Йонни Андреассен.

Судя по тому, как забросали его дотошными вопросами члены мурманской делегации, включая не только рыбо-добытчиков, но и глав рыбоперерабатывающих компаний, их серьезно заинтересовала перспектива рыбачить в соседней стране. Как в расхожем анекдоте: «Эх, брошу-ка я все да уеду... (в данном случае) в Норвегию». На вопросы Йонни отвечал весьма обстоятельно, тем более что, как выяснилось, с 2005 года в прибрежном промысле Норвегии отмечаются депрессивные тенденции: количество судов сократилось с 1800 до 1030, да и молодежь нынче идет в эту отрасль неохотно. За последние два года число рыбаков в губернии Финнмарк сократилось почти вдвое, причем самое большое количество среди оставшихся занимают труженики моря со стажем, то есть те, кому даже не за 30, а за 50. По статистике, сегодня в прибрежном рыболовстве Финнмарка трудятся всего 11 рыбаков моложе 20 лет, 93 - от 20 до 29 лет. А вот от 40 до 49 - уже 237 рыбаков, от 50 до 59 - самая большая группа - 283 человека, и старше 60 лет - 170 тружеников моря. Привлекательным показалось мурманчанам и выступление адвоката Союза рыбаков Норвегии Столе Хеллесе. Мало того, что юридические услуги в Союзе его членам оказываются бесплатно, так еще и отношение у законодательства страны к своим рыбакам совершенно другое. У нас в России многие контролеры рассуждают по принципу: только потому, что ты еще не пойман, тебя нельзя назвать вором. А у наших соседей понятия на этот счет другие.

- Рыбак, который нарушил закон по неосторожности, получит всего лишь административное взыскание, - предупредил Столе Хеллесе. - А вот если он допустил умышленное нарушение, то, конечно, к нему будут применены более строгие санкции.

Что же касается «вопроса на засыпку», который особенно мучил мурман-чан, - о том, что представляет собой система проверки приходящих в порт норвежских судов, то тут выяснилось: у норвежцев она построена строго выборочно. Суда практически приходят в порт и разгружаются свободно. Проверяют их в крайне редких случаях, только если экипаж чем-то уже себя скомпрометировал когда-то. А системы тотального, постоянного мониторинга прибрежных судов попросту не существует.

- Эх, подтянуть бы нам пояса, собрать денежек да и обзавестись собственным юристом, - высказались члены Ассоциации прибрежников Мурмана. - Только именно таким - знающим и заведомо готовым не обвинять, а защищать рыбака.

ХОЧЕШЬ ПРОВЕРИТЬ -ЗАПЛАТИ!

Вообще, там, в Норвегии, позавидовать можно было многому. И тому, что квоты в стране распределяются своеобразно: 70 процентов ОДУ (общедопустимого улова) - рыбакам прибрежного промысла, и лишь 30 - океанистам. И тому, что более крупные и мощные суда не имеют права подходить к береговой линии, где промышляет «прибрежка», ближе установленной границы и, стало быть, не смогут одним тралом вычерпать всю квоту малышей «москитного» флота. И тому, что рыболовы-любители имеют право безо всяких разрешений от государства (!!!) выловить до двух тонн рыбы в год на собственные нужды. В том числе и, как норвежцы называют, «белой рыбы», то есть драгоценной для нас трески. Кстати, интересный мдмент: все последние годы соседи-норйежцы обвиняют нас в колоссальных пфело-вах трески при промысле в Баренцевом море. Но кто знает, сколько вылавливают эти, никем не контролируемые, норвежские любители? Двумя ли тоннами тут обходится, если учета попросту нет? Заинтересовал наших рыбаков и процесс сбыта рыбы в Норвегии.

- Хорошо, что там промышленник, обладающий квотой и освоивший ее, не имеет права сам продавать улов, - отметил руководитель делегации мурманчан начальник отдела развития прибрежного промысла, рыбопереработки и аквакультуры облдепар-тамента промышленного рыболовства Владимир Мазанов. - Только через кооператив, куда, с одной стороны, приходят данные от рыбодобытчиков, а с другой - заявки от переработчиков морских биоресурсов. Причем последние обязаны брать всю рыбу, доставленную судном на берег, включая даже традиционно непопулярную в Норвегии, к примеру, камбалу. И расплачивается с рыбодобытчиком не покупатель, а опять же кооператив, который 1 процент от суммы реализации удерживает на свою деятельность и по сути имеет государственные функции.

МЕЧТЫ, МЕЧТЫ...

Уже после того как мурманчане вернулись с семинара, проехав практически всю Норвегию с севера на юг, они собрались, чтобы обобщить все, что удалось узнать в Варде. На встречу кроме специалистов облдепартамента рыбной промышленности пришли главы рыбо-добывающих и рыбоперерабатывающих компаний, ученые, ветеринарные врачи - в общем, все, кто побывал в поездке. Но вместо благостного, ностальгического разговора о прекрасной Стране фьордов, об экскурсиях и дружеских посиделках с норвежскими коллегами разгорелись нешуточные дебаты. В поисках ответа на хрестоматийные для русского человека вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?».

Законы наши виноваты - несовершенные и неповоротливые - на этом сошлись все. А что делать?

Руководители Ассоциации прибрежников Мурмана очень к месту вспомнили слова нашего президента о том, что никакие решения не должны приниматься без экономического подкрепления. И предложили поступить как в Норвегии

- затраты на проведение контроля над рыбопромышленниками в России возложить на самих контролеров. То есть хочешь проверить - плати! Потому что если платишь из своего кармана, то, проведя, скажем, 5-10 проверок и не обнаружив криминала, наверняка задумаешься: а стоит ли «окучивать» всех поголовно? Может, только контролировать те из судов, которые уже чем-то запачкали свое доброе имя?

Но тут уже запротестовали представители ветеринаров. Дескать, мы же не в Норвегии, а в России живем. И условия у нас разные, и менталитет у наших людей не тот. И законы, мол, у нас не так сильно уважают, как норвежцы. В общем, контролеры не захотели расстаться со своими обязанностями и функциями. А по сути - с работой. В чем их, право же, по-житейски можно понять. А мне подумалось: да разве дело только в ветеринарах? Это сколько же безработных появится на улицах страны, если многотысячные толпы проверяющих отстранить от их бдящих должностей? И что мы станем делать с тем обвалом рыбы, которая хлынет в наши порты, минуя всяческие препоны? Если уже сейчас в порту холодильных емкостей для нее не хватает?

Но, может быть, найти ответы на эти вопросы нам помогут норвежцы. В ноябре они собирались провести у нас в Мурманске вторую часть семинара. А вообще, похоже, нынешней осенью у мурманской «прибрежки» бенефис. Уже через несколько дней после нашего семинара в Варде в Мурманске прошел еще один, совместный с норвежцами, все по той же прибрежной теме, правда, по несколько иному направлению - по проблемам квотирования водных биоресурсов. Нам интересно, как это делается у них, а им - как у нас. И это очень хорошо. Потому что только при разговоре начистоту - прозрачном и откровенном - рождается честное сотрудничество. Тоже прозрачное и взаимополезное. Без которого нам нельзя. Потому что море наше Баренцево, как ни крути, общее. И будем надеяться, что когда-нибудь вновь засияет на небосклоне звезда российского рыбака и бороться он станет лишь с морской стихией, а не теми береговыми преградами, которые сегодня так отравляют его жизнь.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С..В. Источник: «Би-порт»

Автор: Инна АЛЕШИНА.


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 30.10.2007 Архив новостей Все новости »


Важно знать о Норвегии Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.


 

Web www.norge.ru

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига



Новости из Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru