30.10.2007
Врагу - кресты, Заполярью - свободу!
Во время Великой Отечественной войны порт Киркенес служил для немецко-фашистских захватчиков основной военно-морской базой на Крайнем Севере. Отсюда вражеский флот предпринимал активные действия на наших северных морских путях сообщения. Киркенес являлся также основной базой снабжения войск и имел большое экономическое значение как центр отправки добытых полезных ископаемых. Отбросившие фашистов от Москвы и Сталинграда русские "чудо-богатыри" не могли оставить врагу столь лакомый кусочек, который, впрочем, немцы добровольно отдавать не собирались...
Неприступная крепость
На высотах, окружающих город Киркенес, было оборудовано шесть мощных опорных пунктов. С трех сторон он прикрыт широкими глубоководными заливами и лишь с юга имеет открытые подступы с суши, которые были тогда прочно укреплены. Вход в порт с моря прикрывали дальнобойные батареи, располагавшиеся на высоких скалистых берегах залива Бек-фиорд.
В каждом опорном пункте крепости имелось по два железобетонных дота, бронеколпаки, открытые железобетонные пулеметные площадки и подземные убежища. Кроме того, для гарнизона Киркенеса было построено в скале несколько убежищ емкостью от ста до тысячи человек. Опорные пункты были обнесены проволочными заграждениями, а наиболее вероятные подступы к ним были густо заминированы. Окаймляющие город высоты с крутыми, обрывистыми скатами позволили немцам создать многоярусную оборону.
Поскольку Киркенес находился в зоне действий нашей авиации, противовоздушной обороне крепости было уделено особое внимание. Здесь было размещено четыре дивизиона зенитной артиллерии крупного калибра и 18 зенитно-пулеметных установок. Орудия зенитной артиллерии располагались на гребнях высот и могли вести огонь по наземным целям прямой наводкой.
Сильно укрепленные позиции противник создал также и в районе никелевых разработок. Все высоты, окружавшие поселок Никель, имели хорошо оборудованные позиции с наличием тр’аншей полного профиля, бутобетонных убежищ, пулеметных площадок, проволочных заграждений и минных полей. Цепь высот, расположенных вдоль дороги Луос-тари-Пильгуярви-Никель, также была использована противником для организации обороны на подступах к поселку.
Киркенес и укрепленные позиции в районе никелевых рудников являлись последним оборонительным рубежом врага, прикрывавшим авиационные военно-морские базы, расположенные в северной части Скандинавского полуострова.
На побережье Баренцева моря противник укрепил острова и мысы при входах в фиорды, а также места, удобные для высадки морских десайтов, построив здесь опорные пункты с противодесантными заграждениями. При входах в заливы были установлены береговые батареи крупного калибра, стационарные пулеметные и прожекторные установки. Особенно прочно была организована противодесантная оборона в районах губы Титовка, баз Лиинахамари и Киркенеса. На южном побережье Мотовского залива и губы Малая Волоковая были оборудованы и заняты войсками позиции полевого типа. На подходах к морским базам противник выставил минные заграждения и закрыл входы в порты противолодочными сетями.
Укомплектованы, вооружены, оснащены
В сентябре и начале октября 1944 г. противник с целью усиления обороны на Пет-само-Кирке-несском направлении произвел перегруппировку своих войск. Усилил его свежими частями. Так, из Норвегии была переброшена самокат-но-разведы-вательная бригада "Норвегия", а из резерва в первый эшелон была введена 2-я горнострелковая дивизия. Все части и соединения противника длительное время находились в обороне и были всесторонне подготовлены к ведению боевых действий в специфических условиях Крайнего Севера. Численный состав частей и подразделений был доведен до штатной нормы. По свидетельству генерала Тип-пельскирха, "немецкие дивизии были полностью укомплектованы, прекрасно вооружены и оснащены. В тылу за Мурманским рубежом были сосредоточены девятимесячные запасы всего необходимого..."
В целом на Петсамо-Кирке-несском направлении гитлеровское командование имело группировку наземных войск общей численностью около 110 тысяч человек, в составе которой было 888 орудий и минометов разных калибров.
Мальчики Геринга и любимчики Деница
Кроме всего перечисленного, готовые к бою, на аэродромах базировались 160 самолетов, предназначавшихся для поддержки наземных частей на поле боя и ведения воздушной разведки. На аэродромах, расположенных в глубине норвежской территории, противник имел свыше 300 самолетов для действий на северных морских коммуникациях, для нанесения ударов по нашим и союзническим конвоям и обеспечения деятельности своих ВМС.
Сильной в Заполярье была и группировка немецких кораблей. В портах и базах Северной Норвегии противник имел линейный корабль "Тирпиц", двенадцать миноносцев, 30 подводных лодок, 50 сторожевых кораблей и тральщиков, сторожевые катера и катера-"охот-ники". Здесь, в северных морях, вели боевые действия лучшие силы германского флота. Немцы активно действовали на море, особенно подводные лодки, и продолжали нападать на транспорты и корабли конвоев, грабили советские становища на Новой Земле и колхозные боты с пушниной, обстреливали зимовки и метеостанции советских полярников, а также пытались парализовать работу Мурманской рыболовной флотилии. Однако гитлеровцы так и не смогли сковать действия нашего флота и к осени 1944 г. были вынуждены ограничить свои морские операции и перейти к оборонительной тактике с целью обеспечения проводки своих конвоев по внутренним морским путям.
Надежда умирает последней
Немецко-фашистское командование возлагало большие надежды на свои укрепленные позиции в Заполярье, объявив, что "гранитный северный вал" является неприступным. Командир 2-й горнострелковой дивизии генерал-лейтенант Деген в своем приказе от 12 сентября 1944 года хвастливо писал: "Русским мы предоставим возможность нахлынуть на наши сильно укрепленные позиции, а затем уничтожим их мощным контрударом. Все преимущества на нашей стороне. Наличие готовых к контрударам резервов дает нам возможность быстро маневрировать в тот момент, когда противник истечет кровью после безуспешных атак на наши опорные пункты. Кроме всего прочего, мы именно здесь должны показать русским, что еще существует немецкая армия и держит фронт, который для них недостижим".
Самоуверенность гитлеровского командования имела под собой некоторую почву. В Заполярье оборонялись отборные войска германской армии - горноегерские и гренадерские дивизии, отдельные бригады и полки. Егеря имели большой боевой опыт. Они одержали победы над греками, англичанами, французами, открывали парад в побежденных Афинах, захватывали остров Крит, оккупировали гористую Норвегию. Хотя моральное состояние гитлеровских солдат из-за непрерывных поражений их армий на советско-германском фронте ухудшалось, тем не менее горные егеря гордились своими прошлыми боевыми традициями и ещё верили в своих генералов и неприступность оборонительных позиций в Заполярье.
Таким образом, перед войсками Карельского фронта и Северным флотом в Заполярье был сильный противник, имевший укрепленные и глубоко эшелонированные позиции, обороняемые крупной группировкой хорошо подготовленных войск. Для прорыва такой обороны требовались высокая боевая выучка частей и подразделений, сосредоточение превосходящих сил и средств на направлении главного удара, четкое взаимодействие всех родов войск и видов Вооруженных сил.
Подготовка
И советские воины упорно готовились. Весной 1944 года перед войсками 14-й армии была поставлена важная задача - овладеть нейтральной полосой и войти в непосредственное соприкосновение с противником в районе озера Чапр. Эта задача была решена летом и осенью 1944 года. В середине сентября войска вытеснили из нейтральной зоны мелкие группы противника и к концу месяца вышли на рубеж озера Март-явр. Отсюда было удобно атаковать передовые позиции немцев.
По мере выхода частей армии к немецкой обороне развертывались работы по освоению вновь занятой территории. Особенно усиленно велись работы по улучшению существующих и постройке новых дорог и колонных путей. Стрелковые и инженерные части отремонтировали и улучшили 67,7 км дорог и отстроили 80 мостов и труб, 50 км автомобильных и 35 км грунтовых дорог.
Работы по подготовке плацдарма и постройке дорог велись в тяжелых природных и климатических условиях на резко пересеченной местности со скалистым грунтом и множеством рек, озер, болот и потребовали огромной затраты сил и средств. На постройку одного (!) километра автодорог было израсходовано в среднем 500 человеко-дней, 12 коне-дней, 2 машино-смены, 600 кг взрывчатых веществ, 30 м3 деловой древесины.
Трудности работ по освоению вновь занятого района усугублялись еще и тем, что многие участки хорошо просматривались из расположения противника, и он держал их под артиллерийским огнем. В связи с этим для маскировки инженерных работ и передвижения было создано несколько ложных районов сосредоточения войск, установлено 10170 м вертикальных и наддорожных масок. Все работы в просматриваемых противником районах велись или в ночное время, или же в условиях ограниченной видимости.
Работа по оборудованию и освоению вновь занятого плацдарма являлась важнейшей составной частью подготовительных мероприятий к Петса-мо-Киркенесской наступательной операции.
На приступ
Команда "Огонь" была подана ровно в 8 часов утра 7 октября. Артиллерийская подготовка атаки началась пятиминутным огневым налетом по всей тактической глубине обороны противника. Мощным огнем были накрыты все опорные пункты на переднем крае и в ближайшей глубине, штабы, узлы связи, резервы, артиллерийские и минометные батареи противника.
Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, ослабившие эффективность артиллерийского удара, в главной полосе обороны противника огнем было разрушено до 20 процентов траншей, до 60 процентов проволочных заграждений.
Несмотря на успехи, не везде наступление начиналось гладко. 99-й стрелковый корпус, например, после повторной артиллерийской подготовки только к исходу дня 8 октября овладел опорными пунктами противника на горе Большой Кариквайвишь. Вражеские гарнизоны этих мощных узлов сопротивления были окружены и полностью уничтожены. В течение всего дня части корпуса вели бои за выход к реке Титовке. А в ночь на 9 октября части корпуса вышли на правый берег реки, форсировали ее и захватили плацдарм на ее левом берегу.
В итоге двухдневных боев войска ударной группировки 14-й армии, сочетая фронтальный удар с обходным маневром, прорвали главную полосу обороны противника, форсировали реку Титовку, овладели основными пунктами второй полосы обороны и разгромили 2-ю горнострелковую дивизию.
Так был сделан первый шаг к полному разгрому немецких захватчиков и их сателлитов в Советском Заполярье.
Сталинские соколы
Отсутствие артиллерийской поддержки 9 октября в значительной степени было восполнено действиями авиации. Пользуясь хорошей погодой, 7-я воздушная армия в этот день резко активизировала свои действия. Основные усилия авиаторов были сосредоточены на поддержке наступающих войск на поле боя и воспрещении подхода оперативных резервов противника по дороге Ивало - Никель - Луостари. Тесно взаимодействуя с зенитной артиллерией, истребительная авиация в этот день провела 32 воздушных боя, в результате которых было сбито 37 самолетов противника. Большие потери в самолетах заставили немецкое командование в последующие дни резко снизить активность своей авиации, нередко отказывая наземным войскам в поддержке.
День 9 октября в действиях авиации обеих сторон был самым напряженным за весь период операции: наша авиация произвела в этот день 1020 самолето-вылетов, а авиация противника - всего 220.
Вечером 9 октября командующий Карельским фронтом потребовал от командования 14-й армии выполнить ранее поставленные задачи и направить усилия наступающих войск на быстрейшее овладение пунктами Луостари и Печенга, а также перехват дороги Западная Лица - Печенга. Это должно было быть сделано с целью воспрещения отхода немецкой группировки с рубежа Западная Лица на запад. Командующий фронтом отдал также приказ о немедленном переходе к преследованию отступающего противника силами группы войск генерал-лейтенанта Б. Пига-ревича и о переходе в наступление морской пехоты с полуострова Средний и высадке десанта Северного флота на южное побережье губы Малая Волоковая.
Таким образом, все усилия наступающих войск были направлены на окружение западнолиц-кой группировки противника и на быстрейшее овладение основными узлами коммуникаций противника.
В окружение - сознательно
На следующий день наиболее ожесточенные бои развернулись в полосе 131 -го стрелкового корпуса. Части продвигались по труднодоступной местности, в глубоком тылу противника, к полудню вышли в район озера Каккури-ярви, перерезали дорогу Западная Лица - Печенга и тем самым закрыли единственный для противника путь отхода на запад.
Несмотря на то, что советские воины действовали без артиллерийской поддержки и испытывали острый недостаток в боеприпасах, все попытки противника отбить важный пункт были отражены с большими для него потерями.
В 10 часов 12 октября немецкая 388-я пехотная бригада, прикрывавшая отход своих частей, пыталась в очередной раз "убрать" со своей дороги стрелковый полк корпуса. Потеряв около 150 солдат и офицеров убитыми, гитлеровцы прекратили атаки и, побросав всю боевую технику и транспортные средства, разбрелись по тундре, решив пробиться на Печенгу мелкими группами. Эти группы в большинстве своем были затем взяты в плен или же истреблены советскими частями. Кровопролитные бои в этих местах дорого стоили противнику. Враг потерял здесь свыше 2 тыс. солдат и офицеров убитыми и пленными, вынужден был бросить в исправном состоянии или уничтожить почти всю артиллерию, автотранспорт и тяжелое вооружение.
Однако бои в этом районе не завершились полным окружением западнолицкой группировки, и противнику удалось вывести часть своих войск по дороге на Печенгу.
В то время, как в районе озера Каккури-ярви происходило ожесточенное сражение, группа войск генерал-лейтенанта Б. Пигаревича преследовала немецкие части, отходившие с рубежа реки Западная Лица. Выбив из дотов главной полосы обороны пехоту противника, поддержанные огнем артиллерии части генерала Пигаревича в течение ночи и дня продвинулись вперед на 5-8 км, прорвав главную полосу обороны противника, и перешли к его преследованию.
На луостарском направлении наибольших успехов добился 126-й легкий стрелковый корпус под командованием генерал-майора В. Соловьева. Двигаясь по бездорожью, корпус утром 10 октября вышел в район развилки дорог западнее Луостари. Одна стрелковая бригада этого корпуса закрепилась у развилки дорог фронтом на запад, а другая - заняла оборону фронтом на восток в районе изгиба дороги западнее Луостари. Таким образом, основная коммуникация немецкого 19-го горнострелкового корпуса оказалась перехваченной советскими войсками. Группировка войск 20-й горной армии, действовавшая на Пет-само-Киркенесском направлении, оказалась расколота на две части. А противник, действовавший в районе Луостари, лишился путей отхода на запад и мог отступать только на север, по рокадной дороге Луостари-Печенга.
Наши части вели здесь бои с постоянно контратакующим противником по 11 октября включительно. О напряженности боев в этом районе свидетельствует тот факт, что отдельные высоты переходили из рук в руки по 5-6 раз.
К исходу дня противник прекратил атаки и перешел к обороне. Личный состав наших частей проявил исключительное упорство и удержал в своих руках важную для врага коммуникацию.
Северный флот не подведёт
Наземным силам оказала мощную поддержку не только авиация, достойную лепту в дело разгрома фашистов в Заполярье внёс и Северный флот. С помощью моряков-североморцев на берег, удерживаемый противником, в октябре 1944 года был высажен тактический десант.
Неспокойное осеннее Баренцево море без потерь донесло морскую пехоту до скалистых берегов губы Малая Волоковая, и она взялась за трудное дело. Корабли, использованные в качестве транспортно-десантных средств, были разделены на три отряда.
Первый отряд в составе 3 торпедных катеров и 8 малых "охотников" высадил на побережье десант, состоящий из роты автоматчиков, разведро-ты бригады, 1-й и 2-й роты 2-го батальона и причало-десант-ной роты бригады морской пехоты, общей численностью 411 человек. Эти подразделения быстро сбили с прибрежных высот охранение противника и заняли оборону с целью обеспечения высадки основных сил. Одновременно в заливе Пунайнен-Лахти был высажен диверсионный десант из 195 человек. Сразу же после высадки эти подразделения направились по болотистой тундре к мысу Крестовый, где должны были вывести из строя береговые батареи противника и обеспечить высадку десанта морской пехоты Северного флота на причалы сильно укрепленного порта Лиинахамари.
Второй отряд кораблей в составе одиннадцати больших "охотников" под сильным огнем береговых батарей противника высадил на берег основные силы 63-й бригады морской пехоты численностью 1628 человек. Вслед за Ним последний отряд из 8 торпедных катеров благополучно десантировал на побережье ещё 517 десантников.
Там, где мы, - там победа!
Несмотря на активное противодействие противника, высадка десанта была произведена точно по намеченному плану и без существенных потерь. Когда успех высадки в губе Малая Волоковая был закреплен смелым продвижением десантников в глубь материка, из района Ивари перешла в наступление 12-я бригада морской пехоты. После артиллерийской подготовки в 5 часов утра 10 октября 1944 года морские пехотинцы по заранее проделанным саперами проходам в минных полях преодолели нейтральную полосу и приступили к штурму укреплений хребта Муста-Тунтури.
Здесь произошли ожесточённые бои, результатом которых стало поражение немецко-фашистских захватчиков. Опасаясь окружения, противник в полдень 10 октября начал отход с перешейка полуострова Средний в район Печенги.
После овладения Луостари основные усилия наших войск были направлены на окружение и разгром противника в районе Печенги. Для выполнения этой задачи необходимо было в первую очередь перерезать дорогу Печенга - Тарнет -Киркенес и не допустить отхода печенгской группировки противника в Северную Норвегию.
Благодаря отличной координации усилий наших войск к вечеру 14 октября немецкие части в районе Печенги были окружены.
Части 14-й стрелковой дивизии под огнем противника форсировали реку Печенгу западнее Каккури и ворвались на восточную окраину поселка. К этому же времени 10-я гвардейская стрелковая дивизия и 7-я танковая бригада подошли к южной окраине Печенги. Бой перенесся в черту населенного пункта.
В 2 часа ночи ожесточенные уличные бои закончились полной победой советских войск. Печенга была освобождена от противника. На ее окраине советские воины увидели огромное немецкое корпусное кладбище, насчитывавшее около 10 тыс. крестов - свидетельство бесславного похода фашистской Германии в Заполярье.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С..В. Источник: «Би-порт»
Автор: старший лейтенант Александр СИНЧУК..
Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|