Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Новости из Норвегии/Новости/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


на правах рекламы:


рекомендуем посетить:



27.12.2008

РОЖДЕСТВО В НОРВЕГИИ

Наталия Будур

РОЖДЕСТВО В НОРВЕГИИ

В Норвегии, стране лесов и высоких гор, обрывистых скал и незамерзающих водопадов, глубоко врезающихся в сушу фьордов и множества озер и рек, как и в других скандинавских странах, Рождество начинают ждать за месяц — вернее, за четыре недели до его наступления, свято соблюдая старинные обычаи.

Это время называют адвентом — от латинского adventus, приход, пришествие. Началом адвента считается первое воскресенье после дня святого Андрея — 30 ноября.

Первое упоминание об адвенте мы находим в 524 году, когда синод в Лериде запретил заключение брака и празднование свадеб в период от начала адвента до праздника Богоявления. Церковь считает, что в этот период верующие должны духовно готовиться к Рождению Христа и Его явлению в наш мир.

Адвент церкви западной вполне сравним с Рождественским постом церкви православной. В это время так же запрещены всяческие увеселения, а священники служат в церквях в траурных одеждах.

Литургический год западной церкви начинается с адвента, как и история христианства начинается с предсказаний пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Мессии.

В домах в первое из четырех воскресений месяца «ожида-ния» на всех подоконниках устанавливают специальные рождественские светильники из семи поднимающихся лесенкой свечек и развешивают в окнах лампы в форме звезды. Раньше в таких светильниках горели настоящие свечи, теперь — электрические лампочки. Вся страна в преддверии Рождества озаряется таинственным мерцающим светом. Зажигают в этот день и первую из четырех лиловых свечей в специальном четырехрожковом подсвечнике-венке. Свече этой не дают сгореть до конца, а гасят — до следующего воскресенья, когда зажигают уже две свечи. В третье воскресенье зажигают соответственно три свечи, а в последнее перед Рождеством — четыре.

Этому радостному и напряженному периоду ожидания, создающему особое настроение, посвящены многие литературные произведение, прежде всего — стихи. Одно из стихотворений —«Рождественские огни» классика норвежской литературы Ингер Хагеруп — перевела на русский язык Ирина Токмакова.

Сегодня мы свечу зажжем,

С тобой затеплим радость.

И рядом с трепетным огнем

С тобой мы вместе чуда ждем,

Сегодня мы свечу зажжем,

Зажжем ее на радость.

Сегодня две свечи зажжем,

Надежда в них и радость,

И рядом с трепетным огнем

С тобой мы вместе чуда ждем

Сегодня две свечи зажжем,

Надежда в них и радость.

Сегодня три свечи зажжем,

Любовь, надежду, радость,

И рядом с трепетным огнем

С тобой мы вместе чуда ждем,

Сегодня три свечи зажжем,

Любовь, надежду, радость.

Четыре свечки мы зажжем,

Пусть так оно и будет:

Любовь, надежда, радость, мир.

Всего нужнее людям мир,

На этой маленькой земле

Всего нужней он людям!

Для детей же время адвента связано прежде всего с рождественским календарем, когда каждый день надо открыть в двухслойной картонке с рисунком специальное окошко, за которым часто скрывается шоколадка. Рождественский календарь — изобретение недавнего прошлого — его придумала в конце прошлого века немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более «интересным». Постепенно календарь завоевал признание во всем мире, и во всех странах Европы дети с родителями часто делают такие календари собственными руками. Иногда делают «натуральный» календарь — например, втыкают в картофелину спички по числу оставшихся до Рождества дней, делают ножки из палочек, маленький хвостик из закрученной стружки, симпатичную мордочку из картона с розовым пятачком — и рождественская свинка готова. Каждый день ребенок вытаскивает из спины такого картофельного поросенка по одной спичке и считает оставшиеся до сочельника дни.

Но адвент — не только время тихого ожидания и духовной подготовки, ведь, как и на Руси, в Скандинавии накануне Рождества «разгуливается нечистая сила». Начинается этот период с 13 декабря — дня святой Лючии (или Лусии) — вернее, с ночи 13 декабря, по народным верованиям, самой длинной ночи в году.

Существует несколько объяснений того, почему разгул нечисти начинается именно со дня святой мученицы Лючии, жившей на Сицилии в III веке и принявшей мученическую смерть. Этнографы установили, что культ Лючии проник на Север из Германии, где святая с венком из горящих свечей на голове часто ассоциируется с Младенцем Христом, который приходит накануне Рождества к немецким малышам и дарит им подарки. Тем не менее имя Лючии имеет и другие, не столь радостные аналогии — например, с Князем тьмы Люцифером. Кроме того, первую жену Адама, прародительницу подземных духов, звали Лилит (в норвежской традиции). По созвучию это имя стало также ассоциироваться с днем Лючии.

В период с 13 декабря по самый день Рождества выходить во двор после наступления темноты опасно, ибо нечисть может появиться в любую минуту — пешком или на лошади, и особенно плохо придется тогда тем, кто много грешил или не готовился должным образом к Великому празднику... Если в доме не пекут специальные обрядовые печения или не моют полы и стены, то тогда от темной силы можно ожидать массы неприятностей — ей ничего не стоит разбить деревянный стол на мелкие кусочки или снести половину крыши.

Выпечка вафель, пирожных и печений в процессе подготовки к Рождеству имеет особенное значение. Все дело в том, что в праздник в Скандинавии еда не очень отличалась от обычной — той, что ели каждый день. Поэтому праздник «отмечали» другим способом — разнообразием изделий из теста. Даже хлеб старались сделать особенно вкусным — за счет употребления муки более тонкого помола — и красивым. На Рождество в домах можно увидеть хлеб и печенье в виде птички или лошади, коровы или овцы. А в магазинах продают марципановых «хрюшек». Довольно часто встречаются и печенья в виде креста. Хозяйки выпекают к Рождеству пряничные домики, которые могут быть высотой в метр и украшены замысловатыми наличниками, резными крылечками и красивыми печными трубами.

Чтобы на будущий год был хороший урожай, пекут специальный каравай и украшают его различными фигурками животных и растений. Такой хлеб во время Рождества лежит на столе, а затем его убирают до весны — до начала сева и выгона скота на пастбища. Тогда «освященный Рождеством Христовым» каравай делится на кусочки, которые даются животным и добавляются в молотом виде в посевное зерно.

Незадолго до праздника забивают свинью, которую откармливают специально для этого случая. По словам крестьян, она должна быть такой толстой и круглой, чтобы ее ножки не доставали до пола. Довольно часто на Рождество готовят баранину.

Традиционными рождественскими блюдами в Норвегии являются лютефиск — вымоченная в щелочном растворе вяленая на солнце рыба, которая по своей консистенции больше всего напоминает желе и которую едят с горчичным соусом, свежая треска и лосось. Лютефиск покупается заранее, а за свежей рыбой рыбаки отправляются в море за неделю до Рождества.

В старину вечером в сочельник ели два раза — и первый раз ужин состоял из рисовой каши и лютефиск. Запивали еду специально сваренным — с предосторожностями, чтобы не испортил хмельной напиток нечистый дух — рождественским пивом.

Из сала, полученного при забое скота, лили свечи, особенно нужные в этот праздничный период. Литью свеч в подготовке к Рождеству отводился специальный день — 25 ноября, праздник святой Кари. Если в этот день была ясная погода, то и свечи выходили хорошими. Свечи изготавливали следующим образом: из льняной пряжи брали несколько нитей — будущий фитиль — и обматывали их вокруг тоненькой лучины. Таких заготовок делалось сразу много. Затем лучины одна за другой обмакивались в растопленное сало. Когда обмакивали последнюю, первая уже подсыхала и процесс «обмакивания» начинался с начала. Свечи делались любой толщины по желанию хозяев. Рождественская свеча должна была быть самой толстой, и часто три свечи «сплавляли» вместе, а затем укрепляли на общей подставке — получалась так называемая «свеча трех волхвов». При литье свеч работающие должны были быть обязательно в хорошем настроении, иначе свечи плохо горели или быстро сгорали. С XVIII века на Севере стали лить свечи в виде различных фигурок животных.

В сочельник все старались встать пораньше, ибо и по сей день существует обычай, что тот, кто проснулся первым, может высечь того, кто еще видит сны. Работы в этот день предстояло очень много, и завтрак бывал особенно плотным, хотя и не таким обильным, как рождественский ужин.

После завтрака мужчины уходили в лес рубить дрова, которых должно быть заготовлено как можно больше, ибо в первые дни рождественских праздников работать нельзя. Женщины же тем временем принимались мыть дом, скоблить потолок и пол, убирать в хлеву и конюшне, стирать белье и одежду, топить баню.

После уборки дом начинали украшать. На свежевымытые стены вешали домашние ковры с вытканными религиозными сюжетами — Девой Марией в сине-красных одеждах, Младенцем Иисусом и Иосифом. Пол устилали можжевельником. Можжевеловыми же ветвями украшали оконные и дверные проемы, в которых развешивали и «многоэтажные» сооружения из соломки, которые называют «висячими коронами». «Корона» находится в постоянном движении, ибо ее уровни вертятся в разном направлении почти непрерывно, и она считается самым лучшим оберегом от ведьм и прочей нечисти. Пол также часто устилали соломой, которая должна напоминать в этот великий день о яслях, в которых после рождения лежал Божественный Младенец. Из соломки же и по сей день делаются различные рождественские украшения на елку и для внутренних помещений.

Для птиц — созданий Божьих, которым туго приходится в холода, — в сочельник — эта традиция жива и сегодня — на длинном шесте на крыше вывешивается рождественский сноп.

После завершения дел в крестьянских домах была обязательна баня, после которой переодевались в чистое платье и выпивали по стаканчику знаменитой норвежской водки — акевитта.

В сочельник после обеда обязательно нужно наведаться на кладбище, помянуть родных, положить на могилы специальные еловые венки и зажечь свечи.

В пять часов вечера все идут в церковь на службу.

Считается, что в сочельник, после окончания службы живых, ровно в полночь начинается служба для умерших, которую отправляет умерший священник. Если живой осмелится прийти на такую мессу, то может узнать, кто умрет в этом году. Однако такое гадание — а это и есть один из способов рождественских и новогодних гаданий — может закончиться весьма печально для смельчака — его могут забрать в царство мертвых.

Большая часть гаданий связана с будущим урожаем, жизнью и смертью членов семьи, а также предстоящим замужеством (любимой темой святочных гаданий во всех странах).

Довольно необычное гадание в Норвегии связано с процессом варки пива: если оно очень кипит и клокочет, то значит, в доме во время рождественских праздников быть драке.

Кто раньше всех приготовит рождественский ужин или первым повесит сноп для птиц, в доме того хозяина будет ранний отёл.

По найденным на полу утром в сочельник зернам от рождественского снопа судят о будущем урожае.

Если на полу лежат крест-накрест соломинки от снопа, то это предвещает смерть кому-нибудь из членов семьи.

Пожадничавший хозяин, повесивший слишком маленький рождественский сноп, может ждать плохого урожая зерна.

Если на сноп сразу слетелось много птиц, то урожай будет хорошим.

Из чьей трубы в сочельник дым валит гуще, в том доме будет самый богатый урожай.

Чем больше искр вылетает из трубы, тем год будет лучше.

Если ветер сильно треплет фруктовые деревья, то урожай будет хороший. Если ветра вообще нет или он слабый, то хозяин сам может потрясти деревья.

Тот, кто возьмет первую ложку каши вечером в сочельник, вскоре умрет. Чтобы уберечь семью от дурной приметы, хозяйка, как правило, подает кашу на стол с уже воткнутой ложкой, которую затем откладывают в сторону.

Если свеча горит ровно, то того, кому она принадлежит, ожидает долгая и спокойная жизнь. Если свеча гаснет, это предвещает скорую смерть. Тот из супругов, чья свеча горит дольше, умрет позже.

Если кто-то во время рождественского ужина встанет из-за стола (а делать это категорически запрещено всем, кроме хозяйки, подающей на стол), то может увидеть себя стоящим без головы за окном. Это плохой знак.

Большой цикл гаданий связан с предстоящей женитьбой или замужеством. Отличительной чертой норвежских гаданий — как это не покажется странным русскому человеку — является то, что часто о будущей жене гадают молодые парни. Гадания такие довольно страшные.

Молодой человек берет в руку рождественское печенье и три раза спиной вперед обходит вокруг дома, читая при этом с конца «Отче наш». Когда он завершит третий круг, то увидит девушку, на которой и женится, Если же никого не увидит, то никогда и не женится.

Самое жуткое гадание известно под названием «сидение в рождественской горнице». В рождественский сочельник гадающего запирают в темной комнате, а глаза его повязывают косынкой. Позже вечером его выводят из темной комнаты, ведут в горницу и усаживают за стол, на котором стоят три чашки — с пивом, молоком и водой. Тут глаза гадающего развязывают и оставляют его одного. Молодой человек должен произнести заклинание типа русского, произносимого девушками: «Суженый-ряженый, покажись мне!». Через некоторое время раздается шорох и потрескивание, которые становятся все громче, дом начинает ходить ходуном, и даже двор бывает виден сквозь «пляшущие» бревна. Вскоре появляется и суженая. Она берет чашку, пьет из нее, а затем исчезает. Если девушка выпила пиво — значит, семейная жизнь будет удачной, а в доме будет большой достаток. Если выбрано молоко, то в доме достаток будет средним, А если уж взята чашка с водой, то молодым придется в жизни туго.

Рано утром молодой человек должен обойти три раза задом наперед вокруг дома с одной-единственной дверью, войти внутрь и посмотреть через две дырки в горбушке хлеба, проделанные специально на уровне глаз. Так можно увидеть будущую жену. Довольно часто гадают тем же способом и девушки.

В ночь на Новый год девушки и юноши забираются на крышу дома и опускают в трубу на длинной нитке серебряное кольцо, а сами тем временем смотрят вниз, кто придет и отвяжет кольцо. Это и есть суженый.

В рождественскую ночь обходят три раза колодец, а затем смотрят вниз на воду, где должен появиться лик избранника или избранницы.

Как и на Руси, ходят и на перекресток послушать и посмотреть. Услышанное и увиденное толкуется как знак будущего.

Особое значение для норвежцев имеет рыба. Поэтому одно из самых популярных гаданий связано как раз с предсказанием улова в будущем году. В рождественский сочельник в дом вносят блюдо, в которое наливают морскую воду и по краям которого раскладывают бумажки с написанными на них названиями самых богатых «рыбных» мест. Затем блюдо ставится подальше от глаз людей на полку или в темный угол. На следующее утро тот, кто проснулся первым, осторожно и ни с кем не разговаривая подходит к блюду и смотрит — там, где скопилось больше всего пузырьков воды, и будет наилучший улов.

На Рождество дети и взрослые получают подарки. Обычай этот древний, однако подарки получали в старину прежде всего на Новый годы. Связана эта традиция с обычаем господ одаривать своих слуг «поощрительными» подарками по случаю успешного завершения земледельческого цикла. В более поздние времена подарки стали дарить на Рождество, связывая это с благодеяниями Господа и Его милосердием и добротой. Недаром подарки получают только хорошие дети, которые заслужили их своим примерным поведением.

При помощи подарков девушки выражают симпатии молодым людям. Для этого норвежки изготавливают специальные куклы из ниток, которые так и называются «рождественские куклы», и дарят их своим избранникам.

В других странах подарки детям раздает святой Николай (Санта Клаус), который часто показывается в свой день — 6 декабря — и грозит непослушным малышам розгой.

В современной Норвегии в гости к ребятишкам является рождественский ниссе. «В старые времена ниссе было видимо-невидимо, не то, что теперь. Почти в каждой усадьбе жил свой ниссе. Ростом они не больше ребенка, носят серые штаны, куртки и красные вязаные шапки с кисточкой. Пальцев у ниссе всего четыре, потому что больших пальцев на руках у них нет, — писал о ниссе известный фольклорист и сказочник Андреас Файе. — Живут ниссе обычно на сеновалах, в хлеву или в конюшне. Помогают ухаживать за скотиной и чистить скребницами лошадей. Но относятся они к лошадям по-разному, совсем как люди. Случается, ниссе забирает сено у одной лошади и отдает его другой. Любимчики ниссе выглядят особенно холеными и красивыми. У них всегда кормушки полны, тогда как у других лошадей кормушки часто пустуют.

Ниссе большие шутники. Они любят позабавиться, открыв стойла и выпустив коров на волю, или напугать скотницу, задув фонарь. А то и придержат сено, чтобы скотница начала его дергать изо всех сил. Тогда ниссе отпускает сено, и скотница от неожиданности падает... Обычно ниссе добры и трудолюбивы. И помогают по хозяйству... Но работают они обычно ночью, когда люди спят. А если кто-то не спит, он не должен мешать ниссе.

Главное, не забывать угощать их чем-нибудь вкусненьким вечером в четверг, не говоря уж о рождественском сочельнике. В сочельник им на сеновал приносят сливочную кашу, пиво, печенье и другие сладости. Ниссе довольно привередливы, но, если еда им нравится и настроение у них хорошее, они могут даже вылизать миску.

Насмешек и брани ниссе не терпят и мстят за обиду. Забывший об этом, рискует нажить себе неприятности, потому что ниссе, хоть и малы ростом, но очень сильны.

У ниссе в обычае креститься на лунный свет. Зимой они любят кататься на санках и прыгать через изгородь в снег. Иногда они катаются вместе с ребятишками. В сани они запрягают жеребят или телят и одинаково быстро въезжают на горку и съезжают с нее. Хотя сами ниссе любят повеселиться, шум и беспорядок их раздражает, особенно по четвергам или на Рождество. В Норвегии говорят: «Ниссе наш общий любимец!»*

Ученые считают, что ниссе — это уменьшительно-ласкатель-ное имя от Николая. Святой Николай был епископом в Смирне в Малой Азии в IV веке. Святой Николай (в англоговорящих странах известный как Санта Клаус) приходит к добрым и послушным детям в рождественскую ночь, а ниссе навещает их в сочельник. С течением времени образы ниссе и Санта Клауса так тесно «пере-плелись», что стали почти неразделимы.

Санта Клаус прилетает по воздуху в санях, в которые запряжены северные олени и которые приземляются на крыше дома. Внутрь он проникает через печную или каминную трубу, и именно поэтому все члены семьи развешивают на каминной полке большие чулки, чтобы Санте было куда положить свои подарки.

Однако в старину подарки маленьким норвежцам приносил не домовой, не святой Николай, а рождественский козел. «Все знают, что на Рождество ниссе приносят детям подарки, но вспоминает ли кто-нибудь теперь о рождественском козле? — писал Закариас Топелиус. — А ведь когда-то он был любимым другом детей и приходил к ним в сочельник. Он ходил на четвереньках в шубе с длинным мехом, у него была длинная борода и рога, сделанные из деревянных ложек. Козел приносил детям целую корзину подарков. Нынче козел вышел из моды, и его обязанности перешли к рождественским ниссе. Ниссе не ходят на четвереньках, и от козла у них остались разве что шубы и бороды. Времена меняются, а с ними и рождественские обычаи. Но хотя у нас рождественский козел больше не приходит к детям с подарками, кое-где он еще существует...»*

«Происхождение» рождественского козла довольно туманно, и никто не знает, откуда он появился. Известно лишь, что ближе к Рождеству козел спускается с высоких гор и все ближе и ближе подходит к человеческому жилью. За несколько дней до Рождества он уже заглядывает в окна и внимательно наблюдает за поведением взрослых и детей и приготовлениями к великому празднику. Маленьких норвежцев пугают рождественским козлом точно так же, как русских малышей — букой: «Вот придет рождественский козел и, если ты будешь плохо вести себя, заберет с собой», — или: «Будешь плохо вести себя и не получишь от рождественского козла никакого подарка».

Высказывались предположения, что рождественский козел ведет свою «родословную» от последнего снопа хлеба, который называли «козлом» и который играл большую роль в празднике урожая и символизировал плодородие земли. К слову сказать, солома, которую постилают на пол и рождественский сноп также часто связываются именно с праздник урожая и плодородия земли.

Рождественская елка появилась в Скандинавии лишь в прошлом веке. На хуторах же и по сей день существует традиция рубить ель — делают это хозяин с одним из сыновей — в сочельник и наряжать ее ближе к вечеру.

После плотного ужина, рождественских игр и веселья в старину укладывались спать, но на ночь — против ведьм и троллей, которые часто наведывались в дома людей за вкусной рождественской едой и устраивали собственные «гулянки», — оставляли горящую свечу. Часто у хлева во дворе выставляли метлу, чтобы заглянувшая в усадьбу ведьма отправилась на «про-гулку» верхом на новой метле, а животных оставила в покое.

На следующее утро хозяин с хозяйкой разносили завтрак с кофе в постели своим гостям и близким. После этого все одеваются, читают «рождественское евангелие» и отправляются в хлев, где также читают Божественные тексты, а затем угощают животных хлебом и прочими вкусными вещами.

В первый день Рождества не разрешалось никуда уходить из собственной усадьбы. Единственное исключение делалось для поездки в церковь. По дороге домой часто устраиваются «санные гонки» между представителями соседних хуторов. Сами норвежцы говорят, что в этот день они хорошо едят, хорошо отдыхают и хорошо спят — набираются сил перед вторым рождественским днем, когда с раннего утра начинаются игры, забавы, катание на санях и скачки наперегонки. В старину молодые люди на лошадях объезжали соседние хутора, в каждом из которых их неизменно угощали акевиттом. Многие парни вели себя не всегда спокойно — ведь в этот день им разрешалось все и прощались любые выходки. Сохранилось множество свидетельств, что особой доблестью считалось въехать на коне в дом — если позволяла дверь. Хозяин же при этом должен был низко кланяться и подносить угощение — часто стаканчик наливался и лошади.

Второй день Рождества по праву можно назвать днем шуток и розыгрышей — часто весьма неприятных, но на которые никто не обижается. Молодые люди с утра могут завалить вашу дверь снегом или припереть бревном. Могут забить тряпьем вашу каминную трубу, могут выпустить скот во двор, могут поставить животных в хлеву хвостом к двери. Словом, молодежь в эти дни неистощима на разные пакости. Самое удивительное, что традиция эта жива и по сей день и, несмотря на активное стремление полиции прекратить «рождественские безобразия», сами норвежцы ими нисколько не возмущаются. В современной Норвегии многие домохозяева — конечно, в маленьких городах и по хуторам — не спят в ночь на второй день Рождества и караулят проказников, испытывая детскую радость, когда «жданных» пришельцев удается напугать.

С этим днем связан и другой обычай, ибо именно на второй день Рождества приходится праздник святого Стефана, покровителя лошадей. В старину ранним утром поили лошадей — и, чтобы лошади были крепкими и быстрыми, для каждой набирали свежую воду. Ни одна лошадь не должна была пить воду, которую пила другая лошадь. Оставшуюся воду не выливали, а бережно сохраняли, в праздники поливая ею лучшие места за столом, приговаривая при этом: «Святой Стефан, помоги нам».

Именно с этого дня начинается и хождение по домам славильщиков, которых в Скандинавии называют «звездными мальчиками», ибо ходят они с шести— или восьмиконечной звездой. А вечером в день Стефана устраивают первое «явление» ряженых.

Со второго дня Рождества до самого Нового года каждый день устраиваются вечеринки, танцы и празднества.



* Цитата из сказки «О ниссе» дана в переводе Л. Горлиной.

* Цитата из сказки «Святая ночь» З. Топелиуса дана в переводе Л. Горлиной.

 


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С..В.


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 27.12.2008 Архив новостей Все новости »


Важно знать о Норвегии Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.


 

Web www.norge.ru

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига



Новости из Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru