Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Новости из Норвегии/Новости/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


на правах рекламы:


рекомендуем посетить:



15.02.2009

О Гамсуне в передаче "Непрошедшее время" на радио "Эхо Москвы"

Эхо Москвы / Непрошедшее время / Воскресенье, 15.02.2009. Ведущая: Майа Пешкова. Гость передаычи: Наталия Будур

М. ПЕШКОВА: Нобелевский лауреат Кнут Гамсун родился полтора столетия назад. Вокруг его имени столько пересудов и тогда, и нынче, что не могла расспросить об этом автора первой его биографии по-русски скандинависта и руководителя культурно-просветительского центра «Норд» Наталью Будур. Так и Чехову скоро 150, и Гоголю 200! Отчего же тень Гамсуна не даёт покоя норвежцам?

Н. БУДУР: В этом году, действительно, исполняется 150 лет, исполняется 4 августа. Но все мероприятия официальные начинают в Норвегии 19 февраля, в день смерти Гамсуна. Надо сказать, что юбилейный год расколол общество Норвегии, потому что вновь вспыхнули разговоры о том, был ли нацистом Гамсун, не был, надо ли праздновать, не надо. Тем не менее, торжества пройдут очень пышные. Девятнадцатого февраля всё открывается премьерой спектакля по мотивам повести Гамсуна «Голод» и спектакля «Улицы Гамсуна», или иногда его переводят сейчас как «Улица Гамсуна», сделанный по мотивам произведений писателя. Этот спектакль планируется провести по всей Норвегии, затем, возможно, он будет привезён в другие страны Европы и Восточной Европы тоже. Может быть даже в Россию.

Что же касается 19 февраля, то после открытия года, и после представления «Улиц Гамсуна», планируются уличные празднования или как написано в одной из статей «Aftenposten», крупнейшей газете, «праздничные безобразия». Когда будет шествие по улицам Кристиания [норв. Kristiania] – так раньше называли Осло, где будут останавливаться около тех мест, которые были Гамсуном описаны в его произведениях. И где будет принимать участие королева Соня. Вероятно, в самом шествии она принимать участие не будет, потому что не подобает этой королеве принимать участие в «безобразиях». А в открытии примет участие. Надо сказать, что год патронирует, кроме принцессы Метте-Марит*…

М. ПЕШКОВА: Это та самая принцесса, из-за которой норвежское общество раскололось пополам? На ней женился кронпринц, 80% было за то, чтобы этот брак состоялся, она из простой семьи. Да и дочка у неё уже была от первого брака. Вторая часть, наоборот, была против, дебаты были во всех газетах. Это так?

Н. БУДУР: Действительно так. Причём, в королевской семье это происходит уже во второй раз, потому что королева Соня, которую норвежское общество сейчас боготворит, в своё время тоже очень долго не могла получить королевской семьи на то, чтобы выйти замуж за нынешнего короля, потому что она, хотя и была из очень богатой семьи, но не королевского рода. И тогда влюблённой паре пришлось ждать очень долго, и наконец, было получено соглашение, пара сочеталась. И теперь, через много-много лет, история повторилась. Но на этот раз повторилась с удивительным поворотом, потому что Метте-Марит – девушка из простой семьи, и у неё был не очень благонадёжный, как сказали бы в России, муж. И ребёнок от первого брака.

Тем не менее, они сейчас живут с принцем, и у них есть ещё одна девочка. У Метте-Марит это второй ребёнок, а у кронпринца первый. Такие вот удивительные совершенно истории. Норвежское общество, как ни странно, действительно, тоже было расколото этой историей, совсем как сейчас расколото юбилеем Гамсуна: часть за, часть против.

М. ПЕШКОВА: А какие мотивы, чем руководствуются, когда речь идёт о человеке, родившемся 150 лет назад? Что, никакой реабилитации Гамсун не претерпел, не случилось?

Н. БУДУР: Вы знаете, реабилитацию, конечно, претерпел. Так казалось до недавнего времени. Но всё дело в том, что как только было объявлено, что юбилейный год будет праздноваться широко, во всех газетах, в Интернете, на радио, по телевидению стали происходить дебаты – был ли Гамсун нацистом, не был, и насколько творчество отделено от политических взглядов. Естественно, поскольку ни у кого не возникает сомнения, что лауреат Нобелевской премии всё-таки гений, и классик не только норвежской, но и мировой литературы, конечно, праздновать его год надо. Но, например, часть театров отказалось от празднования.

При этом главный режиссёр одного из крупнейших театров сказал, что они не будут ставить ни о Гамсуне пьесу, никакую из пьес Гамсуна, потому что он считает, что это значит принять участие в политических действиях. Он против этого. И очень интересная статья вышла в газете «Aftenposten» в самом конце января, где пишется, что по сравнению с празднованием юбилея Ибсена, выделено на Гамсуна в несколько раз меньше денег. При этом не удалось найти ни одного частного спонсора. Люди считают, что нельзя давать деньги на юбилей, как они считают, нацистского преступника.

При этом, что удивительно, вот уже полгода, ни много, ни мало, по всей стране каждый божий день выходит 5-6 статей, посвящённых Гамсуну, его творчеству, его книгам и разным случаям, которые были в его жизни. Для нас это, конечно, совершенно невероятно, потому что будет праздноваться в этом году 200-летний юбилей Гоголя, и мы не видим ничего подобного в нашей стране. А в маленькой Норвегии, вероятно, это происходит потому, и сами норвежцы об этом пишут, что маленькая нация, которая получила самостоятельность совсем недавно, чуть больше ста лет назад, конечно, для них вопрос национального самосознания стоит очень широко.

И, кроме того, тут ещё безусловную роль играет личность самого Гамсуна. Он никогда не хотел делать то, что от него требовало общество. Он всегда говорил, что у него есть собственные взгляды, собственные убеждения, и он никогда не будет им изменять. Получилось, и об этом тоже написано много статей, что норвежское общество, особенно старшее поколение, стало относиться к нему по принципу «Тот, кто не с нами – тот против нас». Отказали писателю в праве на собственное мнение. При этом, как хорошо известно, нет никаких доказательств, свидетельствующих о том, что писатель действительно был нацистом.

Он сочувствовал германцам, немцам, делал очень много. Но он делал не меньше и для того, чтобы спасти своих соотечественников во время войны. И конечно, больной, старый, глухой человек, перенесший несколько инсультов, вряд ли мог до конца принимать участие в политической жизни. Тем более, что всё из той же убеждённости и внутреннем упрямстве, которые, безусловно, тоже присутствовали в его характере. Он никогда не хотел читать запрещённых газет, и читал только разрешённые, в которых, безусловно, об ужасах войны, нацистского режима ничего не было сказано.

М. ПЕШКОВА: Кнут Гамсун. К 150-летию со дня его рождения автор первой русской биографии Нобелевского лауреата Наталья Будур в «Непрошедшем времени» на «Эхо Москвы».

Н. БУДУР: Самое удивительное, что любой исследователь очень заинтересован получить отклики из первых уст. И норвежская пресса сейчас даёт эту возможность. Все газеты, естественно, немедленно размещают свои статьи в Интернете. И что самое удивительное, я уже сказала, что 5-6 статей каждый день. И на каждую статью пишут люди, причём старшего возраста. Пишут пространные отзывы. Люди более молодого возраста более сдержаны, они не пережили оккупацию. Надо сказать, что 40-летние в некоторой степени дистанцируются от точки зрения своих родителей, и считают, что конечно надо отделять произведения Гамсуна от его убеждений. Тем более, что убеждения, как уже все признали, тоже весьма спорные. И можно ли говорить, что он был приверженцем идей нацизма – тоже большой вопрос. Может быть, он просто склонялся в ту сторону.

Вы знаете, я совершенно неожиданно на один отзыв норвежки, судя по всему не очень молодой, но в среднем возрасте. И вот что она пишет 22 января: «Кое-кто в Норвегии возражает против празднеств в честь Гамсуна, и называет его нацистом. Он действительно был прогермански настроен, но он был единственным, кто посмел возразить Гитлеру в лицо. В своей речи на суде Гамсун сказал: «К тем, кто нынче надо мной торжествует, потому что одержали победу, но победу мнимую, кажущуюся, к ним во время войны не приходили как ко мне целые семьи, начиная от простых, и кончая представителями высшего общества. Не приходили плачущие люди и не просили меня помочь им. И я действительно помогал. Когда я сидел и писал по мере сил и возможностей, отправлял день и ночь телеграммы, я, оказывается, предавал родину. Я оказывается, предатель родины. Пусть будет так. Вот только я себя таковым не считал. И таковым себя не чувствую. И поэтому совесть моя чиста».

И женщина, приведя этот отрывок из речи Гамсуна на суде, пишет: «Гамсун помог в освобождении многих людей. Только связь Гамсуна с немцами помогла ему спасти человеческие жизни. Хотя с мнением спасаемых им людей он был совершенно не согласен. Гамсун был осуждён за свои убеждения. Он считал безумным посылать молодых людей на войну в 1940 году, потому что вооружённых сил Норвегии практически не было. Мобилизация была проведена за несколько дней до оккупации Норвегии Германией. Ему не нравилось, что его соотечественники рискуют собственными и чужими жизнями в нелегальных операциях. Норвежцы так безобразно отнеслись к Гамсуну после войны, что нам, пожалуй, не стоит отказываться от мысли, что он нацист. Слишком поздно просить прощения».

Добавить мне здесь нечего, потому что это как крик души норвежского народа. И что самое удивительно, если дискуссия до этой дамы была очень оживлённая, то после её отзыва не было уже никаких записей, потому что возразить ей, действительно, очень сложно.

М. ПЕШКОВА: Почему состоялся суд, и почему Гамсун ездил и встречался с Гитлером?

Н. БУДУР: Гамсун всегда любил Норвегию и обожал Германию, потому что он считал, что именно Германия обеспечит Норвегии, как он выражался, достойное место за столом переговоров в свободном мире. Он был прогермански настроен, потому что, как известно, Гитлер видел в нордических народах и культуре своих прародителей, отсюда выводил свою теорию, и Гамсуну это не могло не льстить. Всё дело в том, что в то время таких как Гамсун, было очень много. Мы знаем, что многие деятели культуры поддерживали саму идеологию. И, кроме того, что сыграло немаловажную роль, именно Германия первой признала Гамсуна и его произведения. Он всегда об этом говорил, и писал, что только Германия и Россия с самого начала, с первого выхода его книг, были странами, которые его поддержали и которые его любили. Это действительно так.

Когда пришёл к власти Гитлер и Муссолини, он поддержал не только Гитлера. Он начал с того, что поддержал Муссолини. Гамсун увидел в них сильную личность так им обожаемого Ницше. И он считал, что это те люди, которые действительно обеспечат, как он считал, процветание его родной Норвегии. О своих убеждениях он сказал как раз в речи на суде. Он сказал: «Я всегда любил Германию, никогда не собирался от этого отказываться. Я считал, что только с Германией, противоположность Англии, Норвегия может быть свободна и счастлива». Англию Гамсун просто ненавидел. Ненавидел с самого детства. Этому тоже есть определённые основания, потому что Норвегия экономически была зависима от Англии, и Англия никогда не была заинтересована в экономическом развитии Норвегии.

Вот таковы причины любви Гамсуна к Германии. И личного плана, как мы понимаем, для художника немаловажного, и чисто национального, как у патриота, который любит свою страну. Когда началась война, Гамсун уже был весьма преклонного возраста, ему было за 80. Он был глухой практически, разговаривать с ним можно было только когда человек кричал ему в ухо. У него очень ослабло зрение. При этом он хорошо чувствовал себя физически, и был вполне силён для того, чтобы ездить, предпринимать какие-то поездки, много гулял, но ничего не писал практически.

И в этой обстановке Гамсун стал выступать за то, чтобы норвежцы поддержали Германию. Оправдать его, конечно, невозможно. Но он сам говорил, что не нуждается в оправдании и в объяснениях. Он говорил, что он такой, какой он есть. Он так считал. И даже злейшие его враги – критики, признают, что Гамсун очень много сделал для спасения своих соотечественников из концентрационных лагерей. Вместе со своим сыном и женой он был у Тербовена**, главы норвежского правительства, и просил его освободить. Надо сказать, что немцев он раздражал своими бесконечными просьбами. Они к нему не прислушивались. И это тоже признают исследователи.

Они считали, что есть Гамсун, автор книг, которые обожают в Германии.

М. ПЕШКОВА: Каких, например, книг, которые обожали немцы?

Н. БУДУР: Обожали, прежде всего, «Пана и Викторию». И тоже есть воспоминания о том, что во время войны немецкие солдаты и офицеры приходили в Норхольма, в дом Гамсуна, который до сих пор принадлежит семье Гамсунов, с книгами, с просьбами подписать. По этому поводу, как ни странно, до сих пор тоже идут споры. Никто никогда не видел, чтобы Гамсун сам спускался со второго этажа, где он работал, и подписывал книги немцам. Поэтому это даёт возможность некоторым исследователям творчества писателя сделать вывод, что книги за него подписывала его жена Мария. И это действительно возможно, потому что ещё до войны Гамсун передал ей ведение всей переписки. И она умела не подделывать, в данной ситуации невозможно употребить это слово, а ставить его подпись. Поэтому очень может быть, что именно Мария и подписывала часть этих книг, хотя, безусловно, писателю было очень приятно, что он пользуется такой популярностью у немецких солдат.

Надо сказать, что после войны, когда Гамсун после суда вернулся в свою усадьбу, его соотечественники приходили и бросали ему через забор его книги. И конечно, для писателя это было ужасным горем. Тем не менее, он сумел это пережить, написать своё произведение «По заросшим тропинкам», и доказать всем свою правоту. И тем более доказать, что диагноз слабоумие, который был ему поставлен психиатром Лакфельдом совершенно неверен. Собственно говоря, об этом говорили с самого начала. А под суд Гамсун попал сразу после войны, потому что его обвинили в пособничестве нацистам. Хотя, как уже говорилось, он действительно спас очень много людей. Он вызволил многих евреев и помог им бежать в Швецию.

Например, знаменитая история с немецким журналистом Максом Тау. И когда после войны, уже совсем недавно, в конце прошлого века, проводились исследования на предмет расизма в творчестве Гамсуна не нашлось ни одного произведения, ни одного письма, где он бы высказывался против евреев. Поэтому совершенно невозможно обвинить его в антисемитизме. Если абстрагироваться от обвинений и того, что мы слышим, действительно, никаких доказательств, как бы мы сказали – вещественных, нет. Всё идёт на уровне убеждений, причём, и на уровне трактовок. Причём, какие-то слова можно трактовать так, а какие-то иначе. И именно из-за трактовок и возникает обвинение писателя в нацизме. Потому что на самом деле он был прогермански настроен.

Когда состоялась встреча Гитлера и Гамсуна, она закончилась плачевно. Гамсун не поддался обаянию Гитлера. Закончилось тем, что они начали кричать друг на друга, и Гитлер просто приказал выгнать «этого безумного старика». К счастью, присутствовал человек, который владел немецким и норвежским, и он смог оставить запись их последней беседы. Поэтому мы точно знаем, что Гамсун никаких словословий не пел, и никаких хвалебных гимнов не исполнял в честь Гитлера. А наоборот, требовал, чтобы из Норвегии убрали Тербовена, чтобы прекратилась оккупация. И когда Гамсуна обвиняют в том, что он знал о существовании лагерей… Не знал он, конечно. И ошибка исследователей в том. что они не верят в то, что Гамсун писал уже после войны, когда говорил, что «мне просто не от куда было это знать».

У нас есть свидетельства госпожи Сигрид Стрей, его адвоката, которая была ярой антифашисткой, сама сидела в лагере для антифашистов под Осло. Она как раз пишет, что «когда я во время войны общалась с Гамсуном, я понимала, как мало информации до него доходило». Он действительно был отрезан от внешнего мира. И именно г-жа Стрей после войны поддерживала Гамсуна, именно она помогла ему добиться издания «По заросшим тропинкам», которое не хотели издавать. Мы говорили, что норвежцы бросали книги через ограду в усадьбе. Это правда. Но с другой стороны был спрос на его книги. И когда было издано в 1949 году «По заросшим тропинкам» первым тиражом, тираж 5 тысяч, колоссальный тираж для Норвегии, он разлетелся мгновенно. Был сразу переведён в Швеции, в Германии. И до сих пор это одна из самых продаваемых книг. Никогда не скажешь, что написана она почти 90-летним писателем.

М. ПЕШКОВА: Так что же нас ждёт в год Гамсуна?

Н. БУДУР: В год Гамсуна нас ждут всевозможные торжества. Девятнадцатого – начало. После этого, практически каждую неделю в каждом городе Норвегии будет происходить какое-то мероприятие. Но опять всё очень непросто, потому что к году Гамсуна Гримстад, неподалёку от которого расположена усадьба Нерхольма Гамсуна, жители Гримстада поняли, что у них нет ни улицы, ни площади, названной именем писателя. И несколько месяцев шли дебаты, стоит ли называть хоть какую-нибудь улицу в честь великого писателя. И вот под конец, 21 января, с третьего или четвёртого захода, при голосовании 4 голоса против 2, было решено переименовать центральную площадь Гримстада, перед библиотекой, в которой происходил суд над Гамсуном, в площадь Гамсуна. Там будет установлен ещё и бюст писателя.

А библиотека в ближайшем будущем будет превращена в библиотеку Гамсуна. Шла речь о том, чтобы переименовать знаменитое шоссе Е-18 в Е-18 Гамсун, потому что оно как раз проходит мимо усадьбы. Но на это не пошли члены культурного совета. Но, тем не менее, в Гримстаде уже есть площадь Гамсуна. Это большое дело. Будут происходить всевозможные театральные, всё-таки, фестивали и мероприятия, готовится специальный спектакль, посвящённый жене Кнута, Марии Гамсун, актрисе и писателю. Очень трагичная во многом фигура, сломленная во многом своим мужем, оторванная от театральных подмостков, всю жизнь страстно его любившая и не менее страстно ревновавшая. Её жизнь – это отдельный авантюрный роман. Она оставила нам тоже свои воспоминания о Гамсуне.

Тем не менее, театральная постановка, которая уже готовится и будет показана в январе, она сделана по её четырём мнимым письмам, когда она влюбилась в Гамсуна, когда она жила с Гамсуном, это как бы 4 письма Кнуту. Когда она была помещена в тюрьму, и последнее письмо, когда он её пригласил вернуться. Там есть невероятный сюжет о том, как Мария Гамсун была отлучена от своего мужа, потому что профессор Ланкфильд обманом заставил её рассказать об интимных подробностях интимной жизни. Потом эти подробности были опубликованы, т.е. была нарушена клятва Гиппократа и тайна молчания врачебного. И Мария, конечно, была сломлена.

А Кнут не смог ей этого простить. И долгое время они жили раздельно. И только в конце жизни, конечно, речь идёт о последних 8 лет жизни, 5 из них они были разлучены. Последние три года они были вместе, Кнут позвал Марию к себе. Об этом прекрасно написано в её книге «Под сенью золотого дождя». Невозможно читать… Где-то с улыбкой, с иронией, а последние страницы просто со слезами на глазах.

М. ПЕШКОВА: А что ещё планируется в год Гамсуна?

Н. БУДУР: В год Гамсуна, 19 февраля откроется очень интересная выставка в Национальной библиотеке. Всё дело в том, что Национальная библиотека является куратором года Гамсуна, и к 19 февраля они подготовили совершенно невероятную по экспонатам экспозицию, посвящённую Гамсуну и необычным изданиям. И называется она тоже очень неожиданно – «Кубоаа». Такое вот странное слово. Это слово взято из романа «Голод», хотя, на самом деле, «Голод» совсем не роман. А сам писатель просил называть его книгой, потому что романом его, конечно, не назовёшь. Там нет никакого сюжета, в основном это метафизические переживания.

Так вот, это слово «кубоаа», оно выступает с точки зрения Национальной библиотеки, как символ мечты Гамсуна о создании нового языка и новой литературы. Там будут уже ранее экспонировавшиеся рукописи, и будет то, что является неким эксклюзивном Национальной библиотеки. Дело в том, что Гамсун был очень бережлив. Это у него отголоски тяжёлого детства. Он ничего никогда не выбрасывал, ни одной четвертушки бумаги, старых календарей. И эти старые календари будут выставлены как раз на этой выставке в Национальной библиотеке.

С 7 февраля по 1 марта состоится тоже в Осло выставка «Живопись Ванды Хареимс» по мотивам творчества Гамсуна. Вообще, выставок будет очень много. И иллюстраторов, современных Гамсуну, и даже норвежцы сделали реанимацию старого немого фильма «Плоды земли». Это фильм 1922 года.***

М. ПЕШКОВА: Девятнадцатого января в магазине «Библио-Глобус» официально откроется год Гамсуна в России. С презентацией книги о нём – Наталья Будур. Выступление дипломатов и скандинавистов, научных сотрудников и членов музыкального общества Грига.

Звукорежиссёры Вера Кузнецова и Алексей Нарышкин, а я – Майя Пешкова. Программа «Непрошедшее время».

* * * * * * * * * * * * *

* Её Королевское Высочество кронпринцесса Норвегии Метте-Марит, урожденная Метте-Марит Тьессем Хёйби, (норв. Mette-Marit Tjessem Høiby, р. 19 августа 1973 года) — супруга кронпринца Норвегии Хокона, наследника норвежского престола.

** Тербовен (Terboven) Йозеф Антон Генрих (23 5 1898, Эссен — 8.5.1945, замок Скаугум, Осло, Норвегия), партийный деятель, руководитель оккупационного режима в Норвегии, обергруппенфюрер СА (9.11.1936) Окончил Высшую реальную школу в Гумбольте. 22.6.1915 поступил в армию добровольцем. Участник 1-й мировой войны, лейтенант. Тербовен умер в мае 1945, предположительно, покончив с собой.

*** С 7 февраля по 1 марта в Осло можно будет увидеть выставку живописи Ванды Хареимс по мотивам творчества Гамсуна в Галерее Арктандрия, адрес: Frognerveien 4. www.wanda-hareim.no .

С 10 февраля по 7 марта в Осло в театре Торшов состоится показ нового спектакля «Голод», режиссер Йоринде Дрёсе.

19 февраля в Осло в кинотеатре Синематекет ожидается также показ «Плоды земли», фильма 1922 года датского режиссера и актера Гюннара Соммерфельдта. Этот немой фильм был отцифрован, и к нему была заново добавлена музыка в исполнении Kringastingsorkesteret.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник:  Радиостанция «Эхо Москвы»

 


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 15.02.2009 Архив новостей Все новости »


Важно знать о Норвегии Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.


 

Web www.norge.ru

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига



Новости из Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru