11.04.2009
КАК РАЗГАДАТЬ ПАСХАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ?
Подсказку к разгадке тайны хорошего пасхального детектива можно найти еще задолго до последней страницы.
Инспектор полиции и автор детективных романов Йорн Лиер Хорст рассказывает, как обычно поступают писатели.
В последние годы Хорст больше известен как писатель и создатель героя серии романов о Вильяме Вистинге. Как и его создатель, Вистинг служит в полицейском участке в Ларвике. Последняя из четырех книг о нем («Единственный») вышла в 2007 году. А пятый роман выходит осенью этого года.
Йорн Лиер Хорст пишет сейчас книгу о методах работы полицейских для детей и подростков.
Словом, он сведущ и в полицейских, и в писательских тайнах, и прекрасно понимает, как пишется пасхальный детектив.
- Традиционный детектив, который принято читать на пасху, строится по принципу раскрытия загадки «who's-done-it» - «кто совершил преступление». При этом авторы пасхальных криминальных рассказов и романов стараются сделать так, чтобы читатель имел возможность догадаться о том, кто же из героев – злодей, - задолго до конца книги, - говорит Хорст.
Впервые норвежский пасхальный роман вышел в издательстве «Gyldendal» в 1923 году. О его появлении на прилавках магазинов объявила газета «Aftenposten» в субботу 24 марта: на первой полосе известного издания красовался заголовок «Бергенский поезд был ограблен сегодня ночью». С тех пор в Норвегии стало традицией выпускать на пасху детективы.
– Я не могу дать читателям точных советов, как именно побыстрее вычислить убийцу, не заглядывая в конец книги, - говорит Хорст, - но все-таки кое-какие закономерности есть.
Он говорит, что любое криминальное чтиво строится на четырех элементах – первоначальном рассказе об убийстве, мотиве, алиби и в конечном итоге законе «все не так, как тебе казалось с начала книги». Ни в коем случае нельзя принимать быстрых решений и делать поспешных выводов.
- Очень часто в романе или телевизионном сериале, посвященном раскрытию преступления, отрицательный герой, попадающий немедленно под подозрение, оказывается невиновным, - говорит писатель.
Он полагает, что раскрыть преступление легче всего, вычислив мотив преступника. И тут не имеет значения, идет речь о настоящем или о «книжном» злодеянии. Мотивом убийства чаще всего становятся деньги, власть, месть или попытка скрыть другое преступление. В книге автор нередко старается сделать так, чтобы одно убийство маскировало связь преступника с жертвой или другими участниками драматических событий.
– Должен сказать, что я бы посоветовал читателям написать на листе бумаги имена героев книги и провести между линии, которые будут символизировать существующими между ними связи и отношения. Я делаю точно так же, когда расследую настоящее дело на своей работе в полицейском участке, - рассказывает Хорст.
Писатели ведь тоже должны придерживаться определенных правил. Так, практически не бывает, чтобы убийца появился в книге уже на последних ее страницах. Так быть не должно. Но зато часто автор старается замаскировать убийцу с первых страниц романа, превратив его в «невинную овечку».
– Хороший писатель всегда оставляет для читателя «зарубки» и «подсказки», но при этом старается запутать его и пустить по ложному следу, - утверждает Хорст.
Быть может, в ущерб достоверности, как правило, тот, у кого нет алиби в романе, оказывается невиновным. Но именно благодаря отсутствию алиби на момент совершения убийства читатель и подозревает такого героя по указке автора с первых и до последних страниц книги.
- Но в по-настоящему хорошем детективе писатель заставляет подозревать всех своих героев по очереди, одного за другим. По мере того как расследуется преступление. Вот так-то!
Slik avslører du påskekrimmen
Перевод с норвежского Наталии Будур
опубиковано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: ANB-NTB

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|