До конца прошлого года компания доставляла груз морским путём, однако после захвата их судна с грузом сомалийскими пиратами Finnfjord решила налаживать смешанные перевозки: по железной дороге до российского порта и далее – по морю в Норвегию. В декабре 2008 г. компания перевезла новым маршрутом пробную партию кокса. Как рассказал представитель Архангельского морского торгового порта (АМТП), после этого компания взяла тайм-аут, чтобы посчитать рентабельность маршрута. "С тех пор возобновления переговоров о сотрудничестве не было", – утверждают в порту.
По словам Стена Олафа Нильсена, итоги пробной отправки устроили компанию. Срок доставки груза по сравнению с традиционным морским маршрутом сократился на 20 дней. Кроме того, новая схема позволяет перевозить грузы небольшими партиями по две-три тонны, тогда как морскими судами выгодно возить только крупные партии.
"Мы выбрали Архангельск, потому что он не такой загруженный, как порт в Мурманске, и обладает большими свободными мощностями", – говорит Стен Олаф Нильсен. Исполняющий обязанности заместителя губернатора Архангельской области Александр Мирелли отметил в ходе заседания, что проект может быть использован в дальнейшем не только для доставки кокса, но и для транспортировки других грузов.
Развитие этого проекта выгодно самому порту. Так, за первые четыре месяца 2009 г. объём перевалки грузов в АМТП упал на 27%. При этом порт загружен на 30% от проектной мощности.
Аналитик ИФК "Метрополь" Надежда Тимохова отмечает, что для порта, мощности которого простаивают, выгодно получить дополнительный грузопоток. "Если норвежцы посчитали этот маршрут оптимальным, то Архангельский порт сможет неплохо заработать", – говорит эксперт.
Участники рынка сомневаются в разумности реализации этого проекта. По словам начальника управления сбыта ОАО "Кокс" Владимира Курсова, европейский рынок потребления кокса сейчас встал. "Мы ещё в прошлом году продали небольшую партию кокса, которая предназначалась для одного европейского металлургического предприятия, привезли его в Архангельский порт, разгрузили, но этот кокс оттуда до сих пор не забрали", – рассказывает он. По его словам, смысла перевозить кокс из Китая нет.
"После введения в КНР экспортных пошлин на кокс в размере 40% он стал очень дорогим, и это даёт нам возможность находить новые контракты там, куда раньше сырьё сбывал Китай", – говорит Курсов. Его слова подтверждают в "Алтай-коксе". "В качестве рынка сбыта сейчас просыпается Азия именно благодаря тому, что оттуда ушёл Китай, а поставки в Европу резко сократились", – рассказал источник в компании.
Источник: ChinaPro.ru
Опубликовано: Н.С. Дяченко (БНИЦ)