16.11.2009
НОРВЕЖСКОМУ ПОДВОДНОМУ ФЛОТУ — 100 ЛЕТ
Давний девиз норвежских подводников — «Esse non videri» — дословно по-латыни означает «Существую, невидимый». В быту это можно трактовать как «Делай работу, не обнаруживая себя».
История создания подводного флота во всех странах мира тесно связана с мировой историей войн, и в этом плане Норвегия не исключение.
Справка из военной энциклопедии.
Подводными лодками (ПЛ) называются боевые корабли, важнейшим тактическим свойством которых является скрытность, обеспечиваемая способностью погружаться и длительное время действовать в подводном положении. ПЛ предназначаются для уничтожения надводных кораблей, подводных лодок, торговых судов, поражения наземных объектов на территории противника, а также для выполнения различных специальных задач, требующих соблюдения скрытности.
Современная квалификация подводных лодок:
1. Атомная подводная лодка.
2. Многоцелевая.
3. Дизельная.
Следует прибавить, что подводные лодки в Норвегии — это и мощное оружие защиты фьордов и важнейших наземных объектов, городов, и эффективное оружие против их блокады, осады и захвата морских акваторий.
Из истории подводного флота.
Насколько эффективным средством ведения боевых действий на море являются подлодки, показала Русско-японская война 1904-1905 гг. В Европе наибольшее внимание созданию подводного флота уделяла Германия. Уже в начале ХХ века Германия имела 334 подводных лодки. Однако после Первой мировой войны строительство их в Германии практически прекратилось.
1 февраля 1935 года Адольф Гитлер отдал приказ вновь начать строительство подводных лодок. 6 июня 1935 года адмирал Карл Дениц был назначен «фюрером подводных лодок» (Fuerer der U-boote, FdU) и должен был возглавить 1-ю подводную флотилию. В сентябре 1935 года Германия имела 11 пока небольших субмарин. В апреле 1940 года в Германии был составлен план по захвату Дании и Норвегии. Захват Норвегии означал бы приобретение военно-морских баз, которые можно было использовать в сражениях на Балтике и в Атлантике.
Начало датско-норвежской операции
Приказ о вторжении в Данию и Норвегию Гитлер отдал 21 февраля 1940 года. Общая датско-норвежская операция получила кодовое название «Операция Везерюбунг (»Везерские манёвры«); отдельно операция по захвату Дании называлась «Везерюбунг-Зюйд», Норвегии — «Везерюбунг-Норд».
Расстановка сил.
Норвегия имела к тому времени 6 дивизий общей численностью 55 тыс. человек (после частичной мобилизации). Норвежская авиация насчитывала 190 самолётов. Норвежский флот имел 2 линкора, 7 эсминцев, 8 тральщиков, 10 минных заградителей, 17 миноносцев, 9 подводных лодок. Интересно, что первую подводную лодку Куббен (Kobben) Норвегия получила еще 28 ноября 1909 года, а строилась она на немецкой судоверфи в Кельне; стоимость ее составила 936 000 норвежских крон.
Подводные лодки норвежского флота принадлежали к классам «А» и «В» и были спущены на воду в 1913-м и 1915 гг. В 1925 году, то есть задолго до начала Второй мировой войны, оба типа уже считались устаревшими. Ситуацию усугубляло отсутствие у норвежцев четких планов применения этого класса кораблей в боевых условиях, а также слабая подготовка экипажей подлодок, отсутствие на них современных гидроакустических приборов.
Дания имела военное соединение в 2 дивизии, общей численностью 14,5 тыс. человек. Датский флот состоял из 2 линкоров, 9 тральщиков, 3 минных заградителя, 6 миноносцев, 7 подводных лодок. Датская авиация имела 94 самолёта.
На помощь Дании и Норвегии были направлены войска союзников (Великобритания, Франция и Польша), соcтоящие из 4 британских, 3 французских и 1 польской бригады. При этом британский флот состоял из 3 авианосцев, 4 линкоров, 21 крейсера, 21 эсминца и 18 подводных лодок; французский — из 2 крейсеров, 11 эсминцев и 1 подводной лодки; польский флот имел 3 эсминца и 1 подводную лодку
Германия выделила для захвата Дании и Норвегии 21-ю армию, состоящую из 9 дивизий и 1 бригады (всего 140 тыс. человек). Операции содействовал немецкий флот в составе 2 линкоров, 7 крейсеров, 14 эсминцев, 3 тральщиков, 8 миноносцев, 28 подводных лодок. Пятый воздушный флот Рейха насчитывал 1300 самолётов.
Планы сторон.
Основным пунктом в плане немецкого командования было занятие крупных городов Дании и Норвегии и захват членов королевских семей и правительств обеих стран. Главы правительств должны будут подписать капитуляцию и заставить свои армии сложить оружие. Захват обеих стран по плану должен быть осуществлён в течение нескольких дней.
Для Дании же и Норвегии нападение Германии стало полной неожиданностью, поэтому у них не было никаких военных планов обороны.
Вторжение в Данию.
Рано утром 9 апреля немецкие войска высадили в Дании крупный десант в районе Копенгагена, а также захватили все главные мосты и аэродромы страны. Малочисленные силы датской авиации в ходе массированной атаки немецких бомбардировщиков были уничтожены за несколько минут, самолёты даже не успели подняться в воздух. Одновременно сухопутная армия пересекла датско-немецкую границу и начала продвижение в Ютландию. Лишь на границе датская армия попыталась оказать небольшое сопротивление. Король Кристиан X под угрозой бомбардировки жилых кварталов столицы вынужден был подписать капитуляцию и приказал армии сложить оружие. В результате за одни сутки немецкая армия беспрепятственно заняла все крупнейшие датские города, потеряв убитыми всего двух человек.
Вторжение в Норвегию. В тот же день, 9 апреля немцы сбросили десант в районе семи крупнейших норвежских портов: Осло, Арендаль, Кристиансанн, Ставангер, Берген, Тронхейм и Нарвик. Норвежская артиллерия, в свою очередь, нанесла удар по немецкому флоту, немцы понесли значительные потери возле Осло, Кристиансанна, Ставангера и Тронхейма. Благодаря этому норвежцам удалось в некоторых пунктах задержать высадку немецких войск, а из столицы эвакуировать королевскую семью, правительство, членов парламента и золотой запас страны. Тем самым был сорван план Вермахта вынудить короля подписать капитуляцию. В ночь с 9 на 10 немцы вновь попытались захватить короля Хокона VII возле города Эльверум, однако все атаки немцев были отбиты. Преодолевая сопротивление норвежских войск, немецкие части к 22 апреля заняли большую часть Южной Норвегии. При этом некоторые города, где находились сопротивлявшиеся норвежские войска, были подвегнуты сильным авиационным бомбардировкам: Ондальснес, Мольде, Кристиансанн, Стенкьер, Намсус, Буде, Нарвик. В ходе бомбардировок погибло много гражданского населения, города были опустошены, многие жители бежали в сельскую местность. Возле Нарвика 10 апреля произошло морское сражение между подошедшими на помощь норвежцам силами английского флота и немецкими эсминцами. Британцам удалось потопить или повредить немецкие корабли возле Нарвика, тем самым отрезав действовавшие в городе части второй и третьей германских горных дивизий. В результате немцам не удалось в первые дни кампании развить наступление на севере страны.
Предпринятые боевые действия союзников помогли освободить Нарвик и вынудить противника отойти к Бесфьёрду. Однако тяжёлое положение союзников во Франции заставило их 3-8 июня отвести свои войска из Норвегии. Вместе с ними эвакуировались норвежский король и его правительство. 2 июня немцам сдались норвежские части, действовавшие в Центральной Норвегии, а 10-го — части, находившиеся в Северной Норвегии. К 16 июня немцы заняли всю территорию Норвегии. В ходе этой операции потери составляли:
Великобритании — 4400 человек, Норвегии — 853 человека, Франции — 400 человек, Польши — около 100 человек, Дании — 17 человек. Всего союзники потеряли 12 боевых кораблей и 9 подводных лодок.
Потери Германии составили 6100 человек. Немцы потеряли 14 боевых кораблей и 6 подводных лодок.
Немецкий план «Подводный флот в Норвегии».
Оккупация немецкими армиями Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии окончательно вывела немецкий флот из тупика, и подводные лодки получили возможность расширить районы своих боевых действий. На побережье Норвегии немцами были развернуты базы подводных лодок группы «Подводный флот в Норвегии». Немцы использовали судостроительную промышленность Норвегии для восстановления материальной части подводных лодок, тем самым разгружая свои заводы. С помощью подводных лодок они прикрывали норвежское побережье от активных действий флота Советского Союза.
Ставангер — торговый порт и база подводных лодок, действовавших в основном на подходах к северным берегам Великобритании. В Ставангере производился ремонт и докование подводных лодок. Подходы к базе защищались минными заграждениями и береговой артиллерией.
Берген — место базирования подводных лодок, действовавших в Северной Атлантике. В Бергене размещался штаб командующего немецким подводным флотом группы «Подводный флот в Норвегии». В Бергене были организованы ремонтные мастерские, которые могли обеспечить ремонт субмарин до среднего класса включительно. В Бергене во время войны было начато строительство железобетонных убежищ для подводных лодок. До конца войны строительство их полностью закончено не было, однако в них укрывались до 9-12 подводных лодок среднего водоизмещения.
Нарвик — место базирования подводных лодок, действовавших на коммуникациях, связывавших северные порты Англии с портами Советского Союза, а также подводных лодок, предназначенных для операций в Северной Атлантике.
Тронхейм — опорный пункт подводных лодок, действовавших в Северной Атлантике. Тронхейм располагал техническими возможностями для ремонта подводных лодок. В Тронхейме, так же, как и в Бергене, имелись железобетонные укрытия.
Гаммерфест — база подводных лодок, действовавших на коммуникациях в Баренцовом море, связывавших США и Советский Союз. Гаммерфест имел необходимые ремонтные мастерские и укрытия. Кроме подводных лодок, на Гаммерфесте базировались флотилии миноносцев и торпедные катера из состава группы «Норд Флот».
Тромсе — опорный пункт подводных лодок, действовавших в Баренцовом море.
Киркенес — опорный пункт подводных лодок, действовавших на коммуникациях, связывающих порты Советского Союза на Севере.
Кроме того, в Норвежской зоне опорными пунктами подводных лодок являлись Варде, Харштадт, Кристиансанд, Ла-Фьорд и др., где лодки получали различного рода снабжение и производили мелкий ремонт.
Данная система баз позволяла контролировать районы Северного и Баренцова морей и Северной Атлантики, т. е. морские сообщения, связывавшие США и северные порты Великобритании, порты Великобритании и северные порты Советского Союза.
На порты и опорные пункты Норвежского побережья в различное время базировалось до пяти флотилий подводных лодок среднего и большого водоизмещения из состава группы «Подводный флот в Норвегии».
Такова краткая история подводного флота Норвегии в период второй мировой войны.
«Холодная война» в северных водах
Принятие американского плана экономической помощи в период с 1947 по 1950 — «плана Маршалла» — в размере 425 млн. долл. утвердили проамериканские настроения в стране и, в конечном счете, привели страну к вступлению в НАТО. В 1949 году Норвегия становится членом этого военного блока, а стратегическое положение страны приводит в созданию новой оборонной стратегии вдоль всего побережья, где используются и 3 немецкие подводные лодки K-класса. А всего Норвегия приобрела 8 подводных лодок, которые составили основу подводного флота в послевоенные годы. Лодки были приведены в порядок, многое из оснащения времен Второй мировой войны было снято и заменено современным оборудованием. Например, палубные пушки и пулеметы перестали использоваться на подлодках.
Подлодки предназначались главным образом для оказания сопротивления, для ведения морского боя под водой. Торпеды становятся главным боевым оружием на подлодках. Лодки, построенные в годы Второй мировой войны, имели большую скорость и хорошую надводную плавучесть. Технические новшества в виде шноркеля и усовершенствованные гидролакатеры привели к тому, что подлодки могли оставаться дольше под водой. В разгар холодной войны в начале 1960-х годов лодки класса Vog K-klassen оказались устаревшими и были списаны с вооружения.
Рождение нового подводного флота Норвегии.
60-е годы — это годы создания нового подводного флота Норвегии.
Основная задача подводного флота в то время — защита национальных интересов страны — требовала модернизации подлодок. В 1961 году у флота появляется новый класс подлодок — Кубен-класс Kobben-klassen (Type 207). Подводный флот Норвегии должен был получить 15 новых подлодок в период с 1964-го по 1967-й.
Этот новый тип подлодок стал своего рода пионером в норвежском подводном флоте. И до сих пор он остается основным типом подводных лодок, которые могут погружаться на большую глубину и находиться там длительное время.
До того как ВМФ Норвегии получил новые подлодки, он использовал немецкие подлодки типа 201 на правах аренды. Лодка, которая называлась в Германии U3, была известна в Норвегии под именем KNM Kobben (S310). Анализируя работу подлодки, норвежские военные смогли оценить подлодки этого класса и применяли их для обучения персонала.
Подлодки класса Kobben представляли основной тип в подводном флоте на протяжении 30 лет и широко использовались в пограничной зоне Баренцева моря
Перестройка в подводном флоте. В конце 1980-х — начале 1990-х 9 лодок класса Kobben были модернизированы. Предполагалось, что модернизация лодок должна была сохранить их боевую готовность и в новом тысячелетии. Перестройка флота коснулась следующих параметров:
— длина лодок увеличилась на 2 метра;
— все важные гидролокатеры были модернизированы;
— установлено новое навигационное оборудование;
— установлено новое коммуникационное оборудование;
— на борту установлены радиостанции и новые трансформаторы;
— установлены резервуары с питьевой водой и душ на борту.
Норвежский флот располагает 6-ю такими подлодками. Основная идея заключалась в использовании лодок типа Кobben-klassen до 2010, и они постепенно должны были вытесняться новыми подлодками.
Что думает Уле Нордман об «Уле классен».
Пояснение: Уле Нордман — это собирательный образ норвежца, как в России Иванов или Петров.
1970 годы — период осмысления современного подхода к новому поколению подлодок. В эти годы между Германией и Норвегией подписывается контракт по созданию нового поколения подлодок (Type 210). Но в 1978 году немцы отказываются от выполнения работ по контракту. Норвегия продолжает работать самостоятельно над проектом. По этому проекту в период 1983-1992 на верфях в Эмдене Thyssen Nordseewerke должны были быть построены 6 подлодок класса «Уле».
«Усталые подлодки» норвежского флота.
Современный норвежский подводный флот сегодня укомплектован 6-ю дизельными подлодками Ula-klassen (класса «Уле»), считающимися одними из самых мощных и безопасных в мире. Сегодня они способны решать многие стратегические задачи, которые выдвигает перед ними министерство обороны. Особенно после трагических событий 11 сентября 2001 года норвежский подводный флот стал все активнее принимать участие в учениях, патрулировать средиземноморье. Но их средний возраст — около 20 лет, что даёт «определённую пищу для размышлений» — надолго ли хватит этих «старушек»?
Новым правительством было принято решение списать почти все старые военные суда и принять на вооружение новые, то есть создать совершенно новый флот.
Любопытно, что за почти столетнее существование подводного флота Норвегия потеряла лишь одну субмарину, подорвавшуюся на мине в годы Второй мировой войны. В мирное время серьёзных аварий не случалось. Тем не менее, опубликованный доклад о происшествиях с подлодками заставил специалистов потребовать дальнейшего ужесточения мер безопасности. За последние десять лет норвежские подлодки двенадцать раз оказывались на грани серьёзных неприятностей. В основном это были удары о грунт, а в одном случае — столкновение с торговым судном, произошедшее в 1997 году. Каждый раз субмарины отделывались лишь повреждениями прочного корпуса и могли продолжить движение самостоятельно. Но начальник штаба ВМС Норвегии Якоб Борресен всё же считает, что число аварий непозволительно велико.
«Хорошо из далёкого моря
Возвращаться к родным берегам
Даже к нашим неласковым зорям,
К нашим вечным полярным снегам...»
Примечательно, что в Норвегии, как и в других скандинавских странах, никого в принудительном порядке служить на подлодки не направляют. Там служат лишь добровольцы, прошедшие не только тщательный общемедицинский, но и психологический отбор. Норвежские подводники сначала получают гражданское образование, затем в течение 8 недель проходят начальную подготовку и обучение в специальной школе в Бергене на базе ВМФ в Хоконвере.
Сегодня на подлодках в Норвегии служит 170 человек, из них 10 девушек.
Норвегия — первая страна, где женщины служат на подлодках, а норвежка Сольвейг Крей даже стала командиром субмарины. Сейчас она работает в штабе ВМС.
На норвежских лодках в повседневной жизни еду, оказывается, не готовят, в походе экипаж питается полуфабрикатами. Но зато на борту кораблей пекут хлеб.
Будущее ВМС не за горами, оно — за туманами.
После 2011 года (а фактически ввод кораблей в боевой состав может продлиться до 2020-го) у страны будет несколько сверхсовременных сторожевых кораблей и торпедных катеров.
«У нас будет самый современный флот во всей Европе», — сказал генеральный инспектор ВМФ Норвегии Ян Эйрик Финсет в интервью «Афтенпостен». Однако проблема в том, что новые корабли не будут готовы ещё как минимум до 2011 года. До той поры норвежскому флоту придётся обходиться шестью дизельными субмаринами. Но дальнейшие перспективы развития подводных сил Норвегии выглядят достаточно туманно. Ясно только, что в период с 2020-го по 2027 год пройдёт модернизация подводного флота. Заменой для «Уле» должны были стать корабли, уже окрещённые «Викинг» — детище специалистов трёх скандинавских государств: Швеции, Норвегии и Дании. Однако в 2003 году норвежцы заявили о своём выходе из этого проекта.
Что же ждёт подводный флот Норвегии?
Вопрос риторический, конечно...
Пока же Норвегия готовится к празднованию 100-летия своего подводного флота, и празднование обещает быть массовым и ярким.
Российские коллеги с Северного флота — а возможно, именно корабль из полярного соединения дизельных подлодок — будут участвовать в праздновании столетия норвежского подплава. На главной военно-морской базе ВМС Норвегии в Хоконсверне рядом отшвартуются норвежская, российская, американская, немецкая, французская и шведская подлодки.
Составлена программа юбилейных торжеств в четырёх городах Норвегии: Бергене, Осло, Хортене и Тромсе.
БЕРГЕН.
Празднование начнётся с открытия 22 апреля выставки «Подводный флот в наше время» в Музее морской техники.
22 мая планируется приход российской подлодки класса «Кило» с 72 членами экипажа на борту. Это будет второе посещение Норвегии российскими подводниками. Первое состоялось 17 сентября 2007 года. Тогда в Бергене побывала российская подводная лодка «Ярославль». В 2006 году норвежская подлодка посетила базу в Североморске.
Итогом таких встреч и контактов явилось не только личное знакомство моряков двух стран, но, прежде всего, начало совместных военных учений, которые в прежние времена были просто невозможны.
28 ноября 2009 г. Закрытие празднования. Бал в Григхалле .
ТРОНХЕЙМ.
6-8 марта. Экспозиция подводной лодки «Дас Бут» в старом бункере «Дора 1». ОСЛО.
«Подводный флот — будущее».
12 июня. Приём в Городском совете 400 гостей с участием гостей из Германии, Швеции, Польши.
Будут выпущены специальные юбилейные почтовые марки.
7-21 июня. Юбилейная выставка в музее Городского совета.
ХОРТЕН.
«Взгляд в историческое прошлое».
26-28 июня. Встреча ветеранов, концерт, салют, подлодки на рейде.
ТРОМСЁ.
«Подлодки на севере».
21-23 августа. В сотрудничестве с Полярным институтом выступления и рассказы ветеранов, экскурсии на лодки.
По случаю юбилея будет выпущена Юбилейная книга тиражом 3000 экземпляров (сентябрь 2009) и снят юбилейный фильм (май 2009).
С днем рождения, Ваше величество Королевский подводный флот!
По вопросам подписки и получения журнала «Соотечественник»пишите в редакцию по эл. почте: editor@landsmann.no
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник:Журнал Соотечественник

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|