18.04.2010
Эрленд Лу «Тихие дни в Перемешках»
Эрленд Лу похож на режиссера Балабанова. Правда, в отличие от режиссера Балабанова норвежский писатель вполне себе мирно воспринимает – и отображает – окружающую действительность. В России Эрленда Лу очень любят; в определенной степени знакомство с его книжками входит в базовую комплектацию среднестатистического молодого интеллигента (в нулевых на этой позиции находилось творчество Харуки Мураками).
В последнее время Лу часто сравнивают с Евгением Гришковцом и даже – видимо, для простоты обозначения – так и зовут: норвежский Гришковец. В какой-то степени это сравнение оправдано и понятно, разница лишь в том, что двухметровый житель Осло, в отличие от своего калининградского коллеги, более скромен, что ли. Оба – живописцы частностей и мелочей, но Гришковец мыслит себя куда как масштабней – писателем, деятелем культуры, из-за спины которого выглядывает великая русская литература. Так уж в России устроено.
Из-за спины Лу никто не выглядывает – это в принципе сложно с учетом его роста; хотя нет, одна усатая физиономия долгое время маячила. Физиономия американца Ричарда Бротигана, фанатом коего Эрленд является. Застрелившийся четверть века назад из-за неразделенной отеческой любви к дочери, Бротиган писал свои книги наивно, и это было супер. В том смысле, что он и вправду прекрасный автор. Лу действительно в начале карьеры активно подражал старшему коллеге, но постепенно отплыл в сторону. В случае с "Тихими днями" – так и вовсе перебрался на другой берег. Эрленд по-прежнему пишет "наивно", но иначе, чем прежде. И это сразу бросается в глаза.
Эксперименты с формой (переписка героев, целые куски то на немецком, то на английском; мини-главки, состоящие из диалогов), общая новизна текста соседствуют с привычными нам по другим книгам Лу персонажами. Они – эти герои – занятны, не слишком счастливы; много, однако неутомительно для читателя рефлексируют, и вообще, изрядно веселят, несмотря на, в общем, проблемный фон сюжета.
Главный герой, человек по фамилии Телеман – маньяк. Работает в театре и способен думать только о работе. Верней, о пьесе, которую он во что ни стало должен сочинить, дабы утереть нос миру. Пьеса занимает Телемана почти полностью, однако проблема в том, что дальше размышлений о ней дело не движется. Проще говоря, Телеман много парится, но ничего не делает. Ему, как обычно бывает с плохими танцорами, все время что-то мешает.
Вместе со своим семейством он торчит в австрийской провинции на отдыхе. Жизнь проверяет Телемана на прочность: жена хочет, чтобы он обратил на нее внимание, дочь достает своим увлечением теннисом, сын – дурацкими вопросами. Но больше всего его беспокоит британская телеведущая. Он постоянно о ней думает и мечтает, доводя себя до сексуального невроза и рисуя картины мести счастливому мужу теледивы. Кроме того, Телеман ненавидит немцев/австрияков, полагая их всех без исключения нацистами; также его дочь проиграла партию в теннис какой-то загадочной русской девчонке, чья мама кажется Телеману женой олигарха. И так далее.
"Тихие дни в Перемешках" ("Малые Перемешки Церквей" – именно так глупая программа-переводчик, которой пользуется Телеман, дословно обозвала местечко Гармиш-Партенкирхен, где он поселился с семьей) – книжка привычно для Эрленда Лу небольшого объема. Читать ее крайне легко; с темпом развития сюжета, в отличие от некоторых "созерцательных" романов Лу, тут все в порядке. Действие не топчется на месте, не вязнет в повторении одних и тех же размышлизмов; короче говоря, "Тихие дни", пожалуй, самая резвая вещь норвежца. И – весьма откровенная. Даже похабная. Но по-хорошему похабная, по-веселому даже. С чем поздравим и Эрленда, и нас с вами, его читателей – среднестатистических молодых интеллигентов.
Нюансы:
– Кроме того, что Эрленд Лу пишет книги, он еще сочиняет сценарии. И даже написал детектив специально для пакетов с молоком. Дело в том, что в Норвегии уже 13 лет существует проект "Пасхальный детектив от Тине". Детективы для компании "Tine", чей профиль – молочные продукты, сочиняли местные литераторы разного калибра. Каждый год в канун Пасхи "Тине" выпускает молоко в пакетах общим тиражом 24 миллиона (население Норвегии - 5 миллионов человек, вот и считайте). На этих пакетах собственно, и печатают тексты. Лу, известный своей нелюбовью к детективному жанру, не смог отказаться от заманчивого предложения и произвел на свет рассказ "Кто украл лыжи?".
– В конце 90-х Эрленд Лу открыл Screenwriters Oslo – помещение, где люди, имеющие дело со словом – писатели, драматурги, сценаристы, могли бы работать, каждый в отдельном кабинете, будто в офисе. И при этом общаться друг с другом.
Отрывок:
"– Что тебе снилось? – Не помню. – Я? – Да... возможно. – Во всяком случае, не театр? – Нет. Я не помню, чтобы это был театр. Хотя иногда он и вызывает у меня эрекцию".
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: FashionTime.ru Автор: Игорь Кузьмичев

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|