Распечатать
www.norge.ru » Новости из Норвегии

24.10.2010

Северный фланг, часть 6

Однако прекращение советско-финляндской войны не положи­ло конец антисоветским проискам империалистических держав на Скандинавском полуострове. Гитлеровская Германия смотре­ла на Норвегию и Финляндию как на очень выгодный плацдарм предстоящего нападения на Советский Союз. В то же время оккупация Норвегии, находившейся на кратчайшем морском пути между Англией и СССР, давала возможность Германии захватить важные стратегические базы, которые позволяли уси­лить морскую блокаду и Советского Союза, и Англии. В такой обстановке Скандинавский полуостров, по словам Гитлера, приобретал значение «стратегического ключа к Европе». Именно поэтому начальник Генерального штаба сухопутных войск вер­махта Гальдер так определял сроки вторжения в Скандинавские страны: «Вскоре после того, как наступление на Западе даст определенные результаты. Тогда   по   возможности   быстрее».

Господство в этом районе давало возможность Германии беспрепятственно вывозить морем из норвежского порта Нарвик шведскую железную руду. Однако в противоположность утверж­дениям западных буржуазных историков вывоз железной руды не являлся главной причиной, определявшей заинтересованность Германии в захвате, в частности Норвегии. В «Истории войны в Норвегии» указывается, что перед нападением Германии на Норвегию через порт Нарвик вывозилось всего лишь 10% руды, большую часть которой получала не Германия, а Англия. Кроме того, Германия при небольшом переоборудовании швед­ского порта Лулео могла бы вывозить из Швеции всю потреб­ную для нее руду через Балтийское море, не подвергаясь угро­зе нападения со стороны флота Великобритании и Франции.

Это, собственно, было сделано сразу же после начала второй мировой войны. В октябре 1939 г., т. е. на второй месяц войны, через норвежский порт Нарвик было отправлено в Германию только 16 286 т шведской руды, что составляло всего 3% руды, которую Германия вывезла через Нарвик в августе 1939 г.

«В 1939 году,—пишет норвежский историк П. Брёйн,— слу­чилось неожиданное. Шведские порты в Балтике оказались в состоянии транспортировать в Германию 6,8 млн. тонн руды. Через эти же порты руда направлялась также в Польшу, Чехословакию, Англию.

Таким образом, шведские порты в Балтийском море взяли на себя транспортировку не только той руды, которая обычно экс­портировалась через порт Нарвик, но они оказались в состоянии еще и расширить свои транспортировочные возможности в нео­жиданно больших размерах»".

Германия не торопилась нарушать норвежский нейтралитет, как это подчеркивал начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта, до тех пор, пока «наступление (гитлеров­ских войск.) на Западе не даст определенные результа­ты». Английский историк Дж. Батлер пишет, что в начале 1940 г. Германия была весьма заинтересована в том, чтобы Норвегия продолжала оставаться нейтральной и можно было по-прежнему пользоваться ее территориальными водами ". Эту же мысль подтверждают и записи в дневнике Розенберга: во время беседы с Квислингом Гитлер настойчиво подчеркивал, что «он предпочитал бы полный нейтралитет со стороны Норвегии».

Читать:

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 24.10.2010 Архив новостей Все новости »

Закрыть окно
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru»

на правах рекламы:


рекомендуем посетить: