Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Новости из Норвегии/Новости/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


на правах рекламы:


рекомендуем посетить:



20.03.2011

Договор России и Норвегии по разделу Арктики: мнение эксперта

Вице-президент Российской ассоциации международного права Олег Хлестов рассказал "Голосу России" о значении нового договора

Соглашение между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане открывает новые горизонты для сотрудничества приарктических государств.. Об этом "Голосу России" заявил вице-президент Российской ассоциации международного права Олег Хлестов. Накануне парламентских слушаний в Госдуме РФ эксперт рассказал о том, почему новый договор знаменует исторический прорыв в отношениях между Россией и Норвегией. 

- Олег Николаевич, 7 марта глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров встречался в Калининграде со своим норвежским коллегой Йонасом Гар Стёре. Одной из главных тем переговоров стала перспектива сотрудничества России и Норвегии после подписания Соглашения о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Расскажите, пожалуйста, что вообще это соглашение принесет России и что оно даст Норвегии?

- Прежде всего надо отметить, что этот договор - результат тщательной глубокой проработки обеими сторонами данной проблемы. Я имел отношение к разработке этого документа, потому что 40 лет тому назад я был руководителем советской делегации на переговорах с Норвегией. И вел их в течение приблизительно десяти лет.

Каков же результат всех этих обсуждений? Как можно оценить это соглашение? Оно разграничивает континентальный шельф Баренцева моря и экономические зоны Норвегии и России, которые прилегают к побережью наших стран в Баренцевом море. Дело в том, что Баренцево море – это так называемое шельфовое море, неглубокое. Подобно Балтийскому. Их дно является шельфовым.

Шельф - не часть территории государства, но государство обладает суверенными правами на разведку, использование ресурсов континентального шельфа, его углеводородов, нефти, газа. И поэтому вопрос о том, кому принадлежит какая часть шельфа Баренцева моря - вопрос исключительно важный.

Договор решает эту проблему. Он разграничил континентальный шельф Баренцева моря между Россией и Норвегией, в общем, на справедливой основе. Договор составлен таким образом, что учитывает и национальные интересы России, и законные интересы Норвегии в отношении континентального шельфа.

Что важно? Обычно неопределенность - кому принадлежит шельф или какие-то части территории, острова - всегда ведет к обострениям, к спорам, которые порой доходят и до столкновений. Заключение российско-норвежского договора исключает возможность споров о континентальном шельфе - это раз. Открывает дополнительные возможности для сотрудничества между Россией и Норвегией - два. Причем в самом широком смысле.

Континентальный шельф Баренцева моря устроен так, что там есть так называемые смежные нефтяные поля. Они расположены и в той части, которая отходит к России, и в той части, которая отходит к Норвегии. А соглашение позволяет, в договоре это прямо записано, находить совместные решения, как более разумно эксплуатировать такие нефтяные поля, и открывает дополнительные возможности для сотрудничества России и Норвегии в использовании этих ресурсов.

Но договор выходит за рамки двусторонних отношений. Хотя это тоже очень важно. Он открывает дополнительные возможности для сотрудничества приарктических государств. А такими являются, кроме Норвегии и России, Соединенные Штаты, Канада и Дания. Для России также плюс заключается в том, что вопрос об арктическом секторе в дальнейшем будет теперь рассматриваться в комиссии ООН по континентальному шельфу. И урегулированность вопроса здесь, в западной части Арктики, в Баренцевом море, естественно, имеет в этой связи положительное значение.

У нас слышны иногда критические замечания в отношении договора со стороны рыбопромышленников, которые занимались рыболовством в Баренцевом море. Они в значительной степени не обоснованы.

- Ну, это все-таки остается одной из главных проблем, потому что рыболовы заявляют о том, что договор значительно ущемляет их права и фактически запрещает ловить рыбу в районе архипелага Шпицберген.

- Это необоснованные утверждения. Потому что, во-первых, в экономической зоне, которая существует вдоль побережья Норвегии и России, сложилась такая ситуация: когда Россия, тогда еще СССР, установила экономическую зону до 200 миль (это не территория государства, но его суверенное право регулировать промысел, охранять свои рыбные запасы), Норвегия тоже установила такую же экономическую зону.

И поскольку расчеты, как установить зоны, применялись норвежской и советской стороной по-разному, у нас получилось как бы наложение одной экономической зоны, норвежской, на нашу зону, установленную Советским Союзом. Возникал конфликт. Потому что возникал хозяин, который может контролировать этот район. Это грозило обострением отношений между двумя странами. И вот стороны договорились, что район, где совпадают зоны, установленные Норвегией и Советским Союзом, будет временно, для того чтобы снять напряжение, рассматриваться как место, где обе стороны могут вести промысел. Таким район был признан на один год.

Но надежда, что за один, два, три года это дело будет разрешено, не оправдалась. Договориться не удавалось. Поэтому было решено, что, когда будет заключен договор о разграничении шельфа, эта линия разграничения, основанная на справедливости, на решении, в частности, Международного суда, международной практике, и будет разграничивать экономические зоны.

Когда Советский Союз активно развивал рыболовство в районах Мирового океана, то мы создавали рыболовный флот. И судно, построенное для рыболовства, в течение нескольких лет окупалось. Поэтому наши рыболовные суда, которые работали в течение 30 последних лет в районе Баренца, конечно, получали определенные материальные преимущества. Сейчас эта зона несколько уменьшилась. Но это все равно справедливо.

Более того, в договоре предусмотрено, что в части норвежской зоны, расположенной за пределами нашей, - три с лишним тысячи квадратных километров - Норвегия уступает свои суверенные права России. Это определённый плюс. Второй плюс: в 1976-м году между Россией и Норвегией было заключено соглашение, по которому Советский Союз, а теперь Россия, имеет право осуществлять рыболовство в экономической зоне Норвегии.

Новое соглашение продлевает действие договора 1976 года, тем самым сохраняя и признавая на ближайшие 18 лет за Россией право осуществлять промысел в экономической зоне Норвегии. Эта зона равняется приблизительно 300 с лишним квадратным километрам. Ещё один плюс: регулирование рыболовства в Баренцевом море осуществлялось смешанной советско-норвежской комиссией, которая была создана в 1975-м году. Ну а теперь - российско-норвежской.

Заключение этого договора открывает дополнительные возможности для регулирования промыслов. Потому что в договоре признаётся, что рыбные ресурсы Баренцева моря - единые, а квоты для вылова рыбы устанавливает смешанная комиссия. Кстати, вот эта смешанная комиссия, куда входят представители рыболовных организаций министерств России и Норвегии, приветствовала заключение нового соглашения.

Договор позволяет более эффективно сотрудничать с Норвегией и в вопросах рыболовства, с тем чтобы добиваться более выгодных условий лова рыбы для наших рыбаков. Там возникает вопрос относительно снастей, кое-какие есть требования, которые надо выполнить. Но это естественная вещь.

- Олег Николаевич, ну всё-таки, если говорить о российском обывателе, о простом человеке, - что для него даёт это соглашение? Потому что сейчас все говорят о двухстах миллиардах долларов, которые принесёт совместная разработка месторождений России и Норвегии.

- Начнём с политической стороны. Нет потенциала, нет возможностей для конфликта. Это стабильность  отношений с Норвегией, которая, кстати, член НАТО. Если там начались бы какие-то вооружённые столкновения, этого никому не нужно. Второе: экономическое сотрудничество будет развиваться по использованию шельфа и Россией. Кстати, на период переговоров был установлен мораторий на исследование континентального шельфа. Поэтому ни Москва, ни Осло не вели исследований.

Сейчас этот мораторий кончился и открывается возможность для добычи нефти, для исследования шельфа нами с привлечением иностранных компаний, совместно с Норвегией. Третий фактор - влияние на отношения между Россией и Норвегией. Норвежцы уже упростили визовое посещение своей страны нашими гражданами. Это тоже плюс.

Нам говорят, что во время переговоров не был решён вопрос о рыболовной зоне, которую норвежцы установили около Шпицбергена. Советский Союз её не признавал, Россия не признаёт эту зону, а наши рыбаки продолжали вести там промысел. Этот договор, который заключён, он исключительно искусно составлен, потому что он не затрагивает того правового статуса, который существовал в отношении этой рыболовной зоны.

У нас некоторые даже заявляют, что якобы континентального шельфа у Шпицбергена нет. Это неверно. У нас есть нотная переписка и Советского Союза, и России, которые признают континентальный шельф у Шпицбергена. Поэтому все наши интересы обеспечены. Так что всё не совсем обоснованно со стороны критиков, которые выступают против той части, которая касается рыболовства.

Я ещё раз хочу подчеркнуть, соглашение дает справедливую границу разделения экономических зон, основанную на международной практике, на решении международного суда, законно учитывая интересы и наши, и норвежские. И поэтому выступать против этой линии границы - необоснованно.

Более того, соглашение открывает дополнительные возможности для развития сотрудничества между Норвегией и Россией в деле рационального использования и охраны рыбных ресурсов Баренцева моря. А одна из главных задач нашего взаимодействия теперь - сделать это сотрудничество более эффективным с учетом деятельности российско-норвежской комиссии по рыболовству.

- Олег Николаевич, Вы, естественно, следили за встречей Сергея Лаврова и Йонаса Гар Стёра. Что она  означала для Вас?

- Это нормальное развитие отношений между двумя соседними странами, что очень важно. В дополнение к обычным нормальным отношениям создаётся база вот этим договором, который, с моей точки зрения, должен быть ратифицирован и вступить в силу. С соседями надо находить общие интересы. Если мы хотим, чтобы были доброжелательные отношения, надо учитывать и свои национальные интересы, и законные интересы своих контрагентов. Договор и политически, и экономически, с моей точки зрения, учитывает все эти аспекты.

- Вопрос как раз о ратификации, Олег Николаевич. В своё время речь шла о процессе одновременной ратификации соглашения. Сейчас вот выясняется, что Норвегия уже ратифицировала этот документ. А Россия только через месяц это сделает. Означает ли это, что у Москвы появились какие-то дополнительные вопросы?

- Нет. Разные обстоятельства влияют на то, как происходит процесс ратификации. Иногда ему специально мешают по каким-то причинам. Но это нормальное явление. Я много лет работал в МИДе, как раз занимался процессами ратификации. По-разному бывает. Это всё излишняя спекуляция вокруг этого дела тех, кто старается - в силу недостаточной компетентности, в силу ещё каких-то причин - бросить тень на соглашение.

Ну вот, например, есть заявление, что перевод договора с норвежского языка на русский сделан плохо. Автор этих слов абсолютно не в курсе, как делаются международные двусторонние договоры. Если бы этот человек взял в руки Венскую конвенцию 1969-го года о порядке заключения и исполнения международных договоров, то он бы узнал, что двусторонние договоры - это не перевод с одного языка на другой, а абсолютно аутентичные, самостоятельные тексты, составленные в данном случае на норвежском и русском языках. А говорить о переводе - это некомпетентность. И таких примеров немало.

- Ваши прогнозы. До конца марта будет ратифицирован договор?

- 14-го марта соглашение будет обсуждаться на слушаниях в Госдуме РФ, и я думаю, что надо, чтобы он был ратифицирован. Я не вижу никаких оснований, чтобы его не ратифицировали.

- Спасибо большое.
 


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Голос России


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 20.03.2011 Архив новостей Все новости »


Важно знать о Норвегии Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.


 

Web www.norge.ru

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига



Новости из Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru