22.04.2011
Кемска волост
Наиболее лакомую часть спорной приполярной акватории, богатую рыбой и морепродуктами, а также месторождениями углеводородов, РФ отдала Норвегии. Взамен нас похвалило мировое сообщество, но как-то вяло - другого поведения от здешней власти не ждут, а подарки принимают как должное. На минувшей неделе президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал закон о ратификации договора с Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Подписанный в Мурманске еще 15 сентября 2010 года договор о разграничении пространств парламент Норвегии ратифицировал 8 февраля 2011 года. Подписание договора и его одобрение Думой вызвало протесты мурманских рыбаков, бурю возмущения в Интернете и скептические отзывы в печати. "Оппозиция" и ряд независимых экспертов называют соглашение чуть ли не предательским. По их мнению, РФ отдает Норвегии крупнейший промысловый район. В дальнейшем, по прогнозам скептиков, нас окончательно вытеснят из Шпицбергена.
Договор о Шпицбергене, не упомянутый в новом соглашении, передал в 1920 году архипелаг под суверенитет Норвегии - с ограничениями, дающими участникам договора право свободного промысла без санкции норвежских властей. Если введение Норвегией в одностороннем порядке своей 200-мильной зоны вокруг Шпицбергена СССР и РФ просто не признавали, то новый договор может закрыть нам туда доступ. По мнению критиков, договор по сути аналогичен подписанному в 1990 году главой МИДа СССР Эдуардом Шеварднадзе тайному соглашению о передаче США большого сектора Берингова моря (шельфа и акватории). Вспоминают и "пиаровские" акции последних лет вокруг "глубоководного бурения" в Арктике и полярных экспедиций знатных госчиновников, видя в том лишь прикрытие для отхода от продекларированного намерения контролировать весь российский сектор Северного Ледовитого океана...
Группа мурманских ученых (в том числе профессор Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ) написала открытое письмо президенту. По их мнению, договор нанесет ущерб нашим госинтересам и нарушит сложившийся международный режим морских районов Баренцева моря, осложнит промысел морепродуктов, дезавуирует линии разграничения в этом секторе. Кроме того, РФ потеряет более 300 тыс. т вылова рыбы в год стоимостью не менее 15 млрд руб., поскольку договор приведет к вытеснению отечественного рыболовства из традиционных районов Баренцева моря, в том числе из района Шпицбергена. По мнению ученых, деятельность России вокруг Шпицбергена станет юридически возможной только при согласии Норвегии и с соблюдением ее законов.
По договору о Шпицбергене 1920 года Норвегия не имеет права устанавливать вокруг архипелага свою 200-мильную зону (и свой континентальный шельф), однако в июле 1977 года Норвегия в одностороннем порядке таковую ввела, что не признается другими участниками договора-1920. Новый же договор фактически лишает Россию юридических оснований не признавать 200-мильную норвежскую зону. Он также нарушает статус получившей международно-правовое признание границы полярных владений СССР, установленной в 1926 году, поскольку "сдвигает" ее более чем на 60 миль на восток без компенсации с норвежской стороны. (Разве что "Газпром" попользуется норвежскими технологиями в рамках сотрудничества...) Россия теряет морской район площадью более 80 тыс. кв. км.
Зиланов также высказывает подозрения насчет аутентичности русского и норвежского текстов договора. Он обнаружил неточности перевода, лингвистические и редакторские огрехи, что, по его мнению, говорит (в случае ошибки, а не злонамеренности) о непрофессионализме тех, кто с российской стороны готовил документ. Соответственно, это может привести к конфликтам - страны будут трактовать документ по-своему, и у Норвегии - "активной стороны" договора - будет преимущество...
Высокопоставленные госчиновники в один голос называют подписание документа знаковым событием для добрососедских отношений между РФ и Норвегией, справедливым решением, которое ни в коем случае нельзя рассматривать как "сдачу территории и отказ от морских пространств". Эту позицию после весьма бурных прений в Госдуме разделяет и абсолютное парламентское большинство. Против закона однозначно возражала (и голосовала против ратификации) только фракция КПРФ. Правда, одновременно с ратификацией депутаты приняли специальное заявление ГД, в котором, по настоянию рыбаков Северного и Западного бассейнов, делается ссылка на договор о Шпицбергене 1920 года и говорится, что правительство РФ должно обеспечить законные права и интересы отечественного рыболовства... На "обсуждении" закона в Совете Федерации глава международного комитета СФ Михаил Маргелов доложил о достоинствах договора и призвал его ратифицировать. Сразу после доклада спикер СФ Сергей Миронов пресек все попытки сенаторов завязать дискуссию, металлическим голосом отрубив: "Вопросов нет!" И предложил голосовать. Поддержали единогласно (правда, 63 сенатора не голосовали, но участвовавших вполне хватило).
Напомним, это уже второй случай "отказа от территорий" за последние три года - в августе 2008 года РФ, аккурат в разгар югоосетинских событий, РФ передала Китаю ряд островов на пограничных реках (даже без видимости равноценного обмена, принятого в мировой дипломатической практике). "Преемник" ратифицировал подписанное предшественником тремя годами ранее дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской госгранице на ее восточной части. Оно определяло прохождение линии госграницы на двух участках, о которых не договорились при заключении соглашения о границе с Китаем на ее восточной части в 1991 году, - часть острова Большой Уссурийский и весь остров Тарабаров передавались Китаю...
Вадим БАРАБАНОВ
ДОСЬЕ
Договор между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане завершил тянувшийся с 1970 года процесс делимитации спорного района площадью 175 тыс. кв. км (12% Баренцева моря). Более 80 тыс. кв км отходит Норвегии, и это наиболее перспективные для добычи участки. Устанавливается линия разграничения, которая делит спорный район "примерно на две равные части"; за каждой из сторон закрепляются суверенные права и юрисдикция в пределах установленной линии разграничения пространств. Определен "специальный район" площадью около 3,4 тыс. кв. км за пределами 200-мильной зоны "территориального моря РФ". Договор позволяет России осуществлять в спецрайоне суверенные права и юрисдикцию как для своей исключительной экономической зоны; определяет принципы сотрудничества в освоении месторождений углеводородов (пересекаемое линией разграничения месторождение может эксплуатироваться только как единое целое - вместе); определяет условия сотрудничества в области рыболовства, сохраняющие механизм совместного регулирования рыбного промысла в Баренцевом море.
Мнение
Владимир ТИТОВ, замминистра иностранных дел РФ:
- Заключение этого договора - знаковое событие; это справедливое, основанное на международном праве решение, которое позволяет обеспечивать наши законные права и интересы. Завершается многолетний спор с Норвегией, договоренность достигнута не в результате дарения каких-то морских пространств, которые принадлежали нам или Норвегии, а в результате отказа от претензий на часть этих пространств ради достижения справедливого и устраивающего обе стороны договора. Его суть - в ясном закреплении за РФ тех морских пространств исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых она сможет теперь в полном объеме осуществлять свою юрисдикцию и суверенные права. Заключение договора важно и в контексте установления внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. В результате разграничения морские пространства в спорном районе разделяются примерно поровну. Но если брать Баренцево море в целом - к нам отходит около 860 тысяч квадратных километров, в то время как у Норвегии остается около 510 тысяч! В важнейшем южном участке спорного района мы получили значительную часть исключительной экономической зоны и шельфа. Установление четких пределов действия российской и норвежской юрисдикции проясняет ситуацию в районе, где промысел ведется судами обеих сторон и где вскоре предполагается разрабатывать углеводородные месторождения... Предусматривается беспрецедентный режим сотрудничества в сферах, одинаково значимых для обоих государств: в рыболовстве и освоении углеводородных ресурсов.
Некоторые высказывали в адрес договора претензии, это касалось сферы рыболовства. Утверждалось, что мы якобы теряем западную часть Баренцева моря, отдаем под норвежскую юрисдикцию район Шпицбергена, что наши рыбаки рискуют быть вытеснены из традиционных районов, что российская сторона утрачивает инструментарий для воздействия на норвежскую сторону. Это не так. Никакие 175 тысяч квадратных километров мы не отдаем, они делятся почти поровну. Эта линия проходит примерно между изначальными запросными позициями сторон. Мы хотели делить по полярному сектору наших владений, а норвежцы - по срединной линии. И вот вышли на некий компромисс...
Договор не ущемляет наши интересы в области рыболовства и станет дополнительным инструментом их защиты, так как ключевое положение договора в том, что он не будет негативно влиять на возможности сторон в области рыболовства. Это закреплено обязательством сотрудничать для сохранения существующих долей в объемах вылова и в целом стабильности рыболовства по всем рыбным запасам. В этих же целях на 15 лет продлеваются соответствующие рыболовные соглашения 1975 - 1976 годов - именно они и предусматривают допуск рыболовных судов в районы, находящиеся под юрисдикцией сторон, и на их основании и строится деятельность Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Меняется лишь одно: прекратит свое существование смежный район, который был создан в экстренном порядке в 1978 году во избежание конфликтов из-за рыбных запасов. (Кстати, норвежские рыбаки как раз этим договором недовольны, говорят, что Норвегия необоснованно уступила нам очень большие пространства.)
Наши полярные владения были подтверждены еще в 1926 году, и это не касается морских пространств, шельфа, экономической зоны, а определяет наши права только на все сухопутные территории в этой зоне. Эта позиция у нас остается неизменной. Договор не наносит ущерба и российской позиции в отношении Шпицбергена. Ничего в нашей позиции по вопросу Шпицбергена не меняется, потому что в статье 6 договора сказано: данный договор не наносит ущерба правам и обязательствам по другим международным договорам. Наша позиция остается неизменной, а рыболовство в водах, окружающих Шпицберген, будет продолжено в том же режиме. Что до того, будто мы отказываемся от договора о Шпицбергене, то в данном случае речь идет о многостороннем договоре, в котором задействованы еще, по-моему, 40 государств, и он вообще не может быть частью договора о разграничении с Норвегией. Заключение этого договора расширяет также возможности сотрудничества в деле разведки и освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе. С его вступлением будет снят временный запрет на нефтегазовую деятельность в этом районе, а трансграничные месторождения будут разрабатываться вместе с норвежцами, с применением их высоких научных знаний и технологий.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. источник: Центральная профсоюзная газета 'Солидарность'.

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|