29.07.2011
Мнение: Поступок Брейвика указывает, что Европе нужно разобраться
В связи с терактом, который произошел в Норвегии, заговорили о "христианском терроризме" в противовес "исламскому терроризму". Как бы Вы могли прокомментировать то, что произошло в Норвегии, в этом аспекте?
Гейдар Джемаль: Есть любопытный момент — через полчаса после ареста Брейвика кто-то изменил информацию на его странице в "Facebook". Кто-то ввел информацию о том, что он христианин, и его интересы — это религия и финансы. Иными словами, Брейвик — это некая фигура, которая имеет за собой каких-то кураторов, манипуляторов, которые модерируют его "Facebook" и даже до сих пор продолжают модерировать его манифест в полторы тысячи страниц — довольно, кстати говоря, противоречий, потому что это коллективная работа, что косвенно признает сам Брейвик.
Я думаю, что это подготовка раскола западного общества. И можно сказать, что это первый выстрел в начинающейся гражданской войне на Западе.
- Какие последствия всей этой ситуации могут быть в дальнейшем?
- Я думаю, что в ближайшее время будет иметь место повторение этих трагических событий. Я думаю, что Норвегия была избрана потому, что такое событие там не могло пройти незамеченным. Если бы оно произошло в США, то там такого происходит очень много, хотя, может быть, не в таком масштабе — там было бы легко отмахнуться от этого. Потому что каждый день там кто-нибудь, не вынеся конфронтации с американской действительностью, берет автоматический карабин и начинает стрелять по прохожим.
А в Норвегии это сразу превращается в мировой скандал. В силу того, что это очень неожиданное место. Поэтому это место избрано. Очень специально избрано для того, чтобы положить некое начало — начало третьей стадии того, что проходило в общественном сознании, в СМИ как "борьба с терроризмом", хотя, конечно, это идиотское и абсолютно неадекватное название.
Первой стадией было 11 сентября, второй — агрессия в Ираке и Афганистане, а третьей будут элементы гражданской войны в Европе и Соединенных Штатах.Я не исключаю, что в ближайшее время такой Брейвик повторится в Америке. И тогда уже его будет нельзя списать на социопатию, потому что есть пример норвежского Брейвика. И это будет уже некая линия, некая система.
- А как Вы оцениваете появление термина "христианский терроризм". Насколько это оправдано?
- Во-первых, само слово "терроризм" украдено у народовольцев и эсеров, потому что они пользовались этим термином. Этот термин партийный и очень привязанный к определенной эпохе. В то время, напомню, это была харизматическая форма политической борьбы — особая, священная форма деятельности, которая называлась "святой террор". И "уйти в террор" было круче, чем в монастырь. Это была особая стезя для народовольцев и для эсеров.
Поэтому в данном случае этот термин, мне кажется, используется неправомерно. Здесь речь идет об определенной политической борьбе, которая имеет такую крайнюю форму выражения — она всегда была. То есть, если бы нечто подобное произошло во времена Французской революции, во времена Наполеона, Степана Разина, то никто бы и не заметил в этом ничего особенного.
Европа была, кстати говоря, местом, где со времен ранней Римской империи сосредоточилось больше насилия, чем во всех остальных частях мира. Потому что, начиная от Рима и кончая Второй мировой войной — тут можно даже и Сербию упомянуть, — здесь убивали в сто раз больше себе подобных, чем — не знаю, что с этим можно сравнить, может быть, только с гражданскими войнами в Китае, но это уже отдельный вопрос.
А во всем остальном мире никто даже близко не может сравниться с белым человеком по хищности и склонности к насилию. Если взять историю великих империй XVIII – XIX веков, мы увидим, что то, что творили португальцы, французы, англичане, голландцы по всему миру, это сегодня тянет вполне на преступления против человечности — 100 % Нюрнберг. И таких нюрнбергов можно было бы десять организовать только за один XIX век.
- Почему только сейчас заговорили о "христианском терроризме"? Как тогда назвать, допустим, конфликт католиков и протестантов в Ирландии?
- Конечно, это совершенно правильное замечание. Слово "терроризм" в данном случае является плагиатом. Оно очень конкретно принадлежит практике русских протестных организаций XIX – начала XX веков. Чингисхан, например, сохранял жизнь по "правилу оси": тот, кто выше оси, убивается, ребенок, который ниже оси, имеет право на жизнь.
Никто же сейчас не говорит о страшном "геноциде Чингисхана" — считается, что это нормальные атрибуты якобы той эпохи. Но, в принципе, ведь ничего не изменилось. Вторую мировую войну помнят наши деды. И масштабы зверств со всех сторон, включая англо-американскую, намного превосходят то, что творил Чингисхан.
- Что можно противопоставить этому возможному разворачиванию гражданской войны на Западе?
- Я считаю, что ничего нельзя противопоставить и не надо противопоставлять, потому что гражданская война всегда способствует реальному выяснению того курса, которым пойдет история. Европе нужно разобраться, в конечно итоге, в том, какой тип знания доминирует и определяет ее судьбу. А это можно сделать только силовой конфронтацией.
- Я как раз хотел спросить, неужели нельзя с этим разобраться без насилия?
- Без насилия нельзя, потому что, как сказал Гегель, "насилие — это повивальная бабка истории".
Беседовал Владимир Ойвин
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Credo.Ru

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|