Из Киркенеса на судне «Иван Петров» отправляется совместная норвежско-российская экспедиция, которой предстоит изучить возможность подъёма со дна Карского моря атомной подводной лодки К-27, которая была затоплена в 1982 году. В ходе серьёзной аварии в реакторном отсеке субмарины погибли девять членов экипажа.
Главная цель экспедиции - проверка радиационного фона в Карском море с участием международных специалистов.
Последние 18 лет измерять уровни радиации в водах к востоку от Новой Земли разрешалось только российским учёным.
В норвежских органах радиационного контроля выразили удовлетворение, что в России наконец разрешили провести подобную экспедицию в район затопления атомных реакторов.
«Для нас важно получить представление о современном состоянии затопленной субмарины К-27», - говорит директор Комитета по защите от радиационной опасности Норвегии Пер Странд.
На борту «Ивана Петрова» будут совместно работать семь норвежских учёных из различных организаций и восемь российских коллег. Кроме того, на борту будет присутствовать наблюдатель от МАГАТЭ.
«Для рыбопромыслового сектора Норвегии и других стран также важно исследовать общий уровень загрязнения океана в такой близости от Баренцева моря», - говорит сотрудница норвежского Института морских исследований Хильде Элисе Хельдал, которая является руководителем экспедиции с норвежской стороны.
К-27 была первой советской подводной лодкой, оснащённой реакторами с жидкометаллическим теплоносителем. В 1968 году один из реакторов пострадал от серьёзной аварии, при которой от высоких доз радиации погибло девять членов экипажа. После неудачных попыток починить реактор было решено, что легче будет его затопить. Перед затоплением реакторный отсек заполнили отвердевающим составом, чтобы предотвратить утечку радиации.
Норвежские и российские учёные впервые совместно изучат возможность подъёма подводной лодки с морского дна и её безопасной доставки на одно из предприятий Кольского полуострова для окончательной утилизации.
Хотя подводная лодка находится на глубине всего 33 метра, операция по ее подъёму сопряжена с определенным риском. Корпус АПЛ подвергался воздействию морской воды и коррозии на протяжении 30 лет.
В реакторах К-27 использовалось топливо высокой степени обогащения - до 95%. Контакт топлива с водой может запустить неконтролируемую цепную реакцию и стать причиной большого выброса в атмосферу радиоактивных веществ, отмечает информационный портал barents observer.
Опубликовано БНИЦ/Тележкина Д.Х. Источник: http://kp.ru/