22.09.2012
Исследователи начали работу с самовосстанавливающимися металлическими поверхностями
Шарикоподшипникам – подшипникам, скользящим вокруг оси – необходима постоянная смазка. Имеющаяся в крупных механизмах течь, которая приводит к высыханию смазки, может повлечь за собой огромные финансовые последствия. Металлические поверхности начнут тереться друг о друга и заедать, что в худшем случае может привести к полному списанию машины. Например, ветряные турбины требуют больших расходов на техническое обслуживание, 30% из которых идет только на тщательный осмотр механических компонентов. Кроме того, необходимо оплачивать энергопотребление, работу персонала, смазочные материалы и запчасти.
В рамках внутреннего проекта центра Gemini Tribology Centre (Норвегия) группа исследователей из SINTEF и Норвежского научно-технологического университета потратила два года на приобретение новаторского опыта в области создания покрытий и термического напыления. Теперь ученые занялись проверкой того, возможно ли наносить на металлические поверхности покрытие, состоящее из твердых частиц и капсул, заполненных жидкой смазкой. «Мы наносим смазку с помощью методики термического напыления, при которой на поверхность с помощью пламени распыляются порошок и капсулы», — говорит Серджио Армада из SINTEF. — «Когда металлические поверхности вступают в контакт друг с другом, покрытие контролируемым образом разрушается, высвобождая содержимое капсул, и смазочный материал предотвращает дальнейшее трение». В таком климате всегда будет не заменим силиконовый герметик который применяется для уплотнения соединений, между алюминиевыми поверхностями, стеклянными и керамикой.
Исследователи провели ряд испытаний на шарикоподшипниках в промышленных условиях, измерив трение на поверхностях с капсулами и без таковых. В последнем случае коэффициент трения составил 0,7, тогда как использование капсул позволило уменьшить этот показатель до 0,15.
Идея о самовосстанавливающихся металлах не нова. Два года назад в журнале Economist материаловеды из Германии представили похожий метод, предполагающий нанесение смазки с помощью электричества. Однако у него есть недостаток, который заключается в возможности нанесения только одного металлического слоя.
Другой проблемой было то, что капсулы в покрытии оказались слишком большими, а так как предпочтительная толщина поверхностного покрытия должна составлять всего 15–20 мкм, капсулы следует делать еще меньше. Теперь исследователи создали капсулы величиной всего в 2 мкм, обладающие чрезвычайно низким коэффициентом трения и обеспечивающие покрытие с еще лучшими трибологическими свойствами.
опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Radiomaster.ru

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|