20.07.2013
В Норвегии быть строителем — почетно!
Российские строители, когда им ставят в пример европейский опыт, очень часто отговариваются тем, что климат в Европе и России сравнивать некорректно. Однако есть северная страна, где климат не мешает строить хорошо, качественно и без чрезмерных затрат.
Мало кто поспорит с тем, что всегда интересно и полезно знать о развитии строительной отрасли передового государства, особенно если это сосед по границе, с практически стопроцентно повторяющимся климатом в том или ином регионе. Заведующий кафедрой технологии и организации строительного производства МГСУ, председатель Комитета по международным отношениям НОСТРОя и НОПа Азарий Лапидус поделился с нами своими наблюдениями о Норвегии — стране, которую он знает не понаслышке.
— Азарий Абрамович, насколько активно на сегодняшний день развито сотрудничество между Россией и Норвегией в плане строительства?
— Я считаю, что оно практически не развито. Есть строительное оборудование, которое традиционно пытается выйти на российский рынок — к примеру, норвежские окна, норвежские камины, которые устанавливались и в малоэтажных зданиях, и в зданиях большей этажности. Это норвежские электротехнические системы, начиная от установочных и заканчивая электротехническими радиаторами. Есть системы, связанные с IT-технологиями для управления характеристиками «Умный дом», есть приточно-вытяжные вентиляции с рекуперацией для строительства энергосберегающих домов. Но в глобальном плане нельзя сказать, что на российском строительном рынке существует экспансия норвежцев по сравнению, например, с финнами, шведами или австрийцами.
Вообще я считаю, что сотрудничество между Россией и Норвегией может быть удачным. Мы являемся прямыми соседями по границе, сегодня в этой северной стране огромное количество русских. Мне кажется, у нас, как у соседей, достаточно позитивное отношение друг к другу — мы не имеем негативных страниц истории, принципиальных пограничных конфликтов, мы никогда не воевали. Наоборот, советская армия в свое время освобождала Норвегию, и норвежцы с благодарностью об этом вспоминают.
Но у наших соседей есть к нам претензии, о которых раньше очень много говорилось. Эти претензии связаны с экологическими проблемами России. Особенно это касается развития нашей атомной энергетики — норвежцев беспокоят Ленинградская АЭС и Калининградская АЭС, которые, по их мнению, могут оказать негативное влияние на экологию Норвегии. Они очень бережно относятся к своей экологии и считают, что это их величайшее достояние. Вот здесь нужно понимать, что Норвегия готова сотрудничать с Россией хотя бы потому, что норвежцам важно, чтобы мы как можно активнее начали заниматься экологическим строительством.
— Кем регулируется строительная отрасль в этой стране? Самими участниками рынка, как это происходит в России уже четыре года, или государством?
— В Норвегии, как и во всех скандинавских странах, существуют достаточно развитые профессиональные клубы строителей, но основной регулятор градостроительной деятельности — это государство.
— В Норвегии быть строителем — почетно?
— Знаете, я обратил внимание, что Норвегия — это страна очень четко сформированного социального равенства. Если у нас есть очень богатые, очень бедные, то норвежцы как раз приложили максимум усилий, чтобы все были равны. Огромные налоги, которые делают любого богатого человека человеком среднего класса, и государственные дотации, дающие возможность любому бедному человеку чувствовать себя человеком среднего класса, уравнивают. Я общался с юристами, врачами, строителями, с театральными деятелями, военными. Я, конечно, не общался с членами королевских семей… Но я не почувствовал в обществе глубокой социальной разницы. А поскольку работа строителя очень высокооплачиваема — не просто высокооплачиваема, а очень высокооплачиваема, — то я думаю, что почетно. Хотя бы потому, что это человек, который получает большой доход, и этим доходом через налоги делится с государством.
— Как в Норвегии обстоят дела с соблюдением техники безопасности и охраны труда на стройках?
— Я много раз был на норвежских стройках. Могу сказать, что, наверное, это одна из самых передовых стран в мире в вопросах соблюдения техники безопасности и охраны труда. Соблюдается все до мелочей. Каски, защитные очки, обувь, специальные перчатки для различных видов работ, страховочные пояса, защитные маски. Соблюдение этих норм жесточайшее, вплоть до огромных штрафных санкций, которые распространяются и на подрядчиков, и непосредственно на работников.
В свое время меня очень сильно поразила обувь, в которой работали строители. Ее наличие было обязательным условием выхода на стройплощадку. Обувь представляла собой ботинки на толстой подошве с металлической вставкой, верхняя же часть была защищена металлическими щитками. Рабочему не были страшны ни гвозди, которыми можно проколоть ногу, ни какие-то серьезные предметы, которые бы могли упасть на ступню, — я уже не говорю о кирпичах, которые бы, скорее всего, просто сломались об этот металл.
Практически все каски для работы оборудованы защитными очками, и по правилам рабочий должен находиться на стройке с опущенными на глаза очками все время. Очевидно, что если строитель работает с воспламеняющимися предметами, то его спецодежда сделана из огнезащитных материалов. Это тоже произвело на меня тогда серьезное впечатление.
— Каким образом готовятся квалифицированные кадры для строительной отрасли? Как оценивается качество подготовки?
— Подготовка начинается, на самом деле, на ранней стадии. В 15 или 16 лет учащиеся поступают в хай-скул и выбирают направление учебы в зависимости от интересов. Уже в этом возрасте происходит профессиональная ориентация. Школьник, который хочет быть, к примеру, инженером, уже на этой стадии более детально, более углубленно изучает те предметы, которые ему понадобятся в дальнейшем. Школьник, который хочет быть рабочим, с 15—16-летнего возраста оказывается вовлеченным в подготовку по конкретной специальности. При школах существуют специальные производственные базы, кроме того, крупные компании обладают собственными базами подобного рода.
Кстати, в Советском Союзе структура образования была точно такая же. Существовали техникумы, высшие профессиональные технические училища, высшие учебные заведения, и человек в таком же возрасте осуществлял профессиональную ориентацию. Ничего нового по отношению к тому, что было у нас, норвежцы не совершают. Это лишний раз подтверждает, что если мы сейчас не восстановим ту систему, мы окончательно потеряем высококвалифицированные рабочие кадры.
— Опыт Финляндии в плане подготовки кадров Россия активно перенимает. Насколько возможно сотрудничество в этом плане между Россией и Норвегией? Есть ли что нам перенять или, наоборот, может быть, чем-то поделиться?
— В Норвегии есть несколько крупных технических университетов, самый крупный, обучающий строителей, находится в городе Тронхейм — третьем по населению городе Норвегии, на севере от Осло. Я считаю, что, безусловно, нужно говорить о необходимости формирования контактов в этой области. Уже сейчас установлены контакты между вузами Москвы и Тронхейма, и это нужно развивать.
Можно ли у нас перенимать какой-то опыт? Если у нас и есть этот опыт, то, скорее всего, это опыт практической работы — мы строим в схожем климате, мы строим в условиях вечной мерзлоты, что норвежцам может быть интересно.
— Страдают ли норвежские строители от административных барьеров?
— Барьеры в виде государственного регулирования в Норвегии существуют — вы не можете построить на улице тот дом, который вы хотите, а можете построить только тот дом, который разрешит соответствующий орган — муниципальная коммуна. Если вы хотите построить кирпичный дом, а вся улица состоит из деревянных, — будьте добры, стройте деревянный дом.
— Я читала, что норвежцы очень заботятся об эстетике строительства, им крайне важен внешний вид зданий…
— Да, безумно важен. Это на самом деле уважение к своей истории, к внешнему облику городов. Но при этом не менее важной является и внутренняя составляющая. Когда я впервые увидел норвежское малоэтажное строительство, я его просто понять не мог: какие-то деревянные домишки стоят… А потом, когда ты узнаешь, что те самые домишки — это суперсовременные здания, построенные по последнему слову техники: с подземными насосами, с системой рекуперации, вентиляцией, с элементами энергосбережения в каждом окне, двери, стенах — тем, о чем мы никогда не задумываемся, конечно, это вызывает восторг. Я считаю, что они являются законодателями моды в этом плане.
— Насколько доступно жилье для среднестатического норвежца?
— Норвежцы постоянно улучшают свои жилищные условия. Если я не ошибаюсь, они занимают первое место в мире по количеству квадратных метров на человека. Причем цифра какая-то фантастическая — от 70 до 90 метров, не помню точно. За счет того что они преимущественно живут в частных домах, у них больше развит именно частный сектор. Многоэтажное строительство только стало появляться в Осло, в каких-то крупных городах, и то в связи с колоссальным наплывом мигрантов. Изначально через банковские институты жилье более доступно. Кредит в банке выдается в размере утроенной годовой зарплаты заемщика. Получается, что если средняя годовая зарплата молодого специалиста на сегодняшний день составляет около 300 тыс. крон, а 300 тыс. крон — это примерно 55 тыс. долларов, то молодой человек легко может получить кредит в банке на сумму в 165 тыс. долларов. К примеру, он возьмет кредит на 30 лет. Согласно условиям, первые 10 лет он гасит только проценты по кредиту. А потом, когда уже встанет на ноги, начнет выплачивать основную сумму займа. Я считаю, что относительно нас — это доступное жилье.
— Какой опыт в сфере строительства Вы предложили бы перенять нашим строителям у коллег с севера?
— Я могу сказать, что все, что они строят, вызывает интерес, но я, например, восхищен решением транспортных проблем в Осло. Они полностью продублировали дороги под землей, и благодаря вырытым тоннелям удалось избежать пробок. При этом Осло — сложный город. Во-первых, там есть скалы, во-вторых, море, в-третьих, такое же метро, как в Москве. И, несмотря на это, им удалось сделать такую уникальную дорожную сеть. По моим данным, удельная стоимость их дорог меньше удельной стоимости наших дорог, и это при том, что их рабочие зарабатывают на порядок больше, чем российские рабочие, инфраструктура стоит дороже, а в целом дороги получаются дешевле. Поэтому в вопросе строительства дорог нашим строителям точно есть что перенять у коллег из Норвегии, потому что они строят в условиях, близких к российским, и у них это отлично получается.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: СТРОИТЕЛЬСТВО.RU Автор: Яна ГУЛИНА

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|