21.07.2013
Длинный норвежский нос
«— У меня есть та же добродетель, что и у вашей хозяйки, Холмс. Я не сую нос в чужие дела.
— А я люблю совать нос в чужие дела!»,
Из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Пока в России подписывали закон о защите чувств верующих и гей-пропаганде, а также намеревались разработать акт, согласно которому нельзя будет разглашать факты личной жизни чиновников, в Норвегии легко и непринужденно осадили навязчивых журналистов.
Любопытство. Как много сказано о нем! Но все сказанное замечательно выливается в коротенький тезис: это скорее порок, нежели добродетель. К любопытству всегда навешают десяток-другой ярлыков от банального «чрезмерное» (как может быть оно чрезмерным — обычно не указывается. Меж тем, либо субъект любопытен, либо нет — иного не дано) до заковыристого «извращенное». Поговорки и пословицы — окаменелости народной мысли — клеймят любопытных. И грозят оторванным носом желчной барышне Варваре.
Не поощряемо любопытство и в Норвегии. Про норвежских журналистов мы слышим не часто. Последний раз внимание прессы заслужило письмо замглавы «Ордена Тамплиеров», разосланное редакторам газет, из содержания которого следовало: Андерс Брейвик — парень неплохой.
Теперешний повод для упоминания норвежских репортеров более прозаичен, но все же. Комиссия по жалобам на работу прессы признала вину представителей журнала «Se og Høre». Повинны они в том, что топорно нарушили журналистскую этику и цинично вторглись в жизнь королевской семьи страны, славящейся селедочкой, семгой и троллями.
Жалоба, поданная в официальном порядке, была объемна. Число страниц равнялось поголовью апостолов. На рассмотрение обстоятельств дела ушло порядка трех месяцев. Еще бы. Впервые к изданию предъявлялись претензии от монаршей фамилии, образовавшей кулак. Соломинкой, переломившей хребет терпения сносливого норвежского верблюда, стала серия пляжных фотографий. На снимках фасонился принц Хокон Магнус с семьей, выслеженные папарацци в декорациях карибского острова Сен-Бартелеми, некогда открытого Колумбом, а нынче принимающего солидных особ.
Решение комиссии, в известном смысле, вышло непопулярным. Пляжная фотосессия показалась арбитрам вполне правомерной. И в логике им не откажешь. Пляж — место общественное, и здесь, как в бане, все равны. Будь ты хоть кронпринц, хоть уважаемый бюргер, хоть русский олигарх, в отсутствии фантазии развлекающий себя поливанием песка шампанским. На приватность здесь рассчитывать странно.
Надзорный орган зато признал достойными осуждения другие грехи журналистов «Se og Høre». Публикация информации о расходах принца и его благоверной, интервью с недостоверными ссылками на первоисточник, фотосъемка празднества по случаю достижения королевой 75-летнего возраста, произведенная через ограду королевского дворца… Было за что погрозить пальчишком.
Пресс-служба королевского дворца не скрыла своего удовлетворения решением комиссии. Для провинившегося издания последнее не повлечет трагических финансовых потерь. Будет, вместе с тем, понятна та грань, за которую нельзя переходить, освещая жизнь монарших персон. Прецедент теперь есть.
Мы же с некоторым прискорбием подумаем: наличие добротного надзорного органа ассоциации прессы могло бы избавить наших слуг народа от создания многих законов. Объективная комиссия, не связанная с лоббированием популистских решений, выдающая вердикт по существу, исходя из общих принципов и духа права. Отчасти, можно предполагать, такая инстанция давала бы стимул изданиям расти в профессиональном и этическом планах.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Газета о газетах

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|