25.03.2014
Дни норвежского кино в Петербурге
26 марта в кинотеатре «Англетер» стартует фестиваль норвежского кино.
Всем, кто пылает страстью к блокбастеру и байопику «Кон-Тики», едва не отхватившему Оскара пару лет назад, можно начинать знакомиться с другой стороной норвежского кинематографа. Отобранные для фестиваля картины позиционируют себя как арт-хиты, и недаром: для восприятия российского зрителя они чересчур специфичны. Впрочем, стоит пару лет прожить в стране троллей в чудном домике посреди леса и гор с редкими поездками в столицу, чтобы понять: ни один из представленных на фестивале фильмов не пытается что-либо приукрасить или нарушить быстрым ритмом, яркими красками, эмоциональной игрой актеров неспешное течение жизни своей страны.
«Погоня за ветром» рассказывает о сложных отношениях внучки и дедушки, которых сблизила общая потеря, смерть дорогого человека. Режиссер Руне Лангло снискал себе славу несколько лет назад, когда в широкий прокат вышел его дебют «Север», этакий норвежский антидепрессант, почти безупречное роад-муви с простыми рецептами по исцелению больного сознания. Человека, страдающего депрессией, стоит посадить на снегоход и отправить к духозахватывающим пейзажам, случайностям, новым знакомствам, а главное – иному восприятию жизни. В итоге проделанный путь с препятствиями непременно окажется дорогой к себе настоящему, готовому к новым открытиям. «Погоня за ветром» – летний и женский вариант борьбы с унынием. Главная героиня Анна отправляется в деревню детства на похороны бабушки. Стариков она не видела много лет, и совсем забыла, как и о чем с ними говорить. С умершими, конечно, не побеседуешь, но тут и оставшиеся в живых не особенно жалуют. Старый дед недоволен ее появлением, фирменными гробами, а также количеством соли в воде при варке картошки. Анна несколько грустит под музыку, впитывает горный воздух, любуется природой (да, и это не заставка компьютера) и проводит много времени наедине с собой. В итоге обретает она не только себя истинную, но и доверие замкнувшегося в себе после трагедии деда.
С проблемой самоидентификации сталкивается героиня драматичной картины Ирамы Хак «Я твоя». Родилась в Пакистане, росла в Норвегии, вышла замуж, родила и развелась, мечтает быть актрисой — она пытается рассказать историю своей жизни со смехом. Но мать медленно распиливает ее мозг по частям, бывший муж уже создал свою семью, с работой не ладится, а новый бойфренд не сразу показывает истинное лицо. Режиссер вкладывает в свой дебютный фильм столько личного, что поневоле всплакнешь над непростой нашей женской долей, а уж как должно феминисткам понравиться: будет в чем лишний раз упрекнуть эгоцентричных мужчин.
Тем временем, мужчины в триллере Эрика Шольдбьерга «Первопроходец» заняты делом: профессиональным братьям-дайверам поручено «опознать» месторождение полезных ископаемых в Северном море. Почетная миссия радует братьев. На дворе 1971-й, они работают на благо государства, а Норвегия и сегодня, как известно, живет за счет нефти.
Однако, у обоих первопроходцев странные видения, а один из них гибнет сразу после погружения, и это наводит второго на некоторые мысли о неслучайности происходящего. Автор «Бессонницы», покорившей зрителя в Каннах-97; скандальной «Нации прозака» и комичного «Большого скандинавского ограбления» Шольдбьерг остается верен себе. Детектив плавно переходит в расстройство психики, границы реальности размыты в том числе океанскими глубинами, операторская работа Ялло Фабера заслуживает самой высокой похвалы. «Первопроходец» — это и «Голубая бездна» по-норвежски, и лабиринт чужих страхов, и в определенном смысле «вещь-в-себе», которую познать до конца невозможно.
Если же хочется чего-то более возвышенного, романтичного и душераздирающего (любовь помножена на кровь, которая всю дорогу стынет в жилах), то экранизация романа Гамсуна «Виктория. История любви» как нельзя лучше соответствует подобным запросам. Режиссер Торун Лиан – особа впечатлительная, и роман всем известного гения напитала яркими визуальными образами, девичьими слезами и вздохами в ярко-зеленой траве, у отражающего облака озера, в доме простого мельника и аристократа. Норвежские Ромео и Джульетта играли вместе, пока были совсем детьми, а позже не вынесли разлуки и слишком быстро услышали колес прощальный стук. Костюмная драма получилась прекрасной, а в остальное проще верить, если прочесть не только Гамсуна, но и пару народных сказок.
Викинги — народ не особенно избалованный философией и эстетикой, а потому удивляться не стоит. Норвежский кинематограф – чудное явление, это все равно, как если бы ваши рыбки в аквариуме однажды заговорили. А потому удивляйтесь с радостью, и получайте удовольствие от подобного рода экзотики.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: ART-1 Автор: Нина Асташкина

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|