07.11.2014
Восемь мега-проектов Статойла
В ближайшие четыре года «Статойл» планирует приступить к работе на четырёх новых месторождениях на норвежском шельфе.
- Сейчас разворачиваются очень масштабные работы, говорит Андерс Опедал, директор «Статойла» по проектам. Сейчас он отвечает за три строящиеся платформы на норвежском шельфе, а также за Åsgard Havbunnskompresjon и Polarled. Все эти проекты имеют инвестиционный объём свыше 12 миллиардов, и поэтому считаются мегопроектами. Когда Статойл открыл месторождения Гудрун в апреле этого года, с момента ввода в эксплуатацию нового месторождения Статойла прошло девять лет. В следующие же пять лет планируется ввести в эксплуатацию ещё четыре месторождения.
Начало добычи на Валемоне (Valemon) запланировано до конца этого года. Месторождения Gina Krog и Aasta Hansteen будут запущены в 2017 г., а в самом конце – самый лакомый кусочек – Йохан Свердруп, ввод планируется в 2019 г.
- Оста Ханстеен (Aasta Hansteen) – это очень важное месторождение для Статойла и для отрасли в целом. Оно глубокое и расположено далеко от земли. Свердруп имеет размеры, в восемь раз превышающие платформу Гудрун, и это будет значить невероятно много для Ставангера, говорит Опедал.
Обещает рабочие места в Норвегии
Рекордный портфель проектов накоплен, но несмотря на это, в секторе поставщиков постоянно происходят сокращения. Ликование и ожидания от роста нефтедобычи сменились растущим пессимизмом и беспокойством. Сокращение численности сотрудников – это прямое последствие масштабной программы экономии «Статойла», а также следствие откладывания проектов по обслуживанию.
На Статойл обрушились с очень резкой критикой за то, что компания передала очень большие заказы за границу. Все надводные части новых платформ будут строиться в Южной Корее.
Опедал говорит о том, что это всего лишь небольшая часть общей суммы контрактов.
- Всего 30% инвестиций используется в процессе обустройства установки. Остальные деньги тратятся в процессе эксплуатации. Здесь крайне высока норвежская доля, и когда нам удаётся разработать месторождения в Норвегии, означает, что норвежские компании получают рабочие места очень надолго, говорит Опедал.
Необходимо экономить
Он подчёркивает, что хотя сами работы по строительству верхних частей платформ уходят за границу, много оборудования платформ является норвежским.
- Хотя мы размещаем контракты EPC (дизайн, закупка и строительство) в Азии, норвежская доля в них составляет 50-60%. Это вполне соответствует том, что делают другие операторы на норвежском шельфе, говорит Опедал.
Ивар Осхейм – директор по разработке месторождений на норвежском шельфе. Он не сомневается в хорошем будущем для работников норвежской нефтегазовой промышленности.
- Будет инвестировано 205 миллиардов. Кроме того, будет разрабатываться месторождения Йохан Свердруп, туда потребуется 300 миллиардов, а потом эти вложения на 300 миллиардов надо будет обслуживать в следующие 50 лет. Само по себе ничего не происходит.
Тем не менее работу потеряют именно те, кто занимается обслуживанием, после того, как Статойл ранее в этом году сообщил о сокращении своей программы сервиса.
- Нам необходимо внести корректировки. Ни один из других сегментов не требовал от нас таких больших расходов. Если бы мы ничего не предприняли, нам надо было бы закрыть платформы, потому что у нас не осталось бы средств на их поддержание в рабочем состоянии, говорит Осхейм.
Слишком много сотрудников?
Оба директора понимают, что для тех, кого увольняют сегодня, совсем не важно, что через два года снова возникнет много возможностей для работы на норвежском шельфе. Опедал также считает, что надо обсудить вопрос, не слишком ли много людей было принято на работу, и не была ли промышленность чересчур оптимистичной в отношении штата сотрудников. Два года назад настроения были совсем иными – тогда те же самые поставщики конкурировали между собой то, чтобы найти достаточное количество персонала.
- Инвестиции следующего года в работу на шельфе будут выше инвестиций 2012 г. Тогда все говорили о неком «буме», и я задаюсь вопросом – не слишком ли много людей было принято? – говорит Опедал.
Обоим директорам понятно одно – отрасль не может больше функционировать так, как прежде. Они надеются, что поставщики воспримут это сигнал.
-Работы будет не меньше, чем раньше, но она станет дешевле. Те, кто сумеет обеспечить сервис и работы по модификации более эффективно, выиграет в будущем контракты, говорит Осхейм.
-Оста находится далеко от берега и других установок. Статойлу придётся не только построить платформу, но и 480 км. трубопровода Polarled.
Этот отрезок равен расстоянию от Осло до Бергена. Расстояние очень большое, говорит директор Статойла по разработке месторождений на норвежском шельфе, Ивар Осхейм.
Оста (Aasta) находится на глубине 1300 м., в 300 км. от берега. До ближайшей установки (Norne) – 140 км., а до Nyhavna, откуда газ будет выводиться на берег, - 480 км. Статойл будет использовать платформную технологию из Мексиканского залива при добыче ресурсов, а также так называемую платформу «Спар» (Spar-plattfom). Из-за своих особенностей это крупнейшая в мире платформа «Спар», и сейчас она строится в Южной Корее. Платформа такого типа будет впервые использоваться в Норвегии. – Обустройство этого месторождение невероятно сложное, и не менее сложно было найти деньги на него, говорит Осхейм.
Оста (Aasta) будет разрабатываться именно благодаря соседним месторождениям Хакланг и Снефрид (Haklang, Snefrid).
Wasco создала местный завод в Му-и-Ране по обработке труб, которые будут останавливаться в море. По плану, трубопровод будет укладываться на следующий год.
Новые проекты:
POLARLED
Где: Polarled – новый 480-километровый газопровод от Aasta Hansteen до Nyhamna В губернии Мёре и Ромсдал, затем газ доставляется по газопроводу от Aasta Hansteen на землю.
Расходы на разработку: 25 млрд. крон
Поставщики: стальная труба производится в Японии, ряд конструкций – в Малайзии. Бетонирование на новом заводе в Му-и-Ране.
Подводные структуры, системы подключения, ответвления производятся Кongsberg Oil & Gas Technologies AS. Установку будет осуществлять Allseas.
Будущие поставщики: Все будущие контракты заключены
Доля норвежских поставщиков: Statoil сообщил, что доля норвежских контрактов на транспортный газопровод обычна невелика, т.к. нет норвежских поставщиков для основных контрактов по стальной трубе, конструкциям и установке. На Polarled доля норвежцев в этих контрактах более высокая, т.к. Wasco построила новое сооружение для бетонирования в Му-и-Ране.
ÅSGARD
Где: Средняя часть Северного моря, в 230 км. к западу от Ставангера, в 30 км. Северо-западнее от Слейпнер А.
Открыто: 1974.
Тип: Платформа, закреплённая на дне. Нефть перегружается на суда складирования, газ транспортируется на Sleipner A.
Глубина: около 120 м.
Запасы: 225 млн. баррелей нефти и газа.
Расходы на строительство: 31 млрд. крон
Заключенные контракты: EPC-контракт - Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (Ю.Корея). Aker поставил инженерные услуги из Куала-Лумпура. Жилые помещения строит Аpply в Сторде. Нижняя часть строится в Нидерландах. Производственное бурение - Mærsk Drilling Norge.
Будущие контракты: Все крупные контракты заключены.
Доля норвежских контрактов: Более половины всех комплектов оборудования верхней части платформы будет поставлено норвежскими компаниями.
Начало добычи: 2017
GINA KROG
Где: Норвежское море, в 300 км. к западу от Будё. Управление месторождением – из Харстада. База снабжения будет размещена в Санднесшёене, а вертолётная база – в Брённёйсунде.
Открыто: 1997.
Тип: Платформа-Spar с семью подводными скважинами. Газ будет транспортироваться в планируемый трубопровод Polarled в Нюхамна. Нефть будет складироваться на платформе Spar, перегружаться на танкеры для доставки на рынки.
Глубина: 1300 м.
Запасы: 47 млрд. стандартных кубометров газа.
Расходы на строительство: 32 млрд. крон.
Заключенные контракты: Aker Solutions поставит производственное оборудование на дне моря и верхних частей скважин. Корпус платформы Spar будет построен косорциумом, в который входят Technip и Hyundai. Верхняя часть будет строиться Hyundai, а жилые помещения - Hertel. Контракт на бурение - North Atlantic Drilling.
Будущие контракты: Все крупные контракты заключены.
Доля норвежских контрактов: Более половины крупных пакетов оборудования – норвежские. Бурением также будет заниматься норвежская компания.
Начало добычи: Начало бурения – 2 квартал 2016 г. Начало добычи – 3 квартал 2017 г.
AASTA HANSTEEN
Где: Северное море, 160 км. к западу от Бергена
Открыто: в 1985 г.
Тип: платформа, работающая в штатном режиме без персонала, закреплённая на дне. Управление с 2017 г. будет осуществляться из Сандсли (Берген). Подключается к существующей инфраструктуре. Газ направляется в Хеймдал, конденсат – на Квитебьёрн, и далее в Монгстад. Валемон получает электроэнергию от Квитебьёрна.
Глубина моря: 135 м.
Запасы: 192 млн. баррелей нефтяного эквивалента.
Расходы на строительство: 22,6 млрд. крон.
Заключенные контракты: Контракт на EPC для надводной части платформы (проектирование, закупка, строительство) - Samsung Heavy Industries (Южная Корея). Жилые помещения и стальное основание – Нидерланды. Бурение: Seadrill (West Elara). Рамочные договор по обслуживанию и модификации заключен с Apply.
Будущие контракты: уже заключены
Доля норвежских контрактов: 81 из 121 комплектов оборудования на поверхности платформы – норвежские. Бурение также осуществляется норвежской компанией.
Начало работ: 4 квартал 2014 г.
Читать на норвежском: Her er Statoils åtte megaprosjekter
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Русский Портал

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|