Премьера балета «Пер Гюнт» в Нижнем Новогороде
Данный спектакль – не очередная постановка уже известного опуса, а сценическое воплощение нового балета. Автор его либретто, хореографии и постановщик – заслуженный деятель искусств Белоруссии, заслуженный артист России, лауреат премии Н.И. Собольщикова-Самарина, лауреат Пушкинской премии Нижегородской области, режиссёр-постановщик театра Отар Дадишкилиани. Дирижёр-постановщик – Роман Демидов. Художник- постановщик – главный художник театра Евгений Спекторов, известный нижегородцам как сценограф спектаклей «Иван Сунанин», «Пламя страсти и любви», «Поэзия мечты и жизни». Фамилию Дадишкилиани мы читаем в энциклопедии «Балет» в числе первых современных хореографов (1966 г., тогда главный балетмейстер Минского театра оперы и балета), обратившихся к музыкальной драме Г. Ибсена – Э. Грига «Пер Гюнт». «Сплав фантастики и реальности. Место действия не только Норвегия, но вся Вселенная – великолепный материал для балета» – считает Дадишкилиани. Но в балете, как, впрочем, и на драматической сцене сложно охватить многогранность произведения Ибсена, сочетающего абстрактность философской проблематики с реальностью норвежского быта, социальную сатиру с тонким лиризмом». Для воплощения своих замыслов Отар Михайлович включил в партитуру спектакля не только знаменитую оркестровую сюиту «Пер Гюнт», но и фрагменты одной из вершин мировой фортепьянной литературы – Концерта ля минор Грига. «Пер – великий фантазёр! – говорит о главном герое своего балета Отар Дадишкилиани. – Но фантазии его никчёмны. Великая Кривая – путь его жизни. «Быть самим собой» - назначение человека. Пер же, следовал иной идее: «Доволен будь собой» (что весьма популярно сегодня). Самодовольство и эгоизм, погоня за славой, богатством и чувственными наслаждениями разрушают человека. Конец Пера страшен своей бессмысленностью. Пуговичник уже готов переплавить душу Пера Гюнта (ведь она не попадёт ни в Рай, ни в Ад), если тот не докажет, что хоть когда-нибудь он был «самим собой». Пера спасает Сольвейг: всю жизнь её любимый оставался самим собой лишь в её вере и надежде». Драматическая поэма «Пер Гюнт», написанная в Италии в 1866 году, – одно из самых известных сочинений Ибсена. Интерес к новому произведению автора «Бранда» был столь велик, что первое издание поэмы фактически было распродано по подписке ещё до выхода книги в свет. Второй тираж был сделан через четырнадцать дней после первого. Относительно образа Пера Ибсен писал: «… Пер Гюнт – реальное лицо, жившее в Гудбраннсдалене, вероятно, в конце XVIII или в начале прошлого столетия. Имя его народ в тех местах хорошо помнит, но о его подвигах известно не больше, чем можно прочесть в «Норвежских волшебных сказках» Асбьёрнсена…». Однако в этот фольклорный образ Ибсен вложил иное содержание. У него Пер – не удачливый охотник, расправляющийся с троллями, побеждающий чудище – Кривую, любящий прихвастнуть своими действительными или вымышленными подвигами, а человек XIX века, со всеми свойственными ему противоречиями. Когда Ибсен решил осуществить театральную постановку «Пера Гюнта», он в письме от 23 января 1874 года обратился к Григу с просьбой написать музыку к его пьесе. Изложив композитору свою концепцию будущего музыкально-драматического спектакля, писатель затем дал композитору полную свободу в выборе номеров и составлении общего плана. «Создавая своего «Пера Гюнта», Григ отразил то, что было близко ему как художнику: лирику, поэзию природы, народно-жанровую сферу. «Философская драма Ибсена у композитора приобрела новое звучание и новую жизнь. В сущности «Пер Гюгт» Ибсена и Грига – новая музыкальная драма, более доступная, лиричная и человечная…» 16 апреля 1875 года партитура была завершена. Первая постановка драматической поэмы состоялась 24 февраля 1876 года в Кристианийском театре.
Опубликовано: БНИЦ/ШпилькинС..В. Источник: Norway - the official site in Russia
Автор: Нина Скоробогатова

Премьера балета «Пер Гюнт» в Нижнем Новогороде
|