Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Архитектура/Архитектурный фестиваль/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Праздники в НорвегииИскусство НорвегииСтатьи о культуре
Фотоальбом Норвегии Архитектура Театр Норвегии
Наука НорвегииЖивопись НорвегииНациональная кухня Норвегии
Фольклор НорвегииКультура и искусство в норвежской школеНациональный костюм

Архитектурный фестиваль

В Норвегии 2011-й объявлен Годом архитектуры; среди сотни событий его программы главным стал Архитектурный фестиваль, прошедший в Осло в конце сентября.

В 1911 была основана Национальная ассоциация норвежских архитекторов (Norske arkitekters landsforbund — NAL), и в нынешнем году отмечается ее столетие. Вполне сформировавшаяся национальная архитектура появилась в Норвегии еще в 19 веке, но последние сто лет, безусловно, стали для нее определяющими: она прошла путь от явления регионального масштаба до международного уровня. Сейчас проекты норвежских архитекторов широко публикуются в журналах и демонстрируются на выставках по всему миру, а бюро «Снохетта», пожалуй, входит в двадцатку самых известных мастерских планеты.

Тем не менее, программа юбилейного года не была посвящена самодовольному подведению итогов и обращению к славной истории. По мнению ее составителей, сейчас архитектура, как и мир в целом, переживает период бурных перемен. Потепление климата, рост населения и изменения в его составе, активная урбанизация заставляют по-новому взглянуть на роль архитектора в обществе, задачи, стоящие перед ним, и пути их решения. Но эти трансформации — вовсе не катастрофа, потому что «ген перемен» есть у каждого архитектора: эта профессия сама по себе основана на врожденном стремлении человека к новому, обновлению и изменениям.

Под девизом Room for change («пространство для перемен») программу Года архитектуры составили разнообразные конференции, открытые дискуссии (в том числе и с участием широкой публики), воркшопы, выставки (часто — проектов для конкретных городов или районов), конкурсы, дни открытых дверей Open House во всех крупных городах, серии экскурсий, бесплатные архитектурные консультации населения, кинопоказы, специальная программа на телевидении и многое другое. В результате, норвежские архитекторы общались и сотрудничали друг с другом и зарубежными коллегами, с представителями других творческих профессий и властей, со студентами, школьниками и населением в целом. Год архитектуры был посвящен усилению существующих и созданию новых связей между архитектором и обществом; одна из его тем — вовлеченность: профессионал не должен забывать о людях, для которых работает, а у публики вполне можно разбудить интерес к архитектуре. Безусловно, мнение большинства в творческом процессе не должно быть определяющим, но участие «подготовленных», интересующихся архитектурными проблемами жителей в обсуждении проекта новой школы или общественного пространства исключительно полезно.

Среди примеров «работы с населением» в Год архитектуры — программа национального телевидения Håkon and Haffner's Building Bricks. Основатели бюро Fantastic Norway Хокон Осарёд и Эрленд Хаффнер в доступной и живой, почти игровой форме коснулись ключевых проблем архитектуры: удобного жилища, здания-достопримечательности, спальных районов, городского/общественного пространства. Коллеги обвинили их в излишнем упрощении предмета, но эта передача выполнила свою роль, открыв широкую дискуссию об архитектуре в обществе.
Выставка Building Blocks в Осло основана на проектах, созданных архитекторами по заказу и совместно с детьми 8 – 16 лет. В Тромсё, где активно исследуют возможности ландшафтной архитектуры в заполярье, в том числе и на базе самого северного в мире ботанического сада, прошел воркшоп для всех желающих, посвященный устройству в суровых климатических условиях городского мини-огорода (подобный опыт очень пригодился бы отечественным архитекторам, отвергающим многие аспекты зарубежного «озеленения» из-за якобы неподходящего климата).

Хотя события года архитектуры охватили все месяцы от января до ноября, его кульминацией стал фестиваль архитектуры в Осло, а главным событием фестиваля — День архитектуры, прошедший 23 сентября. Как и в предыдущие годы, NAL отметило его конференцией с участием норвежских и зарубежных специалистов. Но в этот раз, в связи с круглой датой, конференция была посвящена самому важному на сегодняшний день вопросу: как архитектура отвечает на новые экономические, экологические, политические и культурные вызовы. В современном мире меняется сам тип архитектурного дискурса, центр тяжести сдвигается с «облика» архитектуры на ее «эффективность» (в самом широком понимании этого слова). Организаторы разделили эту проблему на три части: Communication (общение), Exchange (обмен) и Participation (со-участие).

Вступлением для Дня архитектуры стал доклад писателя, философа и редактора отдела культуры ведущей норвежской газеты Aftenposten Кнута Олава Омоса (Knut Olav Åmås). Он очертил ситуацию в современной норвежской архитектуре, подчеркнул основные проблемы. Важно заметить, что они оказались весьма близки российским реалиям, несмотря на все внешние различия. Омос считает, что сейчас архитекторы должны активнее участвовать в общественной жизни, так как архитектура — это зеркало общества, она свидетельствует о его настоящем и будущем. Люди, в частности, читатели Aftenposten интересуются архитектурой в аспекте этики и эстетики, качества проектов, национальной идентичности и т. д. Но не всегда они получают достаточно информации из первых рук: архитекторы — в большинстве своем интроверты, мало кто из них пытается писать о своем взгляде на профессию и общество, и эти тексты для неподготовленных читателей чаще всего тяжелы для понимания; нехватка ораторов порой делает «рупором» профессии людей этого не очень заслуживающих или представляющих точку зрения лишь малой доли коллег.
Внутри профессионального сообщества никто открыто не критикует друг друга: все подобные дискуссии происходят за кулисами, так же как и конкуренция за девелоперов, имеющих огромную власть: именно они принимают решение о том, что, как и где будет построено. Архитекторы редко пытаются обратиться к обществу, высокомерно относясь к вкусу и к суждению публики, они почти невидимы в общественной жизни — хотя и популизм, безусловно, ответом стать не может.
План перехода к «зеленой» архитектуре пока воплощается в жизнь с трудом: большинство проектов очень отсталы в экологическом аспекте. Малые и средние норвежские города для полноценного развития нуждаются в новых генпланах, которых пока нет. Существующий дефицит жилья ликвидируется с помощью новых домов низкого качества, которые вскоре придется заменять.
По мнению Омоса, все эти проблемы можно решить, наладив конструктивный диалог с обществом — для этого архитекторам придется взять на себя педагогическую роль, объясняя свою позицию четко и доступным языком.

Очевидно, все три темы Дня архитектуры — со-участие, обмен и коммуникация — являются частью и этого диалога, и нового «круга обязанностей» архитектора, поэтому переход к основному разделу конференции получился вполне естественным. В секторе Participation наиболее ярким было выступление любимца Америки Тедди Круса (Teddy Cruz): он рассказал о важности участия жителей в решении самых тяжелых проблем на примере городов-близнецов Сан-Диего и Тихуаны, разделенных государственной границей США и Мексики и стеной, препятствующей притоку на север нелегальных иммигрантов и контрабанды. В Тихуане работают американские заводы, но они ничего не принесли в город, кроме загрязнения окружающей среды. Трущобы частично строятся из мусора, завозимого из США, например, старых автомобильных покрышек. В Сан-Диего за пределами gated communities возникают такие же стихийные поселения, в которых нет ничего, кроме «творческого потенциала бедности». Для этих беднейших жителей США, легальных и нелегальных, необходимо изменить законы о зонировании, сделав территорию программно «раздробленной» и функционально насыщенной: для нескольких домов можно создать единую кухню, церковь использовать как общественный центр и т. д. Часть идей может принести туда архитектор – посредник между жителями и властями, но большинство планов сможет предложить население (в сотрудничестве с архитекторами). Так можно «спроектировать» экономический и политический процесс превращения иммигрантов в социально защищенных граждан США.

Еще один вариант «со-участия» представили французские архитекторы Дойна Петреску (Doina Petrescu) и Константин Петку (Constantin Petcou): их модульная система Ecobox позволяет создавать городские огороды, домовые библиотеки, общие кухни, которые можно легко переносить с места на место, «захватывая» на время не используемое городское пространство. Инициативу архитекторов быстро подхватывают жители banlieue — неблагополучных пригородов Парижа — и сами развивают тот или иной проект уже без участия «инициаторов» (архитектор-инициатор, занимающийся «упреждающими» проектами без заказчика — важный аспект новой архитектуры).

Секцию Exchange открыл глава индийского бюро Studio Mumbai Биджой Джайн (Bijoy Jain): он рассказал о постоянном обмене идеями и навыками, который идет между ним и его сотрудниками-ремесленниками — столярами, каменщиками, резчиками, имеющими традиционное образование. Такой метод работы не только позволяет добиваться тщательности в исполнении деталей, но и привносит новое в проектирование: так, вместо чертежей сотрудники мастерской постоянно делают макеты, часто — частей будущего здания в натуральную величину. В результате, интерьер бюро больше напоминает мастерскую столяра, чем офис архитектора: именно его Studio Mumbai показали на прошлой венецианской биеннале, где удостоились награды жюри.

Но настоящей «звездой» как этой секции, так и всей конференции стал хорошо известный москвичам по проектам Института «Стрелка» Даниэль Дендра (Daniel Dendra), рассказавший о вызовах современности с точки зрения методики Open Source и Crowd Source. По его мнению, Интернет сделал знания равно доступными каждому жителю планеты, стали возможными удаленное обучение и, соответственно, удаленная работа. Прекрасный пример этого — проект Дендра Open Japan, когда для пострадавшей от недавнего землетрясения страны работали в течение 72-часового марафона архитекторы Китая, России, Европы и т. д., передавая проекты друг другу, как эстафетную палочку. Такой широкий, демократичный и гуманистический подход сможет преобразить профессию архитектора, считает Дендра, так как многие существующие методы не отвечают требованиям современности. Так, конкурс на проект нового Египетского музея в Каире заставил архитекторов-участников наработать количество человеко-часов, равное полной 40-летней карьере 10 архитекторов. В результате, был выбран один проект, а все остальные оказались бесполезными. Одновременно существует дефицит архитекторов: всего 2% зданий в мире строится с их участием, «зеленые» технологии внедряются очень медленно; публика не доверяет архитекторам, а выпускаемые вузами студенты часто не готовы к практической деятельности. Выходом может стать план Exchange 2.0: знание, «устойчивость», сотрудничество и прогнозирование.

Крейг Дайкерс (Craig Dykers), один из основателей бюро «Снохетта», выступил в секции Communication. Общение, считает он, играет ключевую роль в работе архитектора: конечное качество постройки больше говорит о нем (т. е. насколько хорошо удалось договориться между собой всем участникам процесса), а не об исходном замысле. Но и сложность многих проектов заключается именно в коммуникации: например, павильон мемориала на месте бывшего ВТЦ в Нью-Йорке расположен над 4 другими сооружениями, и его проект бюро Дайкерса нужно было согласовывать с их проектировщиками и заказчиками. Обсуждая свой проект университетской библиотеки в Торонто с местными жителями, архитекторы «Снохетты» предложили им выбрать самый интересный и актуальный для проекта образ из серии картинок на тему природы: им оказалось фото стайки сурикатов, которое было истолковано как символ единства и сотрудничества.

онференция длилась целый день; среди выступавших был также редактор журнала Volume Джефри Инаба (Jeffrey Inaba) и другие норвежские и зарубежные специалисты; доклады чередовались с открытым обсуждением. Было высказано немало разных идей, но самой важным в День архитектуры стал сам способ его проведения. Столетие национального архитектурного союза отмечали в Осло не праздником, не речами о чувстве гордости (хотя гордиться есть чем), а серьезным разговором о будущем профессии. Такой подход сам по себе — повод для гордости.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. 08.11.2011 Источник: Архи.ру Автор: Нина Фролова



Важно знать о Норвегии Нина Фролова - Ген перемен/Архитектурный фестиваль в Норвегии 2011 года

Нина Фролова - Ген перемен/Архитектурный фестиваль в Норвегии 2011 года


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Архитектурный фестиваль Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru