Если в норвежской литературно-исторической традиции обычно проводятгрань, примерно, по 1850
году, то происходитэто прежде всего из-за двух писателей,которые доминировали в норвежскойлитературе следующие пятьдесят
лет: Хенрика Ибсена (1828-1906) и БьёрнстьернеБьёрнсона (1832-1910). И Ибсен, и Бьёрнсоноба начали с исторических драм.
Лучшейисторической драмой Ибсена считается"Борьба за престол" (1863).
|
(1828-1906), в санях слева, проезжает мимо памятника, поставленного ему в Осло. Ибсен,Бьёрнстьерне Бьёрнсон
(1832-1910), Александер Хьелланд (1849-1906) иЮнас Ли (1833-1908) часто назывались "Великой четверкой" золотого века
норвежской литературы. |
Скандинавская
известность пришла кИбсену после выхода в свет его драм"Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867). Спомощью музыки Эдварда Грига
"ПерГюнт" стал истинно национальнойнорвежской драмой, место которой в норвежском сознании может сравнитьсяразве что с местом "Фауста" в Германии и"Гамлета" в Англии.В 1870-х годах Ибсен и Бьёрнсонотказались от национально-историческойдрамы и предпочли ей современнуюдраму, освещавшую отношения всовременном буржуазном обществе(Бьёрнсон "Банкротство", 1875, Ибсен"Столпы общества", 1877). Драмы насовременные темы, начиная с "Кукольногодома" (1879) и кончая болеесимволическими, такими, как "Дикая утка"(1884) и "Когда мы, мертвые,пробуждаемся" (1899), принесли Ибсенуевропейское признание.
Бьёрнстьерне Бьёрнсом и Александер Хьелланд
Бьёрнсон, получивший в 1903 г.Нобелевскую премию по литературе, был нетолько драматургом, но и превосходнымлирическим поэтом ("Стихи и песни", 1870) ипрозаиком ("Сюннове Сульбаккен", 1857, идругие крестьянские повести). Однакосегодня его вспоминают также, какобщественного деятеля, центральнуюфигуру в деле построения нации (он - авторнационального гимна "Да, мы любим"),поэта, идущего по стопам ХенрикаВергеланда. От Вергеланда и Бьёрнсонаберет начало сильная традицияобщественно-ориентированного творчествав норвежской литературе.
Я вижу белесое небо,
я вижу свинцовые тучи,
я вижу кровавое
солнце.
Это - Вселенная.
Здесь обитают
планеты.
***
Я вижу, вижу...
Я попал на чужую
планету.
(Обстфелдер, "Я вижу", перевод И. Бочкаревой)
(Эдвард Мунк "Вечер на КарлЮхан", 1892)
Среди более молодых
современниковИбсена и Бьёрнсона было много известныхроманистов, которые своим изображениембуржуазной среды привлекали
внимание кпроблемам общества: Юнас Ли (фото слева) ("Семья изГилье", 1883), Александер Хьелланд("Гарман и Ворше", 1880) и Арне Гарборг("Крестьяне-студенты", 1883). Последнийбыл также превосходным лирическимпоэтом (цикл стихов "Дурочка", 1895).Ближе других к реализму стояла АмапияСкрам (цикл стихов "Люди изХеллемюра", 1887-98).
Амалия Скрам (1846-1905) писала натуралистические романы, в которых весьма смелоанализировала социальные противоречия своего времени.
Кнут Гамсун (1859-1952) в 1890 г. заявляет в своем знаменитом литературномманифесте, что хочет показать в своих
произведениях "загадочную работунервов, шепот крови, мольбу костей - всю подсознательную душевную жизнь". |
Около 1890 года прежде всего подвлиянием французского символизма внорвежской литературе
возникает новоенаправление. С общественных проблеминтерес перемещается на"подсознательную душевную жизнь", и лирика
снова становится важным жанром.Главным представителем этого новогонаправления является Кнут Гамсун(1859-1952).
Он дебютировал в 1890 г.романом "Голод", в котором ввел "streamof consciousness-teknikk" (прием потокасознания),
что позже сыграет важнуюроль в истории современного романа.В новом столетии Гансун пишет многосоциально-ориентированных
романов,принесших ему европейскую славу. В 1920году Гамсуну за роман "Плоды земли"была присуждена Нобелевская премия.
Другим пионером модернизма девяностыхгодов XIX века является поэт СигбьёрнОбстфелдер, который в своей лирикевыражает
настроения конца века так же,как Эдвард Мунк в то время выражал их вживописи. В семидесятых-девяностыхгодах XIX века
норвежская литературавпервые стала достоянием европейскихчитателей - прежде всего в Германии -и этот период в истории
норвежскойлитературы стал называться золотымвеком.
|
|