Золотой век летиратуры | Литература | Культура | NORGE.RU /Культура/Литература/Золотой век летиратуры
     
Золотой век летиратуры
примерно 1850-1900 г.
Темы
Литература Норвегии Древненорвежское средневековье Единая датско-норвежская литература Национальный романтизм Золотой век литературы Углубление национального самосознания Послевоенное время Модернизм и идеологические дебаты

  Если в норвежской литературно-исторической традиции обычно проводятгрань, примерно, по 1850 году, то происходитэто прежде всего из-за двух писателей,которые доминировали в норвежскойлитературе следующие пятьдесят лет:
Хенрика Ибсена (1828-1906) и БьёрнстьернеБьёрнсона (1832-1910). И Ибсен, и Бьёрнсоноба начали с исторических драм. Лучшейисторической драмой Ибсена считается"Борьба за престол" (1863).


(1828-1906), в санях слева, проезжает мимо памятника, поставленного ему в Осло. Ибсен,Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832-1910), Александер Хьелланд (1849-1906) иЮнас Ли (1833-1908) часто назывались "Великой четверкой" золотого века норвежской литературы.


 Скандинавская известность пришла кИбсену после выхода в свет его драм"Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867). Спомощью музыки Эдварда Грига "ПерГюнт" стал истинно национальнойнорвежской драмой, место которой в норвежском сознании может сравнитьсяразве что с местом "Фауста" в Германии и"Гамлета" в Англии.В 1870-х годах Ибсен и Бьёрнсонотказались от национально-историческойдрамы и предпочли ей современнуюдраму, освещавшую отношения всовременном буржуазном обществе(Бьёрнсон "Банкротство", 1875, Ибсен"Столпы общества", 1877). Драмы насовременные темы, начиная с "Кукольногодома" (1879) и кончая болеесимволическими, такими, как "Дикая утка"(1884) и "Когда мы, мертвые,пробуждаемся" (1899), принесли Ибсенуевропейское признание.


 Бьёрнстьерн Бьёрнсон и Александр Хьелланд
Бьёрнстьерне Бьёрнсом и Александер Хьелланд

 Бьёрнсон, получивший в 1903 г.Нобелевскую премию по литературе, был нетолько драматургом, но и превосходнымлирическим поэтом ("Стихи и песни", 1870) ипрозаиком ("Сюннове Сульбаккен", 1857, идругие крестьянские повести). Однакосегодня его вспоминают также, какобщественного деятеля, центральнуюфигуру в деле построения нации (он - авторнационального гимна "Да, мы любим"),поэта, идущего по стопам ХенрикаВергеланда. От Вергеланда и Бьёрнсонаберет начало сильная традицияобщественно-ориентированного творчествав норвежской литературе.
 

Я вижу белесое небо,
я вижу свинцовые тучи,
я вижу кровавое
солнце.
    Это - Вселенная.
   Здесь обитают
   планеты.
 

***

Я вижу, вижу...
Я попал на чужую
планету.
 

(Обстфелдер, "Я вижу",
перевод И. Бочкаревой)
(Эдвард Мунк "Вечер на
КарлЮхан", 1892)


 

 Юнас Ли  Среди более молодых современниковИбсена и Бьёрнсона было много известныхроманистов, которые своим изображениембуржуазной среды привлекали внимание кпроблемам общества: Юнас Ли (фото слева) ("Семья изГилье", 1883), Александер Хьелланд("Гарман и Ворше", 1880) и Арне Гарборг("Крестьяне-студенты", 1883). Последнийбыл также превосходным лирическимпоэтом (цикл стихов "Дурочка", 1895).Ближе других к реализму стояла АмапияСкрам (цикл стихов "Люди изХеллемюра", 1887-98).

 Амилия Скам
Амалия Скрам (1846-1905) писала натуралистические романы, в которых весьма смелоанализировала социальные противоречия своего времени.
 
 Кнут Гамсун
Кнут Гамсун (1859-1952) в 1890 г. заявляет в своем знаменитом литературномманифесте, что хочет показать в своих произведениях "загадочную работунервов, шепот крови, мольбу костей - всю подсознательную душевную жизнь".

 Около 1890 года прежде всего подвлиянием французского символизма внорвежской литературе возникает новоенаправление. С общественных проблеминтерес перемещается на"подсознательную душевную жизнь", и лирика снова становится важным жанром.Главным представителем этого новогонаправления является Кнут Гамсун(1859-1952). Он дебютировал в 1890 г.романом "Голод", в котором ввел "streamof consciousness-teknikk" (прием потокасознания), что позже сыграет важнуюроль в истории современного романа.В новом столетии Гансун пишет многосоциально-ориентированных романов,принесших ему европейскую славу. В 1920году Гамсуну за роман "Плоды земли"была присуждена Нобелевская премия. Другим пионером модернизма девяностыхгодов XIX века является поэт СигбьёрнОбстфелдер, который в своей лирикевыражает настроения конца века так же,как Эдвард Мунк в то время выражал их вживописи. В семидесятых-девяностыхгодах XIX века норвежская литературавпервые стала достоянием европейскихчитателей - прежде всего в Германии -и этот период в истории норвежскойлитературы стал называться золотымвеком.


 
   
Интересные места

       
Золотой век летиратуры