Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Религия и церковь Норвегии/Церковь Норвегии/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаНациональные особенности
Судебная системаПравовая системаЭкономика Норвегии
СтатистикаЭкологияСтатьи о Норвегии
Религия и церковь Норвегии Внешняя политикаЛицом к лицу
СобытияВладения НорвегииПолитические партии Норвегии и политики
Норвежский бизнесКоролевский ДомНорвежский язык
Россия - НорвегияCаамыПрофсоюзное движение

Церковь Норвегии

Герб Церкви НорвегииЦерковь Норвегии (норв. Den norske kirke, нюношк Den norske kyrkja) — одна из лютеранских церквей, официальная церковь Норвегии. До недавнего времени (2012) не была отделена от государства, до 1969 года называлась «государственной церковью» (норв. statskirken). Главой церкви официально является король Норвегии, а управление ею осуществляет министерство по делам культуры и церкви Норвегии.

Вероисповедание

Церковь Норвегии принадлежит к числу лютеранских церквей, и основой своей веры считает исключительно Библию. Кроме того, Церковь Норвегии признаёт основополагающими следующие писания:

    * Апостольский символ веры
    * Никейский символ веры
    * Афанасьевский символ веры
    * Аугсбургское исповедание
    * Малый катехизис Лютера

Понимание Писания

Церковь Норвегии придерживается лютеранского учения, согласно которому Библия рассказывает о требованиях и дарах Бога, или о Законе и Евангелии. На практике это означает, что Ветхий Завет представляет собой рассказ о Божьем законе, нарушение которого человек искупает жертвоприношением, в то время как в Новом Завете говорится об искуплении человеческих грехов крестной смертью Иисуса Христа.

Как и другие ветви христианства, лютеранская церковь признает, что приход Иисуса стал исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии.

Основой лютеранского богословия, и тем самым богословия Церкви Норвегии, является тезис о том, что спасение осуществляется исключительно верой. Этот вопрос стал одной из причин разрыва лютеранства с Римско-католической церковью. Согласно учению Церкви Норвегии, человек не может быть спасён своими действиями или своей праведностью, но только верой в Иисуса как Спасителя.

Таинства

К числу таинств в Церкви Норвегии относятся крещение и причастие. При этом практикуются и другие обряды, которые считаются таинствами в других церквях, как, к примеру, рукоположение. Церковь Норвегии принимает доктрину консубстанциации (сосуществления).

Причастие

Согласно лютеранскому учению, в таинстве причастия Иисус Христос присутствует в хлебе и вине, но при этом хлеб и вино с точки зрения субстанции не перестают быть таковыми (консубстанциация, или сосуществление), в отличие от католичества, где принята доктрина транссубстанциации (пресуществления), согласно которой хлеб и вино с точки зрения субстанции становятся телом и кровью Христа. Причастие является отпущением грехов и даёт силы для продолжения христианской жизни. Церковь Норвегии допускает причащение людей, входящих в другие религиозные общины.

Богослужение

Богослужение (норв. gudstjeneste, или høymesse) является центральным событием в жизни прихода. В Норвегии оно обыкновенно происходит в 11.00 по воскресеньям, но в ряде случаев проводятся дополнительные богослужения и/или богослужения в иное время. Если один приходской священник обслуживает несколько церквей, в некоторых церквях богослужение в воскресенье может не проводиться. Крещение, причастие и конфирмация (миропомазание) проводятся в рамках обычной службы, но для других обрядов (например, отпевание или венчание) существуют специальные процедуры. В большинстве приходов руководствуются «Литургической книгой Церкви Норвегии» (норв. Gudstjenestebok for den norske kirke), однако в некоторых приходах проводятся эксперименты с другими типами богослужений или более свободной формы. На 2010 год запланирован пересмотр порядка богослужения.

Порядок литургии основан на католической мессе и тем самым в своей основе мало отличается от порядка богослужения в других церквях.

Стандартное богослужение устроено следующим образом:

    * Вводная часть со входным псалмом, приветствием и вводными словами. Часто во время пения первого псалма происходит торжественная процессия. Затем следует исповедание грехов, поются Kyrie, eleison и Gloria in excelsis Deo.
    * Литургия слова с молитвой на данный день, двумя библейскими чтениями, чтением Символа веры (обычно апостольского) и проповедь. После этого следуют евхаристические молитвы и благодарственная жертва.
    * Причастие («литургия стола»): Литургия причастия состоит из того, что священник и паства обмениваются необходимыми словами и поют часть главы 6 Книги пророка Исаии. Затем следует молитва священника и общая молитва Отче наш. После этого священник произносит необходимые слова и все поют Agnus Dei.
    * Завершние и благословение. Иногда литургия может завершаться торжественной процессией.

Если в ходе литургии необходимо совершить крещение, оно обычно происходит после Gloria или евхаристических молитв, но возможны и другие варианты.

Церковные обряды

Конфирмация

В ходе обряда конфирмации церковь молится за человека, принимающего миропомазание. Его смысл заключается в подтверждении (лат. confirmatio) крещения — Бог подтверждает обещание, данное человеку в таинстве крещения. Протестанты отрицают католическое и православное понимание конфирмации как таинства, но сохраняют его как необходимую ступень подготовки к причастию, хотя сейчас верные могут приступать к причастию, даже если они не проходили конфирмации. В 1736 году конфирмация стала обязательной для всех граждан Норвегии, и такой порядок сохранялся долгое время. Конфирмация играет также важную роль в процессе катехизации: поскольку Церковь Норвегии практикует крещение младенцев, обучение основам веры происходит уже после крещения, обычно как раз перед конфирмацией. С 1978 года период катехизации перед конфирмацией длится обычно восемь месяцев.

Исповедь

В отличие от католичества и православия, в лютеранстве принимать исповедь отпускать грехи кающемуся может не только священник, но любой верный. Сам Мартин Лютер считал, что исповедь важна как способ осознания своих грехов и в то же время осуществленяи пастырских обязанностей. В Церкви Норвегии существует обряд исповеди, который в последние годы набирает популярность. Обычно исповедь происходит в кабинете священника или в доме исповедующегося, а в ряде приходов возможна установка конфессионалов. Особенно важную роль играет исповедь в лестадианстве, распространённом на севере Норвегии (в Тромсе и Финнмарке). Лестадиане обычно исповедуются тому из верных, кому они более всего доверяют, необязательно священнику.

Брак

Согласно лютеранскому учению, брак является вопросом в первую очередь гражданским, однако он подтверждается в рамках специальной церковной церемонии- Существует также специальный обряд молитвы за супругов, ранее вступивших в брак с помощью гражданской церемонии.

Ранее Церковь Норвегии считала брак нерасторжимым, но в течение XX века эта позиция сменилась, и сейчас большинство священников признают право на развод. Согласно норвежскому закону о браке, если священник не признает права разведённых на брак, он может отказаться проводить такую церемонию.

Церковь Норвегии может проводить обряд венчания, даже если лишь один из супругов входит в её состав, однако священник может отказать в проведении такого венчания.

С 1992 года ведутся значительные споры о роли гомосексуалистов в церкви, в частности о возможности признания гомосексуальных браков. На последнем по времени собрании Церковного совета в 2007 году этот вопрос был оставлен на усмотрение епископов.

Ординация

Ординация, или рукоположение священников, происходит в рамках процедуры благословения, подтверждающей, что человек достоин получения этого сана и владеет необходимыми знаниями и навыками. Посвящение в сан епископа происходит в рамках специальной церемонии. Посвящение в диаконы, катехеты и канторы называется по-норвежски иным словом (норв. vigsel), но разница между таким посвящением и ординацией является традиционной и в рамках Норвежской церкви не имеет богословского значения. Иными словами, в рамках прихода важнейшей является разница между служениями, для которых необходима ординация или посвящение (священник, катехет, диакон, кантор), и такими, для которых ничего подобного не требуется (министранты и т. п.).

В Церкви Норвегии допускается ординация женщин, в том числе в епископы.

Епархии


 

Церковь Норвегии является епикопально-синодальной церковью и разделена на 11 епархий.

Епархия   Кафедра   Фюльке   Примечания  
Осло Осло. Осло, коммуны Аскер и Бэрум (фюльке Акерсхус) Епископ Осло отвечает также за приходы для глухих и армейские приходы (корпус капелланов)
Борг Фредрикстад Акерсхус (за исключением Аскера и Бэрума), Эстфолл
Хамар Хамар Оппланн, Хедмарк
Тунсберг Тёнсберг Бускеруд, Вестфолл
Агдер и Телемарк Кристиансанн Вест-Агдер, Телемарк, Эуст-Агдер
Ставангер Ставангер Ругаланн
Бьёргвин Берген Согн-ог-Фьюране, Хордаланн Епископ Бьёргвина также отвечает за работу Церкви Норвегии за границей («Церкви моряков»)
Мёре Молде Мёре-ог-Ромсдал
Нидарос Тронхейм Нур-Трёнделаг, Сёр-Трёнделаг
Сёр-Холугаланн Будё Нурланн
Нур-Холугаланн Тромсё Тромс, Финнмарк, Шпицберген

 

Управляющие органы

    * Верховным главой Церкив Норвегии считается король Норвегии. Полномочия по реальном управлению переданы министерству по делам церкви и культуры (ранее существовало отдельное министерство по делам церкви). Церковные вопросы решает церковное правительство Норвегии, в которое входят только те члены правительства, которые также принадлежат Церкви Норвегии. Существование церковного правительство предусмотрено п. 2 § 27 Конституции Норвегии, и необходимость его формирования обусловливает записанное в п. 2 § 12 конституции требование, чтобы не менее половины членов правительства принадлежали Церкви Норвегии. Стортинг оказывает влияние на Церковь через работу парламентнского комитета по делам церкви и через принятие законов

    * Высшим органом власти является созданный в 1984 году Церковный собор (норв. Kirkemøtet), в котором принимают участие все епископы и члены епархиальных советов

    * В состав Епископского собора (норв. Bispemøtet) входят все 11 епископов Церкви Норвегии. Собор не может принудить отдельных епископов совершать или не совершать некий действий: его цель заключается в «совместнром решении тех вопросов, которые в соответствии с действующими правилами относятся к сфере компетенции епископов». Председатель собора (норв. preses) представляет его на Церковном соборе.

    * Церковный совет (норв. Kirkerådet, создан в 1969 году, регламент изменён в 1984 году) проводит подготовку к Церковному собору и является высшим исполнительным органом между его сессиями.

    * Богословская комиссия (норв. Den norske kirkes lærenemnd) отвечает за вопросы вероучения. В её работе участвует 20 членов.

    * Совет по межцерковным отношениям отвечает за отношения с лютеранскими церквями других стран, а также экуменическую деятелньость и межрелигиозные контакты внутри Норвегии.

    * Саамский церковный совет (норв. Samisk kirkeråd, создан в 1992 году) отвечает за удовлетворение всех религиозных потребностей на саамских языках и сохранение уважительного отношения к саамским традициям.

    * Юношеский церковный собор (первое заседание — 1993 год) является консультативным органом, выражающим взгляды церковного юношества.


Международное сотрудничество

Церковь Норвегии является автономной лютеранской церковью, однако участвует в работе следующих организаций:

    * Всемирная лютеранская федерация
    * Всемирный совет церквей
    * Конференция европейских церквей
    * Сообщество Порвоо, организация с участием лютеранских церквей в Скандинавии и Балтии, а также англиканских церквей на Британских островах и епископальных церквей на Пиренейском полуострове. Условия участия в сообществе, в частности, предполагают, что церкви признают действительность ординаций.

Отношения церкви и государства

Церковь Норвегии не отделена от государства. В последние годы широко обсуждается вопрос о различии церкви и государства, и было подготовлено несколько докладов на эту тему. Последним был доклад комиссии под руководством политика Коре Йённеса, представленный в январе 2006 года. Большинство авторов доклада рекомендует изменить существующее положение дел. В 2006 году доклад комиссии Йённеса был рассмотрен несколькими тысячами ведомств в рамках подготовки правительственного доклада Стортингу. Первоначально правительство должно было представить новую политику в декабре 2007 года, но в реальности это случилось лишь в апреле 2008 года.

Доклад правительства был принять всеми семью партиями, представленными в Стортинге. Доклад предполагает предоставление церкви большей внутренней автономии, в частности права назначения епископов. Это требует, в частности, укрепления внутренней демократии и увеличения явки на выборах на церковные должности. Предполагается, что церковь может быть окончательно отделена от государства в 2012 году[4].

Передача полномочий от государства к самой церкви началась уже в 1920-х годах. Создавалось все больше комиссий и советов, отвечавших за различные аспекты церковной деятельности. В ряде важных сфер, таких как литургия и вероучение, церковь уже достигла полной самостоятельности. В то же время за назначение епископов и священников формально отвечает король, а за церковное законодательство — Стортинг.

Ответственность за поддержание церковных зданий в надлежащем состоянии и оплату труда священников лежит на государстве и на местных властях, но многие приходы выплачивают зарплату сотрудникам, нанятым сверхштата, часто за счёт пожертвований прихожан.

История Церкви Норвегии со времён Реформации

Реформация

Реформация в Дании и Норвегии произошла в 1536—1537 годах, когда лютеранство принял король Кристиан III. В 1537 году он сделал его государственной религией в своём королестве.

Католических епископов сменили лютеранские суперинтенденты, и довольно скоро официальная церковь стала лютеранской. Среди населения новая религия прививалась не так быстро. «Народной верой» лютеранство стало лишь к конце XVI века.

Ко времени Реформации более половины всех норвежских земель принадлежало церкви. Она вся отошла государству, а позже большая её часть была продана богатым гражданам. Церковь в Дании и Норвегии порвала с Римом и стала национальной церковью во главе с королём. Первый закон, так называемый «Церковный ордонанс» был принят в 1537 году. Он предусматривает разделение полномочий церкви и короля: церковь свидетельствует о слове Божием и отправляет таинства, а король определяет рамки, в которых это происходит. Принятие законов, регулирующих церковную деятельность, относится к сфере компетенции короля: это положение дел сохранилось в норвежском законодательстве до сих пор.

После Реформации

После Реформации власть над церковью постепенно переходила в руки короля. В 1660 году в датско-норвежском государстве была установлена абсолютная монархия, и в течение двух сотен лет после этого руководство церковью осуществлялось государственными органами, а за назначение священников и епископов отвечал непосредственно король. Согласно конституции 1814 года евангелическо-лютеранское вероисповедание стало государственной религией Норвегии, которой оно остаётся по сей день.

Шведско-норвежская уния не оказала значительного влияния на развитие Церкви Норвегии. В XIX веке набрали силу реформаторские движения. Было также создано министерство по церковным делам, в то же время выросло влияние епископа Осло.

Важную роль в реформе церкви играл вопрос об участии мирян в церковной жизни. В частности, в 1873 году были разрешены приходские собрания, тогда же прошли первые неофициальные встречи с участием представителей всех епархий.

Церковь Норвегии во Вторую мировую войну

Во время Второй мировой войны церковь была временно отделена от государства. Законное правительство Норвегии находилось в изгнании в Великобритании. Церковь выступала против нацизма. В 1942 году, когда от неё потребовали провести торжественное богослужение в Нидаросском соборе по случаю вступления Видкуна Квислинга в должность министра-президента, епископы во главе с главой епархии Осло Эйвиндом Берггравом выступили с посланием «Основа церкви», в котором отказались от своих государственных должностей. В результате все епископы и часть священников Церкви Норвегии были интернированы до конца войны. Около 90 % всех священников последовали примеру епископов и порвали с государственной властью, однако продолжали совершать таинства и церковные обряды. В результате посещаемость церквей значительно выросла, кроме тех приходов, где священники выступили на стороне нацистов.

Важную роль в церковном сопротивлении сыграл епископ Осло Эйвинд Бергграв. В так называемым «церковный фронт» (норв. Kirkefronten) входили представители мирян и так называемых «свободных церквей» (протестантских деноминаций, не входящих в Церковь Норвегии). Важную роль в этом движении сыграли также профессор богословия Уле Халлесбю и миссионер и проповедник Людвиг Хупе.

 

Den norske kirke

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. по материалам Википедии



Важно знать о Норвегии Церковь Норвегии


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Церковь Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru