Полукруглое каменное здание, под углом «врытое» в землю, покрыто иероглифами и в определенном ракурсе напоминает край свитка. Это Александрийская библиотека в Египте — здание, которому «Снёхетта» обязана своим появлением на свет. Независимые архитекторы — Хьетиль Торсен, Таральд Лундевалль и Крейг Дайкерс — объединились в конце 1980-х только для того, чтобы принять участие в крупном международном конкурсе. За право построить современную версию легендарного «храма знаний» боролись 524 компании из 52 стран. Неожиданно для многих проект «Снёхетты» выиграл — объект площадью 70 000 кв. м и бюджетом в 150 млн долларов был возведен в 2001 году. Уже в этой, первой и сразу ключевой, работе группы проявилось несколько черт, ставших для нее характерными: любовь к наклонным плоскостям, символизм форм и взаимодействие с ландшафтом. Неслучайно и название для бюро архитекторы выбрали природное: Снёхетта — одна из самых высоких гор в Норвегии.
Увидеть макеты и эскизы Александрийской библиотеки можно на выставке «Снёхетта: архитектура — ландшафт — интерьер», которая открывается 29 марта в Музее архитектуры имени Щусева, в камерном пространстве «Аптекарского приказа» (до этого экспозиция два года путешествовала по городам мира). Восемь ее частей рассказывают о наиболее значимых проектах бюро — архитектурных, ландшафтных, дизайнерских — и о практической стороне его работы. Так, в «Снёхетте» придерживаются принципа междисциплинарности и равноправия. Разные специалисты всегда работают в одном офисе, и каждый волен высказывать собственное мнение о проекте.
Один из важных элементов выставки — интерактивная сенсорная панель с информацией о ста проектах компании. В залах также будут макеты, фотографии, эскизы, рисунки, а также тексты и фильмы о наиболее известных работах. Среди них объект-манифест — Оперный театр в Осло. В нем максимально раскрывается один из главных творческих принципов «Снёхетты» — превращение строения в неотъемлемую часть окружающей среды. Здание разместилось на платформе, выдающейся в пространство фьорда. Благодаря асимметричной, многогранной форме и белой мраморной облицовке его часто сравнивают с вершиной айсберга, возвышающейся над водой. Его крыша действительно как гора, на которую можно подняться по лестницам и полюбоваться видами. Строительство завершилось в 2008 году, в 2009-м сооружение было отмечено престижной наградой — Премией Миса ван дер Роэ — за особую роль в развитии рекреационной зоны в гавани Осло.
Международную известность бюро укрепило участие в проектировании Национального мемориала и музея 11 сентября в Нью-Йорке, информация о котором также представлена в музее. «Снёхетта» построила входной павильон. Внутри о трагедии напоминает монумент из фрагментов двух стальных стоек, оставшихся от башен-близнецов. А снаружи зеркальные фасады бесстрастно отражают пейзаж и смену времен года.
В числе других проектов «Снёхетты» Современный музей Тёрнера в Англии, Центр науки и культуры короля Абдулазиза в Саудовской Аравии и Ворота Рас-эль-Хайма в Дубае, норвежское посольство в Берлине, Кивик-центр (музей современного искусства в Швеции). Эти и другие представленные работы не просто архитектурные достижения последних десятилетий, но и яркая иллюстрация скандинавского модернизма — в меру сдержанного, рационального, чуткого к контексту и всегда ведущего диалог с природой и обществом.
29 марта — 22 апреля, Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Читать: Снёхетта в Москве
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: vedomost