Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Mузыка Норвегии/Статьи о музыке Норвегии/Панк-движение в Норвегии/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские исполнителиМузыкальные группы Норвегии Статьи о музыке Норвегии
Архив музыкальных событийФестивали в НорвегииДискография
Композиторы НорвегииОбщество П.И. Чайковского в Осло 

Панк-движение в Норвегии

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панков распространилось по всему земному шару и начало развиваться во многих формах. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятые годы произошло и с переменой от хиппи к панкам. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком.

Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк тесно связан с другими субкультурами, такими, как готика и психобилли; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капиталистического строя.
Идеология панка сосредоточена на реализации права каждого индивидуума на свободу, а также жизненный уклад, на который не осуществляется давление. Этика этого движения признает огромную роль личного выбора в развитии или просто поисках свободы. В целом этика панк-культуры радикально отрицает любой конформизм. Она подразумевает самостоятельность, прямые действия, направленные на смену политического строя, и непринятие общественной культуры широкого потребления.
Политические взгляды приверженцев панка обычно охватывают всю политическую систему, но сами себя они относят либо к левым, либо к прогрессивным силам. Панки постоянно принимают участие в политических протестах локального, национального или глобального масштабов. Некоторые современные тенденции в политике а-ля панк - это анархизм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, защита прав животных.

Панки стремятся выразить свою принадлежность к субкультуре и свою собственную индивидуальность благодаря виртуозному сочетанию одежды, прически, косметики, татуировок, украшений и другим способам. Ранняя мода панка адаптировала уже существующие вещи под особое видение мира: разорванная одежда держалась в целости благодаря булавкам или скотчу, обычные вещи «украшались» маркерами или краской, черный мусорный пакет становился платьем, юбкой или блузкой, а английские булавки и бритвенные лезвия использовались как украшения. Кожа, резина и винил также приобретают популярность, возможно, из-за того, что ассоциируются с нестандартными подходами к сексу. Иногда панки носят узкие джинсы трубами, рокерские куртки, футболки с нестандартными изображениями и разнообразную обувь, начиная от кед и заканчивая титановыми ботинками. Волосы панки укладывают, а точнее, ставят в виде ирокеза или других «архитектурных» форм, либо же бреются налысо. Татуировки обычно произвольные, но могут быть и символы, такие, как свастика (причем может быть и перечеркнутая) или железный крест.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками, насилие – тоже элементы панка. Вред себе и суицид – явления, сопутствовавшие этому направлению с самого начала. Героин, аэрогены и другие вещества считаются нормальными, однако в более поздних направлениях их употребление было сведено к нулю.
Панк-рок как музыкальный стиль начал формироваться в середине 60-х годов прошлого века. На волне популярности рок-н-ролла, особенно “The Beatles”, в Америке появились группы местного значения, которые играли простую, может, не очень качественную, но “свою музыку”. Этот период вошел в историю как “гаражный рок”. Именно во второй половине 60-х начали играть МС5, Velvet Underground, The Stooges. Эта тройка, в отличие от хиппи, жестко ставила вопросы наркомании, половых извращений и безвыходности молодежи.

Игги Поп первым начал прыгать со сцены в зал, раздеваться и раздирать кожу в кровь. Но официальной датой рождения панк-рока стало 6 ноября 1975 года, когда в Лондоне состоялось первое выступление Sex Pistols. Концерт длился всего 10 минут – шокированные сотрудники больше не выдержали и выключили электричество. Но было уже поздно. Лёд тронулся…

Панк-движение в Норвегии

Концерт Sex Pistols в Pingvin Club в Осло летом 1977 года ознаменовал начало панк-движения в  Норвегии. Этот концерт сегодня является одним из самых мифических рок-концертов, которые имели место в Норвегии. Дебют норвежского панк-рока состоялся в 1979 году. Споры о том, кем был выпущен первый норвежский панк-сингл, идут до сих пор, среди  кандидатов:  Pink Dirt, Graxelaget, Front Page og Børres Kork. Трюгве Матисен в книге "Три аккорда и правда" (Tre grep og sannheten - являющейся, наверное, самым обширным трудом по панк–музыке в Норвегии), приходит к выводу, что это  были в первую очередь Børres Kork. В 1982 году в Осло был создан Дом  движения «Блитц», которое  вело за собой панков в течение 80-х годов. В Норвегии панк в последние годы был сконцентрирован в среде около «Блитц» в Осло и дома UFFA в Тронхейме. Но и в таких городах, как Берген, Ставангер, Будё и Тромсё, также существовала  активная панк-среда.

Писатель Туре  Ренберг пишет о книге Матисена:

«Я хорошо понимаю их, молодых людей, которые в конце семидесятых влюбились в освобождение анархией,  пришедшей  из Англии с Sex Pistols, X-Ray-Specs, и с 999. Я всегда завидовал тем, кто был там, что они пережили тот напряженный опыт, когда надо было брать контроль над своей собственной реальностью. Я могу себе представить, как я и мои товарищи играли в панк-группах и избивали всяких  придурков  после прослушивания нескольких 7 синглов и пива. Оригинальный панк будет всегда блистать юношеской дерзостью.

Самое интересное - это то, что автор рассмотрел  два важных явления: уникальное положение Тронхейма в норвежском панк - сообществе и проблематичные отношения панков с норвежскими левыми. Описание панк сообщества Тронхейма -  это увлекательное чтение, потому что Тронхейм и участники тех событий выступают с потрясающей индивидуальностью в отношении как иностранной среды, так и Осло, и потому, что качество групп, клубов и фэнзинов кажется весьма высоким. Мотивация и стремление коллективов впечатляет, а имена, всплывающие из тронхеймской сцены в конце 70-годов, не забылись и сейчас -  сейчас они или играют в DumDum Boys или же являются значительными  журналистами в Adresseavisen.

Другие части, которые я читал с наибольшим интересом, это интерес Матисена к сложным отношениям норвежских левых  с роком. Читать о Сэмунде Фисквике (Sæmund Fiskvik), деятеле AKP,  который в 1975 году заявил, что AKP «должны бороться с роком», одновременно весело и исторически интересно. Жаль,  Даг Сульстад  не интересовался роком, а ведь это могло бы стать блестящей идеей его романа: "Целью должно быть то, что музыка должна служить оружием в борьбе против империализма". Вот два интересных  направления, воюющие  друг с другом -  панк и норвежские левые, и Матисен проделал интересную работу, когда проследил за развитием событий в этом направлении.
Также Матисен высказывает интересную мысль: ирония норвежского панка заключается в отсутствии панка - это иностранные группы, которые не играли в Норвегии, NRK, которые не проигрывали панк-синглы, и норвежские газеты, которые не рецензировали новые пластинки из Великобритании».

Панк поздно пришел в Норвегию, было немного хороших панк-групп, и то, что происходит потом, - пост-панк - уже совершенно другое качество. Новый подъем рока в Норвегии произошел только в 1980-х.
Также важной в панк-культуре была идея DIY (Gjør-det-selv на норвежский манер). Вот что по этому поводу считает сам автор книги «Tre grep og sannheten»:

«DIY-культура означала, что люди начали выпускать диски на своих собственных компаниях. И в результате Sosialistisk Ungdom в предвыборной кампании с английской группой Crisis в 1979 году помогли придать панку левый профиль – по всей стране появились бесчисленные панк и рок-клубы. Панк-движение является  невероятно важным фактором в этой ситуации. Оно положило начало тенденции, которая сделала возможным успех в  80-ые годы таких групп  как Dum Dum Boys и Raga Rockers, и занять ту позицию, которую рок занимает сегодня как в обществе, так и в СМИ!
Большинство людей не являлось носителями идеи панк-революции, пока она происходила. Музыку было практически невозможно услышать по радио или по телевидению, а газетные статьи отзывались о панк-движении часто снисходительно. Если человек одевал панковскую одежду, у него могли быть проблемы. Но не пройдет много лет, прежде чем "панк" станет модным среди аудитории, и яростные панковские гитарные рифы будут звучать для массовой аудитории.
Норвегия была скучным местом  для  молодых людей в середине 70-х годов. Идеи хиппи о мире и любви не сделали больше мира во всем мире, а AKP (m-l) доминировало на культурном фронте. Поэтому и появился интерес к панку.
Пройдет несколько лет после концерта Sex Pistols, и в Норвегии начнут появляться первые панк-записи. Но в 1979-81 годах было много 7-дюймовых синглов и гораздо меньше 12-дюймовых.  Вы редко могли увидеть в продаже альбомы панк-групп, и когда тенденция записи полноформатных альбомов достигла Норвегии в 1981 году, моден был уже nyrock, а не панк.
Группа  Kjøtt  является хорошим примером такого развития. Хельге Гордер & Ко дебютировали с 7-дюймовым EP в 1979 году, а затем с классическим 12-дюймовником в иследующем году, и когда они выпустили  альбом в 1981 году, Микаэль Крон изменил стиль музыки на вдохновленный авангардом пост-панк».

В Норвегии вышла компиляция "Анархия и хаос: Норвежский панк 1979-1981" с бонус-треками Wannskrækk и Liliedugg. Оригинальное издание появилось в 1992 году. В связи с книгой Трюгве Матисена про историю панка в Норвегии, в настоящее время выходит продолжение  "Анархия и  Хаос. часть 2" на лейбле VME.

Всего на записи 23 песни. Большинство из них были выпущены на 7-дюймовниках, но есть также некоторые неизданные вещи:  "Produkt av 70-åra" (Hærverk), "Smukke folks børn" (Oslo Børs), "Pond" (DePress), "Rene hender" (TAV!), "Babij Jar" (Babij Jar), "Parklåt" (Geitost), "Urbane problemer" (Kjøtt) og "Unge Høyre" (Squirms, с Трюгве Матисеном на вокале). По моему мнению, данный сборник поможет составить представление о норвежской панк–рок сцене того времени. Сейчас же норвежские исполнители продолжают радовать публику своими песнями, и надо отметить, что среди них есть вполне популярные группы, хорошо известные за рубежом, например, Turbonegro.

(c) Илья Матиевский



Важно знать о Норвегии Панк-движение в Норвегии


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Панк-движение в Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru