DAGENS NAERINGSLIV
Dagens Næringsliv («Дагенс нэрингслив», буквально – «Экономика сегодня», «Современная экономическая жизнь», норв. сокр. DN) – норвежская общенациональная ежедневная газета, специализирующаяся в первую очередь на новостях экономики, рынка и бизнеса. До появления в 1992 году газеты Finansavisen DN долгое время являлась единственным в своём роде профильным изданием в Норвегии.
История
DN была основана в 1889 году судоводителем Магнусом Андерсеном (1857-1938) под названием Norsk Sjøfartstidende и первоначально была изданием, посвящённым новостям судоходной отрасли. До сих пор в Норвегии некоторые называют газету «Sjøfarten». Первый номер Norsk Sjøfartstidende вышел 1 января 1890 года, и первое время газета выходила дважды в неделю. Объём издания по нынешним меркам был весьма скромным, но вполне типичным для газет конца XIX столетия – 4 страницы. С 1891 года газета выходит ежедневно. В 1894 году её владельцем становится акционерное общество обер-егермейстера Томаса Фернли (1841-1927), сына известного норвежского художника Томаса Фернли. Андерсен, занимавший пост редактора, не нашёл общего языка с новыми владельцами и вынужден был уйти из редакции. С 1899 года газета одной из первых ТВ стране начинает печататься на наборной машине. Тематика издания постепенно расширяется, и с 1906 года начинает выпускаться отдельное приложение Skibslisten, в котором печатаются новости корабельной отрасли (выходило до 1987 года).
В 1912 году Norsk Sjøfartstidende сливается с газетой Kysten, также основанной Магнусом Андерсеном, и меняет название на Norges Handels og Sjøfartstidende. Объём издания увеличивается до восьми страниц. В 1915 году газета открывает первый корреспондентский пункт за границей – в Копенгагене, а в 1923 году – в Лондоне. В годы войны и оккупации по причине нехватки бумаги Norges Handels og Sjøfartstidende выходит только раз в неделю.
С 1980 года газета переходит на таблоидный формат и становится утренним изданием. Под своим нынешним названием Dagens Næringsliv она издаётся с 20 января 1987 года. Во многом благодаря усилиям главного редактора Коре Валеброкка (1940-2013) DN стало одним из ведущих изданий в Норвегии и ведущим в сфере экономики и бизнеса. С 1989 года она издаётся на характерной розоватой бумаге (по образцу Financial Times и других профильных изданий), что делает её легко узнаваемой на газетных прилавках.
Авторитет газеты укрепился также за счёт ряда разоблачительных материалов, связанных с коррупцией. В результате журналистских расследований ряд высокопоставленных чиновников вынуждены были покинуть свои посты.
Финансовый кризис 2008 года негативно сказался на работе издания. Руководство приняло решение сократить свои зарплаты (на пять процентов) и порекомендовало остальным сотрудникам последовать их примеру. Были закрыты офисы DN в Брюсселе и Нью-Йорке. Также произошло сокращение штата (26 постоянных сотрудников в 2008, 20 – в 2010). Однако до сих пор газета может похвастаться тем, что её сотрудники зарабатывают больше своих норвежских коллег.
Современный профиль издания
DN в настоящее время является собственностью норвежского медиаконцерна NHST Media Group (сокращённо от старого названия газеты, Norges Handels- og Sjøfartstidende). Концерн владеет рядом менее крупных изданий экономической направленности, а также телеканалом smartcom:tv.
DN профилирует себя как издание либерального толка, защищающее интересы рыночной экономики и отдающей предпочтение экономическим, а не политическим решениям проблем. В то же время издание поддерживает консервативные партии, иногда прямо призывая читателей отдать свои голоса за них.
Тематика газеты продолжает расширяться, и в наши дни её уже вряд ли можно назвать сугубо экономическим изданием. Как и у многих норвежских газет, у DN выходит специальное приложение (по субботам), в котором публикуются материалы, посвящённые новостям культуры и потребительского рынка. С 2007 года издаётся специальное приложение, D2, по содержанию близкое к современным глянцевым журналам и уделяющее основное внимание стилю жизни и потреблению. С 1990-х издание также выходит в Интернете. Первоначально доступ к Интернет-странице был платным, но с 2000 года стал открытым. На сайте издания есть специальный раздел с онлайн-телевидением.
DN относится к так называемым «нишевым» изданиям. Её аудитория – в основном люди с высшим университетским образованием и высокими доходами. По данным опросов, проводимых газетой, 47 процентов читателей занимают руководящие должности в компаниях и фирмах.
По данным сайта aviskatalogen.no, общий тираж издания, включая подписку и экземпляры, поступающие в свободную продажу, - 82.889. Стоимость одного экземпляра – 30 крон (пятничные и субботние выпуски – 35 крон). Это касается как обычной «бумажной», так и электронной pdf-версии. Сайт dn.no является самым посещаемым бизнес-порталом в Норвегии (700 тысяч уникальных пользователей ежемесячно).
Главный редактор и административный директор (с 2000 года) - Амунд Юве (Amund Djuve).
Сайт газеты (на норвежском языке)
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ), опубликовано: 26.09.2013
Dagens Naeringsliv
|