Конституционное развитие Норвегии после 1905 г.
После установления независимости конституционное развитие Норвегии вступает в завершающую стадию. В мае 1905 г. через стортинг прошёл новый избирательный закон, которым введены прямые выборы, установлено единоличное избрание по округам и число членов стортинга увеличено с 114 до 123. Разделение на округа, однако, произведено не с полной правильностью, в силу стремления дать по возможности каждому городу (свыше 2000 жителей) отдельного депутата; вследствие этого городки с 2000 жителей имеют депутата, а Христиания с населением свыше 200 тысяч — только 5 депутатов. В начале 1905 г. король Оскар по болезни уступил королевскую власть своему наследнику Густаву, антипатичному норвежцам. Через стортинг прошёл закон о разделении шведско-норвежского министерства иностранных дел на два особых и о создании особых норвежских консульств; Густав отказался его санкционировать; министерство Михельсена ответило выходом в отставку. Регент, после неудачных попыток сформировать новый кабинет, отказался её принять.
Тогда Стортинг единогласно, 7 июня 1905 г., принял постановление о расторжении унии со Швецией. Не желая, однако, доводить дело до войны, Стортинг всеми голосами против 4-х социал-демократов постановил просить Оскара II разрешить одному из его младших сыновей занять место короля Норвегии; социал-демократы, вотировавшие против этого предложения, желали воспользоваться удобным случаем, чтобы провозгласить Норвегию республикой.
В 1906 году был принят закон о временном запрете на продажу норвежских водоёмов, рудников и лесов иностранным гражданам и компаниям, где иностранцам принадлежал контрольный пакет акций. Закон получил название «панический» и фактически предоставил норвежцам передышку в решении проблемы регулирования национальной собственности.
Однако в отношении дальнейших действий в стортинге произошёл раскол: радикальное левое крыло «Венстре» (Либеральная партия) при поддержке НРП (Социал-демократическая партия) требовали государственного вмешательства в процессы отчуждения земли и контроля за ними; с другой стороны правое крыло Венстре было склонно к ограничению иностранного капитала, но в пользу собственного.
Развернувшаяся в обществе антимонопольная кампания привела к расколу в партии Венстре на радикальное большинство во главе с Г. Кнудсеном и умеренное меньшинство, которое впоследствии организовало партию «Frisinnede Venstre» (туда вошли, в частности, члены исполнительного комитета Йорген Лёвланд, министр сельского хозяйства Свен Орестад и пр). Раскол в «Венстре» привёл и к развалу коалиционного правительства правого крыла «Венстре» и партии «Хёйре» (Консервативная партия).
Правительство, возглавляемое Йоргеном Лёвландом и сформированное в 1907 году, продержалось у власти лишь до конца 1908 года. Радикальное крыло «Венстре» при поддержке НРП сформировало новое правительство во главе с Г. Кнудсеном, которое в 1908 году приняло окончательный Закон о концессиях.
В соответствии с Законом о концессиях запрет 1906 года снимался, но концессии становились срочными, срок устанавливался в 60—80 лет, по истечении которого права на водные артерии вновь переходили к государству. Кроме того, правительство оставляло за собой право безвозмездного отчуждения в пользу государства всех построенных сооружений по истечении этого срока.
По мнению Хёйре и Frisinnede Venstre этот закон нарушал принципы частной собственности, но консерваторы так и не смогли заставить правительство Кнудсена пересмотреть этот закон.
После Второй мировой войны в истории Норвегии начался следующий цикл политического развития этой страны – эпоха уже господства правительства над Стортингом.
В послевоенный период расхождение между Буквой и Духом Конституции увеличилось. Новые условия жизни, развитие норвежской государственности требовали своего отражения в основном законе, но верные формальному принципу неизменности основ конституционного строя, норвежцы пошли по пути углубленного толкования норм конституции, вкладывая в это толкование новый смысл; впрочем, дело не обошлось и без некоторых значительных поправок.
К таким наиболее существенным изменениям норвежского основного законаможно отнести изменения в порядке престолонаследия и допуска согласно принципу первородства к наследования престола женщин. В связи с этим в 1990 г. были внесены редакционные поправки в § 3, 6, 7, 34, 35 и другие.
В положение Стортинга также произошли изменения. В 1990 г. было отменено конституционное различение чрезвычайной («overordentlig») и обычной («ordentlig») сессий парламента: § 69, 79 и 112 конституции, § 70 в этой связи был отменен. Сам § 69 получил новую редакцию. В § 80 были уточнены процессуальные сроки, в течение которых король принимает решение об отклонении или принятии тех законопроектов, законодательная работа над которыми не завершена.
Серьезные изменения за послевоенный период произошли в области избирательного права. Норвегия, начиная с 1946 года, снижала возрастной ценз для участия в выборах (в 1946 году – с 21 до 23 лет, в 1979 – 18 лет).
Безусловно, важнейшие изменения, затронувшие основы суверенитета страны были произведены в 1962 году.
В качестве интересного дополнения можно заметить, что все поправки Конституции полагается вносить только на том языке, на котором она написана, т.е. на стародатском. Хотя нелишне будет указать, что это всё-таки не стародатский язык. В 1903 году текст конституции был значительно осовременен. Изменения затронули, как подсчитали исследователи, по крайней мере, 140 мест текста. В 2000-х годах в Норвегии всерьез обсуждали возможность перевода конституции на современный норвежский язык.
Автор: Тележкина Д.Х.
Опубликовано БНИЦ.

Тележкина - Конституционное развитие Норвегии после 1905 г. Тележкина - Конституционное развитие Норвегии после 1905 г.
|