Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/История Норвегии - обзор/ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ/8 ГЛАВА.Часть 2/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественники История Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны 

8 ГЛАВА.Часть 2

С 1810 г., как мы видели, внутреннее и внешнее положение Норвегии несколько разрядилось. Революционная ситуация в стране смягчилась, но не исчезла. Экономическое положение Норвегии стало немного лучше благодаря ослаблению английской блокады. Восстановились связи с Данией. Копенгаген вернулся к проводившейся ранее политике единого государства. Была ликвидирована относительная автономия страны: в 1810 г. временная Правительственная комиссия была распущена, через некоторое время упразднили и комиссию по продовольствию. В то же время датское правительство афишировало свою готовность пойти на уступки норвежской буржуазии в частных вопросах.

Еще в 1809 г. в прессе стал обсуждаться университетский вопрос13. Граф Ведель и два богатейших предпринимателя Эстланна Педер Анкер и Юханнес Тране пожертвовали по тысяче риксдалеров на премию для того, кто напишет лучший труд, обосновывающий необходимость создания норвежского университета. Премию получила в феврале 1810 г. диссертация чиновника из Кристиансанна Николая Вергеланна "Мнемозина", где рель шла не только о проблеме университета, но и утверждалась идея самобытности и независимости норвежского государства. Фактически "Мнемозина" стала одним из наиболее ярких программных документов норвежского национального движения. Организацию университета взяло в своп руки Общество благоденствия Норвегии. С большим энтузиазмом по всей стране в течение двух лет проходил сбор средств на университет. Фредерик VI, осведомленный о размахе движения, счел за благо уступить, надеясь умиротворить норвежскую буржуазию. 2 сентября 1811 г. он подписал указ о создании университета Норвегии, который получил его имя – Королевский университет имени Фредерика14. Так, незадолго до буржуазной революции было осуществлено давнее чаяние буржуазно-чиновничьей верхушки страны.

Однако передышка оказалась недолгой. Уже в 1812 г. норвежский вопрос вновь стал на повестку дня. Внешняя политика, проводимая Копенгагеном, медленно, но неуклонно вела страну в тупик. Экономическое положение вновь ухудшилось. Финансы королевства оказались расстроенными до такой степени, что 5 января 1813 г. правительство было вынуждено провести девальвацию, равнозначную признанию государственного банкротства. С 1807 по 1813 г. стоимость бумажных денег относительно серебра упала в 12 раз.

В 1813 г., как уже было показано, опасения Копенгагена за судьбу Норвегии вновь получили реальные основания и Фредерик VI решил послать в Кристианию наместником датского наследного принца Кристиана Фредерика, своего племянника, молодого, но уже искушенного в политике человека, обладавшего к тому нее хорошими связями среди норвежских богатеев. По официальным инструкциям, Кристиан Фредерик получал большую самостоятельную власть в случае, если связи с Копенгагеном прервутся, и право создать новую правительственную комиссию. Новый наместник всячески старался выбить почву из-под антидатских настроений. Вместе с ближайшими советниками – крупным предпринимателем Карстеиом Анкером и стифтамтманом Треннелага Тюгесоном – принц наметил программу либеральных реформ, включая создание автономного правительства страны. Наместник предпринял агитационную поездку по Норвегии, встречался с представителями различных слоев. 15 декабря 1813 г. в Кристиании было созвано собрание из 72 богатейших норвежцев, частично избранных горожанами. Непосредственной задачей собрания было обсуждение вопроса о создании норвежского банка. Хотя принятый проект был отложен, значение самой встречи было очень велико, поскольку она во многом предвосхитила события 1814 г. В центре внимания собравшихся был экономический и политический кризис, охвативший Датско-норвежское королевство. Высказывались уже откровенно мятежные призывы провозгласить независимость и выбрать принца Кристиана Фредерика королем Норвегии.

Зимой 1813/14 г. страна жила в преддверии революционных событий. Резко обострившаяся нужда предвещала и классовые столкновения. Столичный пастор Клаус Павельс со страхом; накануне нового 181.4 г. на улицах Кристиании появились листовки с угрозами в адрес богачей. Первые недели года прошли в напряженном ожидании известий из Киля, в пересказах тревожных слухов. 24 января в норвежскую столицу прибыл официальный курьер с известием о подписании мирного договора. Кристиану Фредерику датский король повелел оставить Норвегию и возвратиться в Данию. Весть о передаче Норвегии под власть шведской короны была с негодованием и возмущением принята всеми слоями народа и самим наместником. Первоначально принц намеревался с ведома своего дяди – короля Дании – и в силу права наследования провозгласить себя королем Норвегии при сохранении неизменной формы правления – наследственной и абсолютной монархии. Впоследствии Кристиан Фредерик и король Дании рассчитывали восстановить единое Датско-норвежское государство (Кристиан Фредерик действительно был королем Дании под именем Кристиана VIII в 1839-1848 гг.).

Стремясь прозондировать почву, принц предпринял поездку из Кристиании в Тронхейм и вернулся другой дорогой15. Повсюду он встречал восторженную поддержку своих красноречивых призывов к отпору шведским захватчикам, но не своих притязаний на самодержавную власть в Норвегии. Норвежская буржуазия отнюдь не собиралась оставаться политически столь же бесправной, как во времена унии с Данией. Идея народного суверенитета, выдвинутая французским Просвещением и Великой французской революцией, т. е. политической власти буржуазии, глубоко укоренилась в умах норвежских буржуа и чиновников. В Норвегии начиналась революция16.

По пути в столицу принц созвал 16 февраля в Эйдсволле так называемое "собрание нотаблей" (notabelmøte) из 21 человека – видных предпринимателей (6), высших чиновников (8) и офицеров (7), живших в юго-восточной части страны; 8 человек из 21 были уроженцами Дании. В соответствии с итогами совещания принц 19 февраля обратился к народу с призывом поддержать требование государственной самостоятельности Норвегии, принести ему присягу верности как правителю (регенту) страны и прислать выборных на государственное, или учредительное, собрание (Rigsforsamling) для принятия конституции и избрания главы государства17. Кристиан Фредерик таким образом признал и принял принцип народного суверенитета.

2 марта было сформировано первое за триста лет норвежское правительство – Правительственный совет (Regjeringsraadet), переименованный уже после принятия конституции страны, 19 мая, в Государственный совет (Statsraadet). В его состав вошли семь человек, в том числе главы вновь созданных пяти департаментов-министерств: финансов – генерал-майор Ф. Г. Хакстхаузен, возглавлявший также военное ведомство (General – og Kommissariat kollegiet), внутренних дел – амтман Юнас Коллетт, торговли – купец Нильс Оль, экономики – предприниматель Карстен Анкер (близкий друг принца, в чьем эйдсволлском имении и состоялось февральское совещание), юстиции – амтман М. У. Соммеръельм. В правительство вошли также заместитель Хакстхаузена Карстен Танк и директор норвежского отделения датского Государственного банка Маркус Розенкранц, брат датского министра иностранных дел. Был создан и комитет из трех членов (не вошли в Правительственный совет) – епископ Ю. Бек, профессора Н. Тресков и Г. Свердруп – для руководства народным образованием и церковными делами. За собой принц сохранял иностранные дела. Новый флаг самостоятельной Норвегии выражал чаяния правителя: датский белый крест на красном поле, с норвежским львом у древка.

Первый акт буржуазной национально-освободительной революции совершился. Внешнеполитическая ситуация ей благоприятствовала: внимание всей Европы было приковано к Франции, где происходили решающие бои. между союзниками и Наполеоном.

25 февраля 1814 г. в городских и сельских церквах собрания прихожан приносили присягу, что будут защищать самостоятельность Норвегии и "готовы отдать свою жизнь и кровь для любимой родины". Одновременно начались выборы в Государственное собрание. В каждой сельской общине (округе) имевшие ценз оседлости чиновники, крестьяне-бонды (собственники и арендаторы земли), купцы и фабриканты-предприниматели в возрасте старше 25 лет избирали по два выборщика, причем: один обязательно должен был быть бондом. Затем в каждом амте собрание выборщиком избирало трех: депутатов, среди них – одного бонда. Кроме того, от Бергена было избрано четыре депутата; от Кристиании, Кристиансанна и Тронхейма – по два; от остальных торговых городов – по одному. Наконец, своих представителей направили в собрание армия и флот, причем не только офицеров, по и простых солдат и матросов. Всего в Государственное собрание было избрано 112 человек, сравнительно молодых, в среднем 40-43 лет; 54 – от сельской местности, 26 – от городов, 28 – от армии, 4 – от флота. По своей социальной принадлежности больше половины депутатов – 59 человек – были чиновниками (включая пасторов и учителей), 16 – купцами и промышленниками, 37 – крестьянами. Таким образом, преобладающее влияние в Государственном собрании имели чиновники, тесло связанные с торгово-промышленной буржуазией, но занимавшие относительно самостоятельную позицию.

В Государственном собрании не были представлены широкие народные массы – жители городов, не имевшие прав бюргеров, т. е. рабочие, слуги, матросы торгового флота. В сельской местности многочисленные хусмены и другие категории сельского полупролетариата и пролетариата также не получили доступа в собрание. Государственное собрание имело отчетливо выраженный классовый характер, и именно поэтому даже не обсуждало принципиальных вопросов об изменении социальных условий.

Государственное собрание открылось 10 апреля 181ч г. в поместье Карстена Анкера – Эйдсволл, куда съехались делегаты со всей страны, кроме отдаленных Тромса и Нурланна. Хотя основная задача собрания заключалась в разработке и принятии конституции страны, вопросом не меньшей важности в глазах депутатов и всей норвежской общественности было будущее положение страны – ее государственно-правовой статус. Собрание сразу же раскололось на две неравные партии. Большинство выступало за помедленнее установление независимого государства – "партия самостоятельности". За ее спиной стоял датский наместник – принц Кристиан Фредерик18. Она включала представителей чиновничества и крестьянства. Ее вожаками стали сельский судья Кристиан Магнус Фальсен, сын члена Правительственной комиссии Эневольда Фальсена19, профессор философии Георг Свердруп, сельские судьи К. Дирикс и В. Кристи. Представители крупнейшего города страны, Бергена, примкнули к "партии самостоятельности". Меньшинство, около 30 человек, стояли за унию со Швецией при условии полного равенства сторон. Во главе "партии унии" стал, естественно, граф Ведель-Ярлсберг. В нее вошли видные оппозиционеры – богатый предприниматель Педер Анкер, первый председатель Государственного собрания и зять Ведель-Ярлсберга, железопромышленник Якоб Оль, пастор Николай Вергеланн. Партию поддержали купцы и предприниматели Эстланна, для которых, впрочем, вопрос о правовом статусе страны был менее важен, чем восстановление торговых отношений с Англией. Вопрос решился голосованием 19 апреля, и "партия самостоятельности" одержала верх большинством в один голос20.

Уже в первые дни работы Эйдсволлского собрания был создан конституционный комитет во главе с К. М. Фальсеном. Наиболее активными членами комитета были Ведель и Н. Вергеланн, представивший собственный проект конституции, профессор Г. Свердруп, внесший много исправлений и дополнений, К. Дирикс, знаток конституционных актов Европы и Северной Америки, морской капитан П. Моцфельдт, глубоко осведомленный в государственном праве Великобритании.

16 апреля Государственное собрание без серьезных разногласий приняло основные положения будущей конституции Норвегии – страна становилась свободным, независимым и неделимым королевством. Народ через своих представителей осуществлял законодательную власть и право налогообложения, король – исполнительную власть. Судебная власть отделялась от законодательной и исполнительной и вверялась особым, независимым судам. В Норвежском королевстве устанавливался принцип свободы печати и религии, запрещалось в будущем предоставлять новые наследственные привилегии. Таким образом, в основу норвежской конституции закладывались не только разработанные видным французским просветителем Монтескье и швейцарским юристом XVIII в. Де Лольмом умеренно-либеральные принципы разделения властей, но и демократический принцип Руссо – суверенитет народа.

На основе этих принципов конституционный комитет приступил к срочной разработке основного закона. Были использованы основные законы других государств: конституция США 1787 г., французская конституция 1791 г., шведская – 1809 г., испанская – 1812 г. Комитет использовал и средневековое норвежское законодательство, чтобы теснее привязать новый основной закон к национальной традиции. Конституция стала синтезом передового конституционного опыта буржуазных стран Европы и США и отечественного законодательства. Поэтому было бы неверно говорить об ее подражательном характере21.

В конституционный комитет был передан целый ряд проектов, составленных депутатами Государственного собрания. Наиболее основательным и радикальным был проект, подготовленный Фальсеном и его другом, уроженцем Дании, лектором университета Ю. Г. Адлером в 250 параграфах, который и был положен в основу будущей конституции. Однако этот проект подвергся основательной переделке в духе приближения его к стилю старых норвежских законов и стал более умеренным. Так, были вычеркнуты содержавшиеся в нем положения о праве собственности и; остальных "естественных и неотъемлемых" правах человека, заимствованные из конституций других стран, прежде всего на французской "Декларации прав человека".

2 мая комитет предложил окончательный проект на обсуждение собрания. Многодневные споры разгорались вокруг устройства парламента страны, получившего древненорвежское название "стортинг". Фальсен в своем проекте предложил двухпалатный стортинг, состоящий из низшей палаты – одельстинга, избиравшийся всеми имевшими право голоса гражданами, и высшей палаты – лагтинга, куда допускались лишь богачи. Обе палаты наделялись правом взаимного вето, что фактически отдавало власть в руки богатой верхушки норвежского общества. Конституционный комитет не согласился со столь значительным ограничением влияния чиновников и бондов. Предложение Фальсена-Адлера подверглось сильным изменениям, одельстинг и лагтинг оказались подразделениями единого стортинга. Если в этом вопросе собрание оказалось радикальнее комитета, то в отношении вопроса об избирательных правах оно проявило резко выраженный классовый консерватизм. В проекте комитета указывались лишь две категории людей, не имевших избирательных прав, – рабочие и слуги. Собрание еще более сузило круг избирателей.

12-16 мая проект конституции находился на окончательной доработке в редакционном комитете, в состав которого входили активные деятели "партии самостоятельности": К. Дирикс„ Г. Свердруп и сельский судья Л. Вейдеман. Исходя из обсуждения в собрании, комитет внес ряд изменений, носивших явно консервативный характер. В частности, оказалось выброшенным положение о свободе религии, а также внесены ограничения в-раздел о свободе печати. 16 мая конституция в окончательном виде была одобрена Государственным собранием, а на следующей день, 17 мая, состоялась торжественная церемония подписания ее всеми депутатами22. С того дня и по настоящее время Эйдсволлская конституция остается, естественно с серьезными изменениями, основным законом Норвегии23. В тот же день, 17 мая, популярный в Норвегии принц Кристиан Фредерик был избран королем Норвегии. 17 мая отмечается как День независимости страны.

Согласно конституции королевство Норвегия провозглашалось "свободным, независимым и неделимым государством", имеющим "монархическую, ограниченную и наследственную" форму правления (§ 1).        Господствующей религией провозглашалось лютеранство, запрещалось пребывание в стране иезуитов, монахов и евреев (§ 2). Исполнительная власть вручалась королю, обладавшему широкими полномочиями. Король мог "принимать и отменять указы касательно торговли, налогов, ремесел, промышленности и полиции, лишь бы они не противоречили конституции и законам, принятым стортингом" (§ 17). Король являлся главнокомандующим сухопутными и морскими силами королевства (§ 25), он имел право "собирать войска, начинать войну, заключать мир, устанавливать и разрывать союзы и принимать послов" (§ 26). Король был также главой церкви (§ 16). Он сам назначал Государственный совет – правительство страны из граждан Норвегии, которым исполнилось 30 лет. Совет должен был состоять по меньшей мере из пяти человек, обязательно не членов стортинга. Внутри правительства портфели распределялись также королем (§ 28). Член правительства – государственный советник – одновременно являлся главой соответствующего департамента – министерства, работой которого он руководил, и в его обязанности входило непременно присутствовать на заседаниях Государственного совета, где обсуждались дела, связанные с областью его деятельности (§ 30). Все указы короля и официальные письма контрассигновывались тем лицом, которое в силу своей должности занималось соответствующими делами (§ 35).

Избирательным правом в стортинг обладали те достигшие 25 лет и проживавшие в стране в течение пяти лет норвежские граждане, которые являлись в прошлом или настоящем чиновниками или владели землей или арендовали землю в течение пяти лет в сельской местности. В городах право голоса получали бюргеры и те из жителей, кто имел в городе или в порту дом или участок земли стоимостью не меньше 500 риксдалеров серебром (§ 50). Иначе говоря, к выборам допускались и мелкие крестьяне-налогоплательщики, собственники и арендаторы, и городские ремесленники, и мелкие торговцы24.

Выборы в стортинг осуществлялись косвенным путем. В городах один выборщик избирался от 50 избирателей. Собрание выборщиков города в свою очередь выбирало четвертую часть своего состава для участия в работе стортинга. Выборщики мелких городов могли объединяться в общие собрания от нескольких городов (§ 57). В сельской местности один выборщик выбирался от каждых ста человек, имевших право голоса, и в стортинг посылалась десятая часть собрания выборщиков от каждой губернии (§ 58). Право быть избранным распространялось на тех избирателей, кому исполнилось 30 лет и кто жил в стране не менее 10 лет (§ 61), причем избранными не могли быть члены правительства, занятые в их ведомствах чиновники, офицеры и лица, находившиеся на содержании королевского двора (§ 62). Конституция гласила, что "народ осуществляет законодательную власть в стортинге, состоящем из двух палат – лагтинга и одельстинга" (§ 49). На деле, однако, стортинг большей частью заседал (и заседает до сих пор) как одна палата и разделялся надвое лишь при принятии законов (см. ниже). При этом четверть своих депутатов стортинг избирал в лагтинг, а остальные три четверти оставались членами одельстинга (§ 74). Стортинг собирался раз в три года, причем король не мог распустить его сессию досрочно, ранее чем через три месяца после открытия. Стортинг получал право принимать и отменять законы, устанавливать налоги, делать займы от имени государства, контролировать финансы государства, выделять средства на оборону страны, утверждать цивильный лист королевской семье, знакомиться с делами Государственного совета, его постановлениями, кроме тех, которые касались военных дел, знакомиться с договорами, заключаемыми королем с иностранными государствами, за исключением секретных, приглашать для отчета любое лицо, связанное с делами государства, за исключением короля и его семьи, проверять списки назначений, выбирать пять ревизоров для проверки финансовых счетов государства, предоставлять норвежское подданство иностранцам (§ 75).

Конституция устанавливала следующий порядок принятия законов. Предварительно проект закона вносился членом собрания или членом правительства в одельстинг. В случае его принятия одельстингом проект передавался лагтингу. Если законопроект отвергался лагтингом, то он отсылался с обоснованиями в одельстинг на новое рассмотрение. В случае повторного отклонения проекта законопроект передавался на обсуждение общего собрания стортинга, где он мог быть принят двумя третями голосов (§ 76). Принятый закон направлялся на подпись королю, и если король не подписывал его, то принятие откладывалось до следующего стортинга. В случае принятия законопроекта третьим по счету стортингом он становился законом без одобрения короля (§ 77).

Государственные должности в Норвегии могли занимать лишь норвежские граждане, исповедующие лютеранскую религию, принесшие присягу на верность конституции, говорящие на языке страны и, кроме того, отвечающие целому ряду ограничительных условий. В виде исключения иностранцам разрешалось занимать преподавательские должности в университете и гимназиях, должности врачей, норвежских консулов за границей (§ 93). Вводились нормы буржуазного правосудия: "Никто не может быть осужден иначе, как по закону, наказан иначе, как по суду. Допрос с применением пытки никогда не может иметь место" (§ 96). Аресты могли проводиться только согласно закону (§ 99). Относительно печати конституция гласила: "Печать должна быть свободна". Затем, однако, говорилось о судебном преследовании за открытое и сознательное печатное выражение "неповиновения законам, презрения к религии, к нравственности или к конституционным властям и сопротивление их приказаниям" или "за ложные и позорящие обвинения" против кого-либо. Но "каждому дозволено свободно высказываться по поводу государственного управления и по всякому иному вопросу" (§ 100). Впредь запрещалось вводить новые ограничения в свободе торговли и промышленности (§ 101). Пережившее себя право единонаследия и выкупа земельной собственности родственниками владельца (odelsrett, åsettesrett)25 сохранялось, хотя специально оговаривалось, что ближайшие стортинги должны определить дальнейшие условия их существования (§ 107). Специальный параграф оговаривал запрет учреждать новые графства, баронаты, феодальные вотчины – фидеикомиссы (§ 108). Вводилась обязанность для всех граждан страны защищать родину "без различия происхождения или имущественного состояния" (§ 109).

Принятие конституции 17 мая было не только апогеем революции в Норвегии, но и исключительным событием во всей Европе, на которую уже опускались сумерки Реставрации. В 1857 г. в статье "Бернадот" Карл Маркс отмечал: "Представители нации, собравшиеся в Эйдсволле 17 мая 1814 г., приняли действующую по сей день и самую демократическую в современной Европе конституцию"26. Того же мнения держался и Ф. Энгельс, как видно из его письма к П. Эрнсту от 1890 г.: "...когда во всей Европе победа над Наполеоном оказалась победой реакции над революцией и когда революция только на своей родине, во Франции, внушала еще такой страх, что восстановленная легитимная монархия была вынуждена дать буржуазно-либеральную конституцию, – в это время Норвегии удалось ввести у себя гораздо более демократическую конституцию, чем все существовавшие тогда в Европе"27.

Государственное собрание рассматривало также тяжелое финансовое положение, в котором находилась Норвегия. Избранный с этой целью финансовый комитет предложил, чтобы собрание уполномочило правительство выпустить на 14 млн. риксдалеров бумажных денег – ассигнаций – для покрытия расходов государства до созыва первого стортинга. Кроме того, собрание гарантировало всю массу ассигнаций, находившихся в обращении, по курсу один далер ассигнациями за 35 шилл. серебром. Однако финансовые трудности не могли быть преодолены при помощи печатных станков: остро не хватало звонкой монеты.

Работа Государственного собрания проходила в необычно благоприятной международной обстановке, поскольку в первые месяцы 1814 г. великие державы и Карл Юхан были по-прежнему заняты борьбой с Наполеоном. Принц Кристиан Фредерик прекрасно понимал необходимость скорейшего международного признания самостоятельной Норвегии. Однако его февральское обращение к главам великих союзных держав и к Наполеону с просьбой признать новое государство, естественно, осталось без ответа28.

Норвежцы начали также неофициальные переговоры со Швецией и Данией, предлагая признать независимость Норвегии. Однако главную надежду Кристиан Фредерик и норвежское руководство возлагали на Великобританию, особенно на ее торговые круги, связанные с Норвегией. Принц отправил в Лондон добиваться признания и поддержки члена Правительственного совета Карстена Анкера. Но еще до его приезда британский министр иностранных дел Каслри заявил Карлу Юхану, что его правительство не отступится от принятых перед Швецией обязательств. Анкер развил тем не менее бурную деятельность, стремясь расположить в пользу Норвегии британское общественное мнение. В этом он преуспел: английские газеты сочувственно писали о норвежцах, оправдывали их действия, в нижней и верхней палате парламента раздавались речи с призывом признать Норвегию29. Все же большинство британского парламента поддержало политику правительства. Избегая официальных переговоров с Анкером как представителем "мятежников", официальный Лондон дал понять, что готов содействовать заключению такого компромиссного соглашения со Швецией, которое обеспечило бы Норвегии широкую автономию в рамках шведско-норвежской унии.

Вступление союзных армий в Париж, отречение Наполеона, Реставрация во Франции развязали руки союзникам и Карлу Юхану в отношении Норвегии. Первоначально главы союзных стран и Швеции видели в норвежских событиях лишь козни Фредерика VI, стремившегося, по их мнению, сохранить Норвегию за Ольденбургским домом. Шведский наследный принц горячо убеждал Александра I и союзных монархов применить силу против Дании. Однако те больше склонялись к мирному решению вопроса. В конце апреля было решено послать на Север специальную союзническую миссию четырех великих держав-победительниц – России, Англии, Австрии, Пруссии – для урегулирования конфликта30. Представителем России был назначен молодой талантливый генерал-майор М. Ф. Орлов, будущий декабрист. Он оказался душой переговоров. В Копенгагене союзные представители вели беседы с Фредериком VI и министром иностранных дел Дании Н. Розенкранцем, после чего убедились, что события в Норвегии вызваны отнюдь не датскими кознями и что правительство Дании, испуганное норвежской революцией, теперь само готово на все, чтобы урегулировать конфликт. Из Дании уполномоченные направились в Кристианию; 1 июля начались их переговоры с принцем Кристианом Фредериком (королем его признавали только сами норвежцы) и членами норвежского Государственного совета. К этому времени Карл Юхан с армией вернулся в Швецию и стал деятельно готовиться к походу в Норвегию. Союзные уполномоченные заняли позицию посредников между Норвегией и Швецией. М. Ф. Орлов уже при первой встрече с норвежцами заявил, что союзники "готовы предложить свои добрые услуги, чтобы определить привилегии норвежского народа, лишь бы все было основано на мирном объединении со Швецией"31.

Для норвежского правительства и для самого Кристиана Фредерика к этому времени стала уже совершенно ясна неизбежность унии со Швецией. Для принца речь шла теперь о том, чтобы достойно сойти со сцены, норвежские же министры стремились сохранить завоевания революции, прежде всего конституцию, и получить как можно более широкую самостоятельность в рамках унии. Карл Юхан также был склонен идти на компромисс и спешил. Приближался Венский конгресс, и бывший генерал якобинской республики опасался за свое положение.

Тем не менее посредническая миссия представителей союзников оказалась безуспешной, поскольку шведы в качестве предварительного условия потребовали передачу крепостей в восточной части Норвегии и не соглашались признать Эйдсволлскую конституцию. В конце июля начались военные действия. То была последняя в истории внутрискандинавская война и последняя война в истории Швеции.

Норвежская армия численно была вдвое меньше шведской, гораздо хуже вооружена, экипирована и снабжена продовольствием. Кроме того, у шведов был опыт военных действий, ими командовал один из крупных полководцев своего времени. Норвежские солдаты, как признают современники, были охвачены патриотическим подъемом, однако командование и офицеры были настроены пессимистически. Карл Юхан был осведомлен о местонахождении норвежской армии, ее оперативных планах. Вскоре после начала шведского наступления в восточных районах сдалась 4 августа пограничная крепость Фредрикстен, Кристиан Фредерик отдал приказ очистить левый берег р. Гломмы. Однако не везде шведы одерживали верх. В двух столкновениях у Лиера и Скоттеруда норвежцам удалось разбить корпус генерала Гана, отступивший с большими потерями.

Обе стороны не были заинтересованы в продолжении военных действий. Кристиан Фредерик окончательно убедился в безнадежности борьбы и фактически передал всю полноту власти в руки Государственного совета. Карл Юхан, несмотря на одержанные успехи, ясно представлял невыгодность затягивания войны. После непродолжительных переговоров 14 августа 1814 г. между Норвегией и Швецией была заключена конвенция в Моссе32. Карл Юхан обещал уважать норвежскую конституцию со всеми теми изменениями, которых потребует шведско-норвежская уния, а норвежцы соглашались избрать шведского короля на норвежский престол. Окончательное решение должен был принять чрезвычайный стортинг. Согласно секретной статье конвенции Кристиан Фредерик обещал отречься от престола и покинуть Норвегию. Хотя формально Мосская конвенция была поражением для норвежцев, фактически и в главном в сложившихся условиях она оказалась им выгодной. Во-первых, сохранялось основное завоевание революции – Эйдсволлская конституция, во-вторых, шведско-норвежская уния должна была основываться не на условиях Кильского договора, а на соглашении норвежцев со Швецией.

Уже в начале июля Государственный совет Норвегии начал обсуждать предстоявшие в случае унии со Швецией изменения Эйдсволлской конституции. После прекращения военных действий и прибытия в норвежскую столицу шведских уполномоченных норвежцы готовили эти изменения, одновременно обсуждая их со шведами. Карл Юхан настаивал на конституционном расширении власти короля, который бы не только командовал норвежской армией, по и натурализовал иностранцев и, главное, мог назначать шведов на должности в Норвегии, кроме священников и судей. Шведы предлагали ввести должность генерал-губернатора страны – шведа, который фактически становился главой норвежского правительства. Норвежская сторона, напротив, старалась при пересмотре конституции урезать власть будущего короля и вообще по возможности придать новой унии характер добровольного и равноправного с обеих сторон акта.

7 октября собрался внеочередной стортинг, а 10 октября депутация стортинга приняла торжественное отречение короля Кристиана Фредерика: исполнительная власть была официально передана Государственному совету. После недолгих, но довольно острых дебатов и переговоров со шведскими уполномоченными стортинг 4 ноября принял измененную, так называемую Ноябрьскую конституцию Норвегии. Военные и внешнеполитические полномочия короля были ограничены. Внешняя политика Объединенных королевств целиком, однако, отходила в ведение шведского министерства иностранных дел – Норвегия такого министерства не имела, ее подданные лишь использовались на шведской дипломатической и особенно консульской службе. Король получил право назначать в Норвегию вице-короля, или наместника (stattholder), представлявшего отсутствующего монарха. Не получив важного права натурализации иностранцев, король, однако, не мог и назначить шведа на должность в Норвегии (кроме должности наместника). Но он сохранил пост главнокомандующего, назначал и увольнял членов правительства (Государственного совета), губернаторов, епископов, чиновников центральных ведомств33. Наконец, уния сделала необходимым выделение из состава норвежского Государственного совета его стокгольмского отделения при особе короля – трех членов из десяти, включая и формально первого так называемого государственного министра (statsminister). При обсуждении шведским Государственным советом, т. е. правительством, норвежских или общих шведско-норвежских дел, он пополнялся указанной тройкой. Соответственно при обсуждении общих вопросов в Кристиании норвежское правительство пополнялось тремя шведскими членами.

4 ноября 1814 г. стортинг избрал престарелого Карла XIII королем Норвегии. Шведские представители потребовали, чтобы норвежская конституция была представлена ему на одобрение, но стортинг отклонил и это предложение. Крайняя уступчивость со стороны кронпринца Карла Юхана была продиктована его нежеланием обострять отношения с норвежцами, коль скоро главная стратегическая цель его политики была достигнута: Швеция и Норвегия объединились под властью одного монарха. Правитель Швеции надеялся в дальнейшем постепенно сузить самостоятельность Норвегии и сплотить оба королевства в единый государственный организм, т. е. полностью подчинить Норвегию Швеции. В 1815 г. шведский риксдаг принял так называемый Риксакт, перечислявший условия унии и принятый позже также стортингом34.

События 1814. г. в Норвегии с полным правом могут быть названы буржуазной революцией, национально-освободительной по своему характеру. Норвежская революция 1814 г. была направлена против датского и шведского господства, на национальное самоутверждение. Особенностью революции было отсутствие каких-либо значительных контрреволюционных сил внутри страны. Сторонники сохранения абсолютизма, прежде всего сам принц Кристиан Фредерик, быстро перешли на конституционно-монархические позиции. Другой особенностью революции было то, что буржуазия Норвегии уже до 1814 г. обладала значительной долей экономической власти, но политически же оставалась бесправной. Датско-норвежская абсолютная монархия бюрократического типа оставила в наследство новому государству сильный и относительно самостоятельный слой чиновничества, тесно связанный с торгово-промышленной буржуазией. Именно городская торгово-промышленная буржуазия и чиновничество стали главными движущими силами норвежской буржуазной революции. Крестьянство, крупнейший класс страны, еще не выступило в 1814 г. на политической арене самостоятельно, хотя Государственное собрание и стортинг 1814 г. включили значительную группу крестьян.

События 1814 г. были скачком в истории Норвегии, важным звеном в осуществлении буржуазной революции, как и в завершении перехода от феодализма к капитализму. В 1814 г. был решен основной вопрос: власть в стране перешла от датской короны к верхнему слою буржуазии и бюрократии. В Норвегии было создано автономное буржуазное государство.

В конечном счете глубинной основой норвежской революции как национально-освободительной был опосредованный через социально-политические отношения конфликт между потребностями производительных сил Норвегии, нуждавшихся для своего развития в государственной независимости, и иностранным господством, в прошлом датским и в будущем шведским. В. И. Ленин подчеркивал, что "для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе"35. Норвежская национально-освободительная революция была первым и главным шагом на пути к созданию независимого буржуазного государства. Ее можно поставить в один ряд с другими буржуазными национально-освободительными революциями мануфактурного периода развития капитализма – Нидерландской революцией конца XVI в., североамериканской войной за независимость в XVIII в., испанской революцией 1808-1812 гг., освободительными войнами в Латинской Америке первой половины XIX в.

Волна европейской реакции не докатилась до Севера: события в Норвегии при их мирном течении вряд ли могли насторожить силы реакции в Европе. Победа норвежской революции на фоне общеевропейской феодально-монархической Реставрации объясняется как периферийным положением страны, так и необычайно благоприятным стечением внешних обстоятельств: продолжающейся войной на континенте, неустойчивым положением главного противника – шведского кронпринца Бернадота, нежеланием России чрезмерно усиливать Швецию, традиционными экономическими связями другой державы-победительницы – Великобритании с Норвегией, наконец, "конституционной" дипломатией Александра I в те годы.

Вместе с тем именно внешние условия были причиной того, что Норвегия не смогла добиться полной независимости. Ведущие европейские державы выступили за присоединение Норвегии к Швеции. В. И. Ленин писал: "Норвегию отдали Швеции монархи во время наполеоновских войн, вопреки воле норвежцев, и шведы должны были ввести войска в Норвегию, чтобы подчинить ее себе"36.

ПРИМЕЧАНИЯ

13. Aktstykker vedkommende Universitetets Oprettelse 1793-1813 / Ulg. Y. Nielsen. – In: Historiske Samlinger. Kristiania, 1914, Bd. 3, s. 307-445.

14. Лишь в 1930 г. университет был переименован и стал называться "Университет Осло".

15. Linvald A. Christian Frederik og Norge 1814. De store beslutninger mellem Kielfreden og Eidsvoldmødet januar-februar. København, 1962.

16. Bergsgård A. Året 1814. Oslo, 1943-1945. Bd. 1-2; Koht H. 1814. Norsk dagbok. Hundre aar efterpaa. Kristiania, 1914; Nissen B. A. Året 1814. Oslo, 1964; Omkring 1814. Oslo, 1967.

17. Aktstykker vedkommende Stormagternes Mission til Kjøbenhavn og Christiania i Aaret 1814 / Utg. Y. Nielsen. Christiania, 1897, R 2, s. 11-13.

18. Seip J. A. Utsikt over Norges historie. Oslo, 1974, Ed. 1, S. 18, 21.

19. Østvedt E. Christian Magnus Falsen. Linjen i hans politikk. Oslo, 1945.

20. Bergsgard A. Norsk historie 1814-1880. Oslo, 1964, s. 22-23.

21. Seip J. A. Op. cit., p. 39-41; Lagerroth F. Sverige och Eidsvollsförfattningen. Lund, 1973.

22. Grunnloven vår med andre dokumenter av nasjonal viktighet. Oslo, 1953, s. 61-71; Constitution du Royaume de Norvège. Christiania, 1814.

23. См.: Конституции буржуазных государств Европы, М., 1957. с. 713-738 (в редакции 1954 г.).

24. Seip J. A. Op. cit., s. 42.

25. См. гл. VII.

26. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., г. 14, с. 169.

27. Там же, т. 37, с. 351.

28. Кристиан Фредерик – Александру I, 22 февраля 1814 г. – АВПР, ф. Канцелярия, 1814, д. 6370, л. 1 и об. Письма Кристиана Фредерика министру иностранных дел Великобритании Каслри, Фридриху-Вильгельму III, прусскому королю, императору Австрии Францу I и Наполеону опубликованы: Nielsen Y. Aktstykker vedkommende Stormagternes Mission…, R. 2, s. 14-16.

29. См.: Réflexions sur l'état actuel de la Norvège. Londres, 1814.

30. Павлова Л. Я. Шведско-датско-норвежский конфликт 1814 года и Россия (Дипломатическая миссия М. Ф. Орлова). – Новая и новейшая история, 1972, № 1, с. 138-148; документы, связанные с союзной миссией, опубликованы: ВПР. М., 1970-1972, т. 7-8; Aktstykker vedkommende Konventionen i Moss 14de August 1814. / Utg. Y. Nielsen. Christiania, 1894; Aktstykker vedkommende Stormagternes Mission..., R. 1-2.

31. M. Ф. Орлов – К. В. Нессельроде, 3 июля 1814 г. – Aktstykker vedkommende Slormagternes Mission..., R. 2, s. 208-210.

32. Хрестоматия по повой истории: В 3-х томах. М., 1965, т. 2, с. 258-259.

33. Seip J. A. Op. cit, s. 47; Carlsson S. Svensk historia, D. 2, s. 273.

34. Alin O. Den svensk-norska unionen. Stockholm, 1889, D. 1, s. 131-135.

35. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 258.

36. Там же, с. 291.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Ulfdalir



Важно знать о Норвегии 8 ГЛАВА. Часть 2. Буржуазная национально-освободительная революция 1814 г. в Норвегии

8 ГЛАВА. Часть 2. Буржуазная национально-освободительная революция 1814 г. в Норвегии


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


8 ГЛАВА.Часть 2 Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru