Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/История Норвегии - обзор/ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ/9 ГЛАВА.Часть 2/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественники История Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны 

9 ГЛАВА.Часть 2

Уже с конца 20-х годов кризис постепенно стал преодолеваться. Норвежский экспорт леса вновь стал расти. Об этом свидетельствуют следующие данные (в тыс. ластов):

Год

1804-1806

Вывоз леса

260

Год

1838

Вывоз леса

241

1815-1819

161

1839

272

1820-1825

170

1840

266

1841

263

1826-1829

191

1842

267

1830-1835

198

1843

265

1836

232

1844

286

1837

228

1845

284

Источник: Lieberman S. The Industrialisation of Norway 1800-1920. Oslo, 1970, p. 84. 1 ласт = 2600 кг

Теперь основным рынком сбыта лесоматериалов стала Франция. Если в 1805 г. их экспорт из Норвегии во Францию составлял всего 5500 ластов, а в Великобритании – 148 тыс., то в 1829 г. соответственно 49 тыс. и 47 500 ластов, а в 1839 г. – 60 тыс. и 51 тыс. ластов. Это в свою очередь благоприятно отразилось на возрождении торгового флота страны. Рост норвежского торгового флота в 1815-1860 гг. характеризуют следующие данные:

Год

Число судов

Тоннаж (в тыс. нетто-т)

Экипаж торгового флота

1815

1673

148

Нет сведений

1820

1672

125

Нет сведений

1830

2031

135

Нет сведений

1835

2272

151

11279

1844

3348

233

16 422

1850

3696

284

19 037

1860

5287

532

33014

Источник: Historisk statistikk 1968. Oslo, 1969, s. 363 (tab. 175); ibid., s. 80 (tab.56)

Быстро были преодолены и трудности со сбытом рыбы: победа капиталистических отношений в Западной Европе, рост городских, прежде всего беднейших, слоев населения – пролетариата – увеличивали потребность в таком дешевом продукте питания, как рыба. Вскоре объем рыбного экспорта количественно удвоился. Уния также благоприятно сказалась на норвежском рыболовстве, нашедшем в Швеции новый рынок сбыта (см. ниже).

Вырос экспорт рыбы в Россию. Для Норвегии большое значение имел новый торговый договор Объединенных королевств с Россией в 1817 г., согласно которому норвежская рыба могла ввозиться через русские порты Балтийского моря с уплатой льготной, половинной, пошлины. С этого времени из Кристиансанна, Ставангера, Бергена в Санкт-Петербург, Ригу, Либаву, Ревель, а также в порты находившейся под властью российской короны автономной Финляндии ежегодно отправлялось значительное число судов с норвежской рыбой, в основном сельдью. По данным российского консула в Кристиансанне, ввоз соленой сельди из Норвегии в Россию только за 1817-1830 гг. вырос с 40 тыс. до 119 тыс. бочек7.

Дальнейшее развитие получила после 1814 г. и так называемая поморская торговля между северными провинциями Норвегии – Финмарком, Тромсом, Нурланном – и Архангельской губернией. В Норвегию ввозились в основном рожь, а также пшеница и овес (зерном и мукой), что было крайне важно для районов, обладавших скудными природными ресурсами. Из Норвегии в Архангельскую губернию везли в основном рыбу, которая потреблялась не только на Севере, но и во внутренних районах России. Кроме этого, из России в безлесную Северную Норвегию ввозились лес, свечи, пенька, канаты, полотно, равендук (вид ткани), соль, а из Норвегии в Россию – мех лисицы и выдры. Поморская торговля велась отчасти в виде прямого обмена в норвежских портах между местными рыбаками и русскими поморами. Занимая скромное место в торговой жизни всей Норвегии (ввоз – 5%, вывоз – 6%), она имела жизненно важное значение для северных районов Норвегии8.

Торговля через Балтийское и Белое моря регулировалась договорами, заключенными между Россией и Швецией – Норвегией в 1817, 1828, 1834 гг. По договору 1817 г., например, свободная русская торговля в городах Северной Норвегии была разрешена в течение одного летнего месяца и в других местах – в течение 15 дней. Норвегия получила право вывозить по Белому морю 25 тыс. четвертей зерна с уплатой пошлины лишь за 5 тыс. четвертей. Россия снизила вдвое пошлину на норвежский китовый жир. Однако норвежских купцов договор не удовлетворил, так как не были снижены пошлины на рыбу. Новые значительные льготы в торговле с Россией предоставил Норвегии трактат 1828 г. Но к этому времени выявилось стремление стортинга, вопреки жизненным интересам норвежского Севера, вообще закрыть его для свободной торговли с Россией и тем открыть возможности для посреднической прибыли торговой буржуазии Южной Норвегии. Возникли шведско-норвежские разногласия, так как шведские власти, уступая пожеланиям России в поморской торговле, обеспечивали льготы для шведской торговли с русской Финляндией.

Лишь в 40-х годах медленно стала возрождаться и норвежская промышленность. В ней все еще преобладали мелкие мануфактурные предприятия и ремесленные мастерские. Важным шагом на пути к торжеству капиталистического предпринимательства была отмена в 1839 г. цехового устройства. Способствовала развитию капитализма и окончательная стабилизация финансов к началу 40-х годов. Уже в 1842 г. недалеко от столицы на р. Акер был открыт одноименный механический, т. е. металлообрабатывающий и судостроительный, завод с подъемным крапом на паровой тяге9.

Затем подобные предприятия появились в Бергене и Тронхейме. Они выпускали на иностранных станках всевозможные инструменты, инвентарь, простейшие машины из дешевого привозного английского железа. Последнее, наряду с английским коксом, служило сырьем и для новых чугунолитейных заводов. Дни старинных горных заводов-имений, производивших дорогостоящее древесно-угольное железо, были сочтены. В 1845-1849 гг. возникло несколько хлопкопрядильных и ткацких фабрик на р. Акер и около Бергена, стали появляться новые предприятия фабричного типа в пищевой, стекольной и керамической отраслях. В Норвегии начался промышленный переворот.

Экономическому подъему способствовал и таможенный договор со Швецией 1825 г. (Melloinrikslov) с последующими дополнениями. За исключением черной металлургии, металлообрабатывающей и стекольной промышленности все отрасли норвежского народного хозяйства выиграли от отмены или сокращения вдвое пошлин во взаимной торговле10. Шведский рынок сбыта был значительно крупнее норвежского.

Несмотря на хронические финансовые трудности, ежегодные государственные доходы Норвегии постепенно росли – с 1,4 млн. серебряных далеров (риксдалеров) в 20-х годах до 3,5 млн. в 1838 г. Государственный долг, достигавший в 1843 г.- громадной по тем временам суммы в 5,2 млн. далеров серебром, к 1850 г.

Год

Все население

Население в сельской местности

Население в городах

% городского населения

1801

883 487

805 845

77 642

8,8

1815

885 431

798 827

86 604

9,8

1825

1 051 318

937 120

114 198

10,9

1835

1 194 827

1 065 825

129 002

10,8

1845

1 328 471

1 166 596

161 875

12,2

1855

1 490 047

1 292 232

197 815

13,3

Источник: Historisk statistikk 1968, s. 33 (tab. 13)

 

ПРИМЕЧАНИЯ

7. АВПР, ф. Административные дела II – 3, 1801-1830, д. 8/28, л. 40, 123, 134-135.

8. Kraft S. Nord-Norge i de förenade konungarikenas handelstraktater med Ryssland. Land, 1954; Idem. Pomorhandelen på Nordnorge under 1800 talets förra hälft. Tromsø; Oslo, 1968. См. рецензии на эти работы. – Скандинавский сборник. Таллин, 1956, вып. 1, с. 226-236; История СССР, 1970, № 6, с. 188-189.

9. Wasberg G. С. Svendsen A. S. Industriens historie i Norge. Oslo, 1969, s. 60.

10. Ibid., p. 61-62; Bergsgård A. Norsk historie 1814-1880. Oslo, 1964, s. 53, 57, 95-96.

 

опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Ulfdalir



Важно знать о Норвегии 9 ГЛАВА.Часть 2. От мануфактурного к "свободному" капитализму. Либеральные реформы (1815-1850-е годы). ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ

9 ГЛАВА.Часть 2. От мануфактурного к "свободному" капитализму. Либеральные реформы (1815-1850-е годы). ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


9 ГЛАВА.Часть 2 Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru