Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/История Норвегии - обзор/ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ/Изучение новой истории/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественники История Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны 

Изучение новой истории

Изучение новой истории

Изучение новой истории Норвегии, т. е. периода с 1660 г., когда в Датско-норвежском королевстве был установлен абсолютизм, началось в XIX в., на волне национально-революционного подъема 1814 г. Долгое время оно носило не академически научный, а публицистический характер. В нем прямо отражалась общественно-политическая борьба между буржуазно-чиновничьим консерватизмом, с одной стороны, и буржуазным либерализмом и мелкобуржуазным демократизмом – с другой.

В центре внимания идеологов этих движений и тесно связанных с партийной борьбой профессиональных историков были следующие проблемы: положение Норвегии в унии с Данией вплоть до 1814 г., характер событий 1814 г., когда Норвегия освободилась от власти Дании и обрела широкую автономию в унии со Швецией. К концу XIX в. историки занялись и периодом после 1814 г., прежде всего борьбой между консерваторами и национальными демократами как по вопросам внутреннего развития страны, так и по вопросам отношений со Швецией. Особую остроту дискуссии придавали все более обострявшийся конфликт между Норвегией и Швецией и связанные с ним споры между норвежскими и шведскими историками вокруг событий 1814 г.

Разрыв шведско-норвежской унии в 1905 г. снял политическую остроту этих споров, которые все же в более академическом плане продолжаются и поныне. В целом проблематика изучения новой истории Норвегии не оставалась неизменной и в XX в., вплоть до наших дней. Особое внимание историки стали уделять проблемам социально-экономического развития и рабочего движения.

* * *

После 1814 г. за освещение новой истории взялись не столько профессионалы – профессора созданного в 1811 г. Кристианийского университета, сколько политические деятели, публицисты, ориентировавшие свои исторические сочинения на современные им проблемы норвежского общества. Центральной, пожалуй единственной, в то время проблемой была оценка датского периода. Резко критическое направление представлял видный деятель норвежского освободительного движения 1814 г. Николай Вергеланн (1780-1848). В 1816 г. он опубликовал антидатский исторический памфлет "Правдивый рассказ о политических преступлениях Дании против королевства Норвегии с 955 по 1814 г." В 1830 г. вышли анонимные воспоминания Вергеланна, посвященные событиям 1814 г., прежде всего работе Государственного собрания в Эйдсволле, активным участником которого он был42.

Антидатскую позицию занимали и два других автора, писавших на исторические сюжеты новейшего для них времени: чиновник и журналист Е. К. Берг (1775-1852) и политический деятель Г. П. Блум (1785-1869). Берг опубликовал много статей в журналах, Блум в 1823 г. написал одно из первых исследований о событиях 1814 г., изданное, правда, позднее43. В этот же период сложилось и другое направление. С резкой критикой антидатских взглядов Н. Вергеланна выступил К. М. Фальсен (1782-1830), видный политический деятель, один из вождей "партии самостоятельности" на Эйдсволлском собрании.

В 1830-1840-х годах антидатское течение в исторической мысли постепенно слабело. На первый план выходили животрепещущие проблемы унии со Швецией. Обострялась борьба между крестьянской, мелкобуржуазной демократией и высшей, буржуазно-чиновничьей прослойкой общества. Идеолог демократической оппозиции и вместе с тем выдающийся поэт-романтик, сын Николая Вергеланна Хенрик Вергеланн (1808-1845) стал одним из первых историков нового времени44.

Начав с издания школьных учебников по норвежской истории, X. Вергеланн увлекся народными выступлениями прошлого. В 1837 г. на страницах журнала "Статсборгерен" ("Гражданин") он поместил очерк о крестьянском движении 80-х годов XVIII в. под руководством Лофтхуса, а затем, в 1842 г., выпустил о нем основанное на архивном материале монографическое исследование45. В своем исследовании по истории Эйдсволлской конституции X. Вергеланн поставил поныне актуальные в науке проблемы, прежде всего проблему предпосылок событий 1814 г.46 Эти предпосылки X. Вергеланн находил, с одной стороны, в национальной культуре крестьян-бондов, а с другой – в росте национального самосознания бюргерства и чиновничества. Внешнеполитические события, как и деятельность датского наследного принца Кристиана Фредерика, Вергеланн считал случайным, привходящим фактором. Предвосхитив во многом концепцию Эрнста Сарса, Хенрик Вергеланн стал основоположником так называемой патриотической, т. е. национально-демократической, традиции в освещении революционных событий 1814 г.

Против концепции X. Вергеланна выступил видный политический деятель 1814 г., крупный предприниматель Якоб Оль (1773-1844). В 1844-1845 гг. вышли три тома его так называемых "Воспоминаний из истории Норвегии в 1800-1815 гг.", которые во многом обосновывали консервативную прошведскую тенденцию в трактовке событий 1814 г.47 В противоположность X. Вергеланну Оль, сам будучи членом "унионистской", прошведской группировки в Эйдсволле, умалял внутренние предпосылки революции, сводил ее причины к внешнеполитическим обстоятельствам.

В середине XIX в. среди норвежской буржуазной интеллигенции распространились идеи скандинавской солидарности, скандинавизма. Свойственная раннему поколению историков-романтиков вражда к былым угнетателям – датчанам ослабла. Напротив, попытки шведской правящей верхушки в 60-е годы сильнее подчинить Норвегию Швеции и крушение идей скандинавизма в ходе датско-прусской войны 1864 г. способствовали новому подъему национальных чувств норвежской интеллигенции. В норвежской историографии с конца 60-х годов усилилось размежевание между консервативным и буржуазно-демократическим направлениями. Последнее ориентировалось на новую оппозиционную либеральную партию "Венстре", выступавшую за полное равенство Норвегии в унии со Швецией, а впоследствии и против самой унии.

В обстановке национального подъема на более высокую ступень поднялось и изучение истории – в 1869 г. было образовано Норвежское историческое общество, приступившее в 1870 г. к изданию "Исторического журнала" ("Historisk Tidsskrift").

Своеобразным итогом развития историографии Норвегии XIX в. стала первая многотомная история страны, выпущенная в свет в 1909-1917 гг. и предназначенная для широких слоев норвежских читателей. Выдержана она была в национально-демократическом духе школы Сарса. Разделы по новой истории были написаны О. А. Ёнсеном (т. 5 – 1660-1813 гг.) и Э. Сарсом (т. 6 – 1814-1905 гг.)48.

Виднейший историк, крупнейший представитель буржуазно-демократического направления, деятель партии "Венстре" Эрнст Саре еще в 70-е годы, как уже сказано выше, создал целостную позитивистскую концепцию исторического развития Норвегии49. К проблемам унии Норвегии и с Данией, и со Швецией Саре подходил диалектически. Унии хороши лишь временно, лишь постольку, поскольку они готовят страну к разрыву самих же уний. Саре полагал, что в конце эпохи унии с Данией, т. е. в начале нового времени, появились новые классы – буржуазия и чиновничество, которые и стали носителями активного норвежского национального сознания под сильным влиянием крестьянства. Именно появление этого национального самосознания, по мнению Сарса, подготовило политическое отделение Норвегии от Дании. Саре выступал против выдвигаемого консерваторами утверждения, будто норвежское национальное самосознание возникло лишь в ходе буржуазного антидатского движения 1809-1811 гг. как следствие особых условий – наполеоновских войн.

Сарc высоко оценивал итоги 1814 г., прежде всего Эйдсволлскую конституцию, считал, что именно благодаря национальному движению 1814 г. Норвегия в унии со Швецией заняла лучшее положение, чем того допускали условия Кильского мира. В то же время Саре возражал против преувеличения изменений в норвежском обществе после 1814 г. Рассматривая норвежскую историю своего столетия, Саре видел в ней продолжение борьбы двух различных обществ – крестьянского и буржуазно-чиновничьего, двух культурных традиций – исконно норвежской и датской.

Основными вопросами исторического развития Норвегии в XIX в. для Сарса были установление демократического образа правления и достижение национальной самостоятельности. Вехами в этом развитии Саре считал 1830 г., когда началось сближение либералов с крестьянством, и 1884 г., когда партия "Венстре" впервые пришла к власти и в стране тем самым утвердился принцип парламентаризма. После 1884 г. в Норвегии на первое место выдвинулась судьба самой унии со Швецией, которая, к восторгу Сарса, и была разорвана в 1905 г.

Эта выдвинутая Сарсом "национально-демократическая" концепция норвежской истории, отражавшая взгляды буржуазно-демократических кругов, была в свое время наиболее передовой, причем не только для Норвегии, но и для всей Скандинавии. Она оказала сильное влияние на всю последующую норвежскую историографию, а сам Саре стал кумиром оппозиционной радикальной интеллигенции Норвегии.

Все же, несмотря на огромное влияние Сарса, консервативное направление в профессиональной норвежской историографии не только не ослабло, но во второй половине XIX в. определенно укрепило свои позиции. Историки-консерваторы, хотя и оставались на "оборонительных" позициях и не создали общей концепции новой истории Норвегии, довольно успешно критиковали национально-демократическое направление, прежде всего Э. Сарса, за умозрительность и недостаточное внимание к историческим фактам и документам. Преимуществом консервативных историков были эмпирические архивные исследования конкретных проблем истории нового времени, выявление и привлечение новых, в первую очередь рукописных, источников, что делает их работы ценными и в наши дни.

В оценке событий 1814 г. консерваторы с определенными изменениями продолжали традиции "унионистской" прошведской партии, традиции Я. Оля и Г. П. Блума. Признавая положительное значение унии со Швецией, они все же выступали против шведских авторов-шовинистов, утверждавших в разгар конфликта, на исходе XIX в., что Норвегия была завоевана Швецией и что ее автономия "дарована" ей шведской короной. Историки-консерваторы симпатизировали "унионистской" партии 1814 г. и выводили норвежское национально-освободительное движение не из самобытной крестьянской идеологии, а из стремления части норвежской верхушки (чиновников и буржуа юго-востока страны во главе с графом Ведель-Ярлсбергом) к отделению от Дании и присоединению к Швеции. Антидатской направленности их работы уже не носили.

Ведущими учеными консервативного направления, занимавшимися проблемами новой истории, были Т. X. Аскехоуг, М. Биркеланн, И. Нильсен. Т. X. Аскехоуг (1822-1909)50, юрист и политэконом, депутат стортинга, посвятил свою главную работу датско-норвежской монархии до 1814 г.51 В ней Аскехоуг старался показать, что именно общественный строй и учреждения, сложившиеся в датский период, особенно на заключительном его этапе, создали предпосылки для образования Норвежского государства в 1814 г.

Видное место в норвежской исторической науке занял М. Биркеланн (1830-1896), несмотря на то, что его исторические труды немногочисленны и большей частью опубликованы посмертно52. Долгие годы он был директором Государственного архива, инициатором и организатором многих начинаний Норвежского исторического общества и так называемого Фонда публикаций источников (Kildeskriftfondet). Научные интересы Биркеланна сосредоточивались на предыстории и истории 1814 г., а также последующего периода. Он первым исследовал историю созданного в 1811 г. Общества благоденствия Норвегии. Консервативные убеждения Биркеланна проявились и в том, что именно в чиновничестве он видел носителя преемственности в историческом развитии Норвегии до и после 1814 г. М. Биркеланн был самым последовательным сторонником и унионизма, и скандинавизма в норвежской историографии.

Особое место среди норвежских историков консервативного направления занимает Ингвар Нильсен (1843-1916), профессор географии и этнографии Христианийского университета, который внес большой вклад в изучение "новейшей" истории – XIX в. Неутомимый исследователь архивов, И. Нильсен поставил перед собой задачу в полном объеме показать международный фон событий 1814 г. Несмотря на положительное отношение к унии со Швецией, Нильсен с документами в руках вступил в полемику со шведскими историками-шовинистами. Он старался доказать равноправие Норвегии со Швецией по договорам 1814-1815 гг. и ее юридическое право расторгнуть унию53. В ходе своих научных изысканий Нильсен работал в государственных архивах многих стран и дважды посещал Россию54. Нильсен подготовил и выпустил большое число документальных публикаций, посвященных предыстории55 и истории событий 181456 прежде всего в дипломатическом плане57, а также некоторым проблемам последующего развития Норвегии58.

В событиях 1814 г. Нильсен вслед за Олем отводил определяющую роль великим державам, которые и решили судьбу Норвегии59. Этот аргумент был направлен, с одной стороны, против национально-демократической концепции Э. Сарса, а с другой – против шведских шовинистов. В национально-освободительном движении самой Норвегии Нильсен ставил на первое место буржуазно-чиновничью оппозицию – появившуюся в 1809 г. группировку сторонников графа Ведель-Ярлсберга, в 1814 г. выступившую в Государственном собрании как "унионистская" партия. Именно Ведель-Ярлсберг стал главным героем Нильсена60. Тем не менее на начальном этапе событий 1814 г. ведущую роль Нильсен отводил датскому наследному принцу Кристиану Фредерику61. Этот застрельщик и вождь норвежского национального движения руководствовался, однако, по Нильсену, династическими мотивами и расчетом на разрыв великих держав с Карлом Юханом и на поддержку Англии. Критикуя концепцию Сарса, Нильсен писал о положительной роли "унионистской", прошведской партии графа Веделя, утверждая, что уния со Швецией в то время не была опасна для норвежской самостоятельности и свободы – им угрожала как раз династическая политика Кристиана Фредерика. В пику шведским шовинистам Нильсен утверждал, что заключением Мосской конвенции с норвежцами шведы перечеркнули Кильский мирный договор. Всего явственнее консерватизм Нильсена проявился в его работах, посвященных истории Норвегии после 1814 г.62 Там автор рьяно защищал короля-реакционера Карла XIV Юхана против обвинений в том, что он хотел пересмотреть условия унии и полностью подчинить Норвегию Швеции.

Успешный разрыв шведско-норвежской унии в 1905 г. снял политическую остроту с исторических споров о ней. В последующей академической разработке проблем революции 1814 г. важным толчком явился столетний юбилей событий, когда был выпущен ряд публикаций63 и сборников статей64.

В новых условиях независимости началось сближение консервативных и либеральных (национально-демократических) воззрений на новую историю Норвегии. Вместе с появлением социалистического рабочего движения на разработку проблем новой истории страны определенное влияние стали оказывать идеи марксизма. Возникла даже так называемая марксистская школа Халвдана Кута и Эдварда Бюлля-старшего, о вкладе которых в медиевистику уже говорилось. Хотя и Кут, и в особенности Бюлль-старший признавали сильное влияние марксизма, было бы неверно считать их последовательными марксистами. Новой историей Норвегии много занимался X. Кут. Он существенно развил национально-демократическую концепцию Сарса путем включения в нее понятия "классовая борьба", которую он в XIX в. сводил к борьбе бондов против буржуазно-бюрократической верхушки. Кут считал, что национальное и социальное являются двумя проявлениями движения по пути прогресса. Кут унаследовал и углубил интерес к движениям народных масс, продолжая традиции X. Вергеланна и Э. Сарса. В то же время он рассматривал класс бондов нового времени как единое целое, недооценив его социальное расслоение.

Докторская диссертация Кута была посвящена позиции Швеции – Норвегии в датско-немецком конфликте 60-х годов XIX в.65 Крестьянские движения XVIII щ. были освещены в книге Кута "Восстание бондов", вышедшей в 1926 г.66 Политические симпатии социал-демократа Кута к своим идейным предшественникам – либералам ярко проявились в написанной им трехтомной биографии одного из основателей и руководителей партии "Венстре", неоднократного премьер-министра Норвегии в 80-90-е годы XIX в., Юхана Свердрупа, – фактически истории партии "Венстре" в 50-90-е годы XIX в.67

Вообще Кут был склонен к биографическому жанру – написал заключительный том "Норвежского биографического словаря", биографии видных норвежских литераторов XIX в.: Хенрика Вергеланна (1908), Ибсена (1928-1929, расширенное издание 1954 г.). Особенностью творчества X. Кута, отражавшей его политические взгляды умеренного социал-демократа, тяготевшего к традиционному крестьянскому норвежскому национализму, было то, что он одним из первых стал выпускать свои труды на лан-смоле, ярым поборником внедрения которого он являлся68.

Важный вклад внес X. Кут в Разработку проблем буржуазной революции в Норвегии в 1814 г.69 В отличие от большинства норвежских историков различных направлений Кут одним ив первых признал события 1814 г. революцией, хотя и не смог осознать ее буржуазный характер в марксистском понимании. Он писал: "То, что произошло в Норвегии в 1814 г., было в действительности революцией. Маленький народ восстал против диктата великих держав и завоевал национальную независимость"70. Во внутриполитической истории Норвегия 1814 г. Кут центральное место отводил идее "народного суверенитета", вокруг которой, но его мнению, и разгорелась борьба на Государственном собрании. Симпатии Кута – на стороне "партии самостоятельности", которая, по его мнению, правильно понимала "народный суверенитет" и выступала против поползновений принца Кристиана Фредерика к абсолютизму и против подчинения шведам, как того хотели граф Ведель-Ярлсберг и Н. Вергеланн.

В последние десятилетия своей жизни X. Кут все реже возвращался к сюжетам нового времени. Одна из последних его работ научно-популярного характера была посвящена установлению абсолютизма в Датско-норвежском королевстве71. Норвежская марксистская партийная критика, отдавая должное научным заслугам Кута, временами резко критиковала его за сведение исторического материализма к экономическому и особенно за правореформистские политические выводы из опыта исторического развития и классовых боев Норвегии72.

В 20-30-е годы XX в., по мере того как Норвежская рабочая партия вставала на открыто реформистский путь, "марксистское", т. е. социал-демократическое, и либеральное направления в историографии сблизились. Несмотря на ослабление партии "Венстре", как раз в области исторической науки историки-либералы занимали довольно сильные позиции и внесли большой вклад и в разработку проблем нового времени. Среди них ведущее место занимали Я. Ворм-Мюллер, А. Бергсгор, В. Кейлхау и Сверре Стеен.

Профессор Якоб Ворм-Мюллер (1884-1963) был наиболее последовательным сторонником национально-либерального идеализма в духе Э. Сарса и партии "Венстре", что отражалось и в его научных работах. Докторская диссертация Ворм-Мюллера "Норвегия в годы бедствий (1807-1810 гг.)"73 была посвящена деятельности так называемой Правительственной комиссии для Норвегии. Основанная на норвежских и датских архивных первоисточниках работа важна для понимания предыстории 1814 г. На архивном материале построено и другое исследование, посвященное экономическому кризису в Норвегии после окончания наполеоновских войн74. Позже Я. Ворм-Мюллер занялся изучением истории расторжения шведско-норвежской унии в 1905 г., опубликовал несколько статей75.

Идеологическим преемником Э. Сарса выступил и Арне Бергсгор (1886-1954), по своему мировоззрению отчасти близкий Куту (он также писал свои работы на лансмоле). В центре внимания Бергсгора, так же как Ворм-Мюллера, находился XIX век. В 1932 г. он выпустил большую и апологетическую биографию вождя крестьянского движения середины XIX в. У. Г. Уэланна76. Важный вклад в изучение проблем 1814 г. А. Бергсгор внес в годы фашистской оккупации77. Патриотическая направленность его двухтомной работы, рассчитанной, однако, на широкий круг читателей, была своеобразным вкладом в освободительную борьбу.

Усматривая предпосылки движения 1814 г. в историческом развитии самого норвежского народа, А. Бергсгор развивал патриотическую традицию Сарса и Кута. Он, однако, оспаривал мысль последнего о том, будто Государственное собрание в Эйдсволле разделилось на партии по вопросу о "народном суверенитете". Бергсгор вернулся к традиционной точке зрения, что водоразделом было отношение к унии со Швецией, а это в свою очередь привело к дискуссии о компетенции собрания и о границах "народного суверенитета". Уже после смерти историка были опубликованы (и неоднократно переиздавались) его очерки истории Норвегии в XIX – начале XX в.78

На либеральных позициях стоял и Вильгельм Кейлхау (1888-1954), по профессии юрист и экономист, но часто выступавший и на историческом поприще. Кейлхау активно выступал против марксизма, вернее, против "экономического материализма" Х. Кута, подчеркивал индивидуальное, неповторимое, не признавал исторических закономерностей. В либеральной "Жизни и истории народа Норвегии", подготовленной в конце 20-х – начале 30-х годов, именно Кейлхау написал 8, 9 и 10-ю части, освещавшие период с 1814 по 1920 г.79 Идя вслед за Сарсом, даже подражая ему, восхваляя партию "Венстре", Кейлхау в отличие от Сарса ввел разделы по истории хозяйства, которые и составили лучшую часть работы80.

В целом, по мнению Кейлхау, Норвегия развивалась эволюционно и "внешние события никогда не нарушали этого гармонического развития собственных сил нации81. При этом историк выступал откровенным апологетом "свободного" капитализма. Он писал: "Прогресс почти во всех отраслях производства и торговли был обязан частной инициативе, частному капиталу и частному управлению. Ни одна страна не обязана столь многим либеральным принципам XIX в., как Норвегия"82.

Своеобразным олицетворением сближения социал-демократического, либерального и умеренно консервативного направлений академической историографии явилась деятельность одного из ведущих историков Норвегии, профессора Сверре Стеена (р. 1898). Ученик левого социал-демократа Эдварда Бюлля-старшего, историк-либерал, близкий во многом даже к консерваторам, С. Стеен является одним из наиболее плодовитых авторов в области изучения нового времени. Он написал четыре тома "Жизни и истории норвежского народа", освещавшие период с 1500 по 1813 г.83 С 1951 г. Стеен начал ивдавать серию работ по истории Норвегии XIX в. под общим заглавием "Свободная Норвегия". Первый том был посвящен 1814 г., последующие – различным вопросам истории страны первой половины XIX в.84

В 30-е годы в седьмом томе "Жизни и истории норвежского народа" С. Стеен придерживался в целом либерального взгляда на события 1814 г. Однако в поздних работах, в упомянутой книге о 1814 г. Стеен выступил продолжателем консервативной традиции Я. Оля и И. Нильсена. Теперь он придавал решающее значение внешним событиям и фактически отрицал стремление норвежцев к независимости – в деятельности "партии самостоятельности" он усматривал лишь желание поддержать принца Кристиана Фредерика и впоследствии восстановить унию с Данией.

В первой половине XX в. вышли в свет работы по ранней истории отдельных общественно-политических движений и партий, причем с апологетическими целями. Представители социал-демократического направления, члены Норвежской рабочей партии, ставшей в 20-е годы наиболее сильной партией страны, выпустили научно-популярные работы, посвященные истории НРП и профсоюзного движения85, а также демократическому движению конца 40-х – начала 50-х годов XIX в., проходившему под руководством Маркуса Тране86.

В 1933 г. уже упоминавшиеся А. Бергсгор, Я. Ворм-Мюллер и Б. Ниссен, один из деятелей партии "Венстре", издали историю этой партии87. Консервативный историк О. Йерлев опубликовал апологетическую трехтомную историю консервативной партии – "Хёйре" начиная с 1814 г.88

С 20-30-х годов у норвежских исследователей значительно вырос интерес к проблемам экономической истории страны. В 1939 г. вышел первый общий курс истории хозяйства Норвегии89, написанный медиевистом О. А. Енсеном, специалистом По истории норвежского крестьянства90. Новая история освещена в этой работе неравномерно: более полно – XVII-XVIII вв., в то время как XIX-XX вв. – крайне бегло. В 20-е годы была подготовлена многотомная история норвежского мореплавания, важнейшей отрасли народного хозяйства страны91.

Развитие норвежской историографии по новой истории после 1045 г. характеризовалось дальнейшим сближением буржуазно-либерального и буржуазно-консервативного направлений, все большим растворением в них социал-демократической историографии, тягой академической историографии к чисто эмпирическим исследованиям конкретных вопросов. Некоторые историки – Оттар Даль, Енс Аруп Сейп – проявляли, однако, большой интерес к методологическим проблемам, хотя и решали их с буржуазных позиций. В умеренно буржуазном духе была выдержана и появившаяся в начале 60-х годов новая многотомная "История нашего народа"92. Не случайно основным учебником по новой истории Норвегии стал курс М. Бнсена, написанный после второй мировой войны с буржуазных позиций93. Лишь в 60-е годы вновь оживился интерес к марксизму и усилились как его влияние, так и его критика94, особенно в области экономической истории95. В 60-х годах была опубликована и апологетическая буржуазная история промышленности96. Растущий интерес вызывали проблемы экономической и социальной перестройки норвежского сельского хозяйства в XVIII-XIX вв. – в статьях таких авторитетов, как А. Холмсен (см. выше) и Ингрид Семмингсен, и более молодых ученых – С. Дюрвика и Э. Эстерюда97. У последнего заметно усвоение марксистской концепции развития капитализма в сельском хозяйстве. Сводный труд П. Боргедаля (р. 1885) по истории норвежского сельского хозяйства в новое и новейшее время имел, однако, преимущественно технико-экономическое направление и буржуазно-апологетическую окраску98.

Продолжали выпускать работы по истории рабочего и профсоюзного движения эпохи империализма социал-реформистские авторы: профессор Э. Бюлль-младший (р. 1914)99, видный публицист и ветеран НРП А. Сакариассен (р. 1898)100. В 70-е годы развернул свою деятельность левый социалист Э. Лоренц (р. 1940), выпустивший сжатый, но весьма содержательный очерк рабочего движения в Норвегии на широком международном фоне (в политико-идеологическом плане)101 и опубликовавший подборку документов социалистического движения в Норвегии начиная с Маркуса Тране102.

В центре интересов академической исторической науки оставались проблемы политической истории Норвегии XIX в. Именно этим сюжетам и были посвящены исследования и статьи одного из наиболее крупных современных историков Норвегии, профессора Бнса Арупа Сейпа (р. 1905), специалиста по истории политических учреждений и идей. Буржуазный радикал (левый либерал) Е. А. Сейп придерживается теории факторов, в центре исторического развития у него – политика, эволюция политической мысли и политических институтов, хотя он отнюдь не умаляет значения других факторов, в частности экономического и социального. Тематика трудов Ё. А. Сейпа – просвещенный абсолютизм103, норвежские политические учреждения XIX-XX вв., экономическая идеология правящих кругов XIX в.104, методологические проблемы изучения истории105. В 1974 г. вышел первый том его общего курса истории Норвегии после 1814 г., который не случайно был озаглавлен так же, как в свое время курс истории Норвегии Э. Сарса106.

Внутриполитическую историю Норвегии после 1814 г. Сейп делит на три периода: первый – 1814-1884 гг. – господство чиновников, бюрократии, второй – 1884-1945 (!) гг. – эпоха промышленной буржуазии, многопартийной системы, третий – с 1945 г. – эпоха "однопартийного государства" Норвежской рабочей партии. Опираясь на исследовательскую работу своих современников, в частности на весьма ценную многотомную "Историю норвежского стортинга" (см. след. раздел), Сейп исподволь выступает против идеализации и схематизации норвежского исторического процесса XIX – начала XX в. Такая идеализация была в особенности присуща историкам-националистам – и буржуазно-демократическим (Сарс, Бергсгор), и социал-демократическим (Кут). В трактовке Сейпа новая история Норвегии оказывается крайне динамичной, базис и надстройка постоянно взаимодействуют ("социальное часто оказывается связующим звеном между экономикой и политикой"), преодоление одной группы противоречий порождает новые. Субъективно, видимо, далекий от марксизма, Сейп – в частности с его толкованием событий 1814 г. – значительно ближе современным историкам-марксистам, чем экономический материалист Халвдан Кут107.

Итоги изучения норвежской истории нового времени подведены в многотомном издании "История Норвегии", подготовленном под руководством бергенского профессора Кнута Мюкланна (р. 1920)108. В целом это издание выдержано в традиционном духе, хотя по сравнению с предшествовавшими подобными изданиями периодизация приближена к общеевропейской. Так, 7-й том (автор – К. Мюкланн) открывается 1648 г., т. е. Вестфальским миром, а не 1660 г., как в прежних работах. Следующий том традиционно начинается окончанием Великой Северной войны в 1720 г., но завершается 1784 г. (автор – С. Дюрвик). 9-й том охватывает период с 1784 по 1814 г. (автор – К. Мюкланн). 10-й том описывает события по 1851 г. – также нетрадиционная дата для периодизации истории Норвегии (автор – Ф. Сейерстед). 11-й том доводит изложение до 1884 г. (автор – X. Трю), следующий том, написанный профессором Пером Фуглумом, завершается не 1905 г., как было бы традиционно, а 1919 г. – итогами первой мировой войны. Следует подчеркнуть, что большинство названных авторов – специалисты по экономической истории.

Из новейших работ, посвященных периоду абсолютизма, можно отметить исследование того же К. Мюкланна об изменении формы правления в Датско-норвежском королевстве – смене аристократической олигархии самодержавием109. Норвежской внешней торговле в XVII – начале XVIII в. – экспорту норвежского леса в Англию посвящено фундаментальное исследование профессора Бергенского университета Стейна Твейте (р. 1930)110. В 1976 г. вышла монография архивистки Дагню Ёргенсен (р. 1907) о датско-норвежской внешней политике в конце XVII в., в годы так называемой войны за пфальцское наследство111.

Проблема 1814 г. остается одной из центральных в историографии по новой истории Норвегии. К 150-летию революции, однако, была лишь переиздана небольшая научно-популярная работа либерального публициста и историка Б. Ниссена112 и издана популярная иллюстрированная антология Г. К. Васберга113.

В 1967 г. К. Мюкланн также выпустил сравнительную антологию выдержек из работ норвежских, датских и шведских историков XIX-XX вв., посвященных 1814 г.114 Из научных монографий можно отметить объемистые исследования "Каперство и мореплавание в 1807-1814 гг." Ю. Н. Тённессена115 (р. 1901) и "Взгляды норвежцев на Данию и датчан в 1814 г. и в первые годы самостоятельности" К. Нюгора116. Еще в 1945 г. Э. Эстведт выпустил биографию одного из виднейших деятелей норвежского освободительного движения, "отца" Эйдсволлской конституции Кристиана Магнуса Фальсена117.

Немного работ вышло с 1945 г. и по истории Норвегии первой половины XIX в., не считая уже упоминавшихся трудов С. Стеена. Интерес исследователей прежде всего был направлен на крестьянскую оппозицию в стортинге: такова книга Ю. Мюрволла об отношении либерально-оппозиционной газеты "Моргенбладет" к крестьянской оппозиции в 30-50-е годы118. Отношение самой крестьянской оппозиции к либерализации духовно-религиозной жизни страны в 1840-е годы стало темой диссертации Ore Скуллеруда119. Скандинавизму в Норвегии в 30-40-х годах было посвящено фундаментальное исследование Ё. Саннеса120.

Значительно больше внимания в послевоенные годы уделяли норвежские историки проблемам политического развития страны во второй половине XIX в. – борьбе консерваторов с либералами по вопросам демократизации государственного строя Норвегии, установления парламентаризма и отношений со Швецией121. Вышел целый ряд научных биографий политических деятелей того периода: А. М. Швейгора, X. Р. Аструпа, Ю. Стеена, Ф. Станга, О. Рихтера, Г. Кнудсена, К. Микельсена122. Первая победа молодой партии "Венстре", одержанная в стортинге в 1869 г., – проведение закона о ежегодных сессиях парламента – исследована дочерью Е. А. Сейпа – Анной-Лисой Сейп (р. 1933)123. А. Кортведт выпустил объемистую монографию о борьбе консерваторов (хёйре) против установления парламентаризма в 1880-1884 гг.124 Политическая агитация крупнейшего норвежского поэта и демократа Бьёрнстьерне Бьёрнсона в те же годы стала предметом небольшой книги X. Лервика (р. 1932)125. Проунионистской агитации консервативной группировки вокруг газеты "Афтенпостен" в 1890-1905 гг. посвящена защищенная в шведском Упсальском университете диссертация Г. К. Васберга126.

Естественным развитием изучения новой истории Норвегии в послевоенные годы явилось множество новых специальных исследований и публикаций по заключительному (согласно марксистской периодизации) этапу новой истории Норвегии – от образования независимого Норвежского государства до 1918 г.127 Здесь следует назвать историко-партийные работы Т. Осланн и Ё. Нербёвика128 историко-дипломатические – Р. Уманга и Т. Матисена129, исследования по истории Норвегии в годы первой мировой войны Н. Эрвика, Т. К. Вюллера, Ю. Скрейнера и особенно У. Ристе130.

Примечательной чертой послевоенной норвежской литературы по новой истории является растущий интерес к отношениям Норвегии с царской Россией, к взаимодействию русской и норвежской культур. После эпизодических статей А. Доэ, О. А. Ёнсена и филолога-слависта У. Брока (работавшего в советских архивах в конце 20-х годов)131 увидела свет монография по истории пограничного с Россией Финмарка132. Наконец, видный норвежский историк-славист Kope Сельнес выпустил очерк русско-норвежских отношений с древности до 1814 г.133 Свежий материал содержится в сжатом обзоре русско-норвежских связей в Заполярье на страницах краеведческого журнала "Оттар" (г. Тромсё134.

Составной частью успешно развивающейся норвежской славистики являются книги и статьи исследователей литературных связей норвежского и русского народов. Наиболее известен среди этих литературоведов Мартин Наг, давний популяризатор также и советской культуры в Норвегии135.

примечания

42. [Wergeland N.] Fortrolige Breve til en Ven, skrevne fra Eidsvold i Aaret 1814 af et Medlem af Rigsforsamlingen. Christiania, 1830.

43. Blom G. P. Geschichte der Staatsveranderung Norwegen's im Jahre 1814. Leipzig, 1858; Idem. Norges Statsforaendring i Aaret 1814 Christiania, 1860.

44. Vislie G. Historisk tenkning og Granskning bjaa Henrik Wergeland. Kristiania, 1915.

45. Wergeland Hz. Almuestalsmanden Christian Jensen Lofthus. – In: Wergeland H. Samlade Skrifter. Oslo, 1926, IV: 4, s. 1-151.

46. Wergeland H. Norges Konstitutions Historie. Kristiania, 1841-1843. H. 1-3.

47. Aall J. Erindringer som Bidrag til Norges historie fra 1800 til 1815. Kristiania, 1844-1845. Bd. 1-3.

48. Norges historie fremstillet for det Norske Folk. Kristiania, 1909-1917. Bd. 1-6.

49. О мировоззрении Сарса см.: Mykland K. Grandeur et décadence. En studie i Ernst Sars historiske grunnsyn. Oslo, 1955. Датский период истории Норвегии был рассмотрен Э. Сарсом: Sars Е. Norge under Foreningen med Danmark. Christiania, 1858-1865. D. 1-3; Idem. Udsigt over den Norske historie. Christiania, 1873-1891. D. 1-4. Событиям 1814 г. и последующему развитию страны посвящены его работы: Sars Е. Norgespolitiske historie 1815-1885. Kristiania, 1904; Idem. Norges historie fremstillet for det norske folk. Kristiania, 1913,1909. Bd. 6, H. 1-2.

50. Seip A. L. Vitenskap og virkelighet. Sosiale, økonomiske og politiske teorier hos Т. H. Aschehoug 1845 til 1882. Oslo, 1973.

51. Aschehoug Т. H. Statsforfatningen i Norge og Danmark indtil 1814 Christiania, 1866.

52. Birkeland М. Historiske skrifter. Kristiania; Oslo, 1919-1925. Bd. 1-3.

53. О деятельности Ингвара Нильсена в прессе см.: Wasberg G. С. Forsvarstanke og suverenitetsprinsip. Kretsen om Aftenposten i den unionspolitiske debatt 1890 – mars 1905. Oslo, 1963.

54. См. подробнее: Рогинский В. В. Архивные изыскания норвежского историка Ингвара Нильсена в России. – Скандинавский сборник. Таллин, 1975, вып. 20, с. 192-197.

55. Aktstykker vedkommende Universitetets Oprettelse 1793-1813. – In: Historiske Samlinger. Christiania, 1914, Bd. 3, s. 307-445.

56. Nielsen Y. Bidrag till Norges historie i 1814. Afhandlinger og Aktstykker. Christiania, 1881-1888. Bd. 1-3; Indstillning og forslag fra den paa Eidsvold under 14-de Mai 1814 nedsatte finanskomite. – In: Historiske Samlingor. Christiania, 1907, Bd. 2, s. 248-354.

57. Aktstykker vedkommende Konventionen i Moss 14-de August 1814. Christiania, 1894; Aktstykker vedkommende Stormagternes Mission til Kjøbenhavn og Christiania i Aaret 1814. Christiania, 1895-1897. R. 1, 2; Diplomatisk Brevveksling om Norge mellem Wien og London (1814) og mellem Berlin og London. – In: Historiske Samlinger, Bd. 2, s. 489-549; Diplomatiske aktetykker fra 1814. Utgivne efter Originaler og Koncepter i Arkivet i St. Petersburg. – In: Historiske Samlinger, Bd. 3, s. 179-244.

58. Stormagternes Forhold til Norge og Sverige 1815-1819. Christiania, 1886; Aktstykker om Bodøsagen. – In: Historiske Samlinger. Christiania, 1900-1907, Bd. 1, 2.

59. Nielsen Y. Om konventionen i Moss. – HT, 1899, R. 3, Bd. 5, s. 1-144; Idem. Norge i 1814. Kristiania, 1904.

60. Nielsen Y. Grev Herman Wedel Jarlsberg og hans samtid 1779-1840. Kristiania, 1888. D. 1. 1779-1814; Idem. Lensgreve Johan Caspar Herman Wedel Jarlsberg 1779-1840. Christiania, 1901-1902. D. 1-3.

61. Nielsen Y. Christian Frederik 1813-1814. Kristiania, 1915.

62. Nielsen Y. Af Norges nyere historie. Grev von Platens Statholderskab 1827-1829. Kristiania, 1875; Idem. Norges Historie efter 1814. Kristiania, 1882-1892. D. 1-3.

63. Historiske Samlinger. Udgivne af Den Norske Historiske Kildesskriftkommission. Christiania, 1900-1914. Bd. 1-3.

64. Til belysning av 1814. Kristiania, 1914; Eidsvold 1814. Kristiania, 1915.

65. Koht H. Die Stellung Norwegens und Schwedens im deutsch-dänischen Konflikt. 1863-1864. Kristiania, 1908.

66. Koht H. Norsk bondereisning. Oslo, 1926 (фр. пер.: Koht H. Les luttes des paysans en Norvege du XVIe au XlXe siecles. Paris, 1929). Последнее норвежское издание 1975 г.

67. Koht H. Johan Sverdrup. Kristiania (Oslo), 1918-1925. Bd. 1-3.

68. См. также популярные очерки: Koht Н., Skard S. The Voice of Norway. New York, 1943; норвежское издание: Koht H., Skard S. Fridom og lov i norsk historie og litteratur. Oslo, 1948.

69. Koht H. 1814 Norsk dagbok. Hundre aar efterpaa. Kristiania, 1914; Idem. Eit historisk syn på den norsk-svenske unionen. – HT, 1939, Bd. 31, s. 549-572.

70. Koht H., Skard S. The Voice of Norway, p. 47.

71. Koht H. Inn i einveldet 1657-1661. Kriseår i norsk historie. Oslo, 1960.

72. Ср.: Digernes I. Halvdan Koht og hans historiesyn. – Arbeideren, 1939, 17, 18, 10 aug.

73. Worm-Müller J. Norge gjennom nødsårene (1807-1810). Oslo, 1919.

74. Worm-Müller J. Christiania og krisen efter Napoleonskrigen. Oslo, 1922.

75. Worm-Müller J. Idéer og mennesker. Utvalgte avhandlinger, artikler og taler utgitt til 70 årsdagen. Oslo, 1954.

76. Bergsgård A. Ole Gabriel Ueland og bondepolitikfeen. Oslo, 1932. Bd. 1, 2.

77. Bergsgård A. Året 1814. Oslo, 1943-1945. Bd. 1, 2.

78. Bergsgård A. Fra 17 mai til 9 april. Norsk historie 1814-1940. Oslo, 1957; Idem. Norsk historie 1814-1880. Oslo, 1964; последнее издание 1975 г.

79. Det norske folks liv og historie gjennem tidene. Oslo, 1929-193k Bd. 8-10.

80. В эмиграции написал очерк: Keilhau W. Norway in World History. London, 1944.

81. Ibid., p. 157.

82. Ibid., p. 161.

83. Det norske folks liv og historie gjennem tidene. Oslo, 1930-1933. Bd. 4-7.

84. Steen S. Det frie Norge. 1814 Oslo, 1951; см. также: Idem. Det frie Norge. Lokalt selvstyre i Norges bygder. Første fase. Oslo, 1968; Idem. Det frie Norge. Amt og stat 1837-1860. Oslo, 1973; Idem. Langsomt ble landet vårt og ok. Oslo, 1969 (очерк истории Норвегии до 1814 г. включительно); Idem. Drømmen om frihet (1814-1905). Oslo, 1973.

85. Det Norske Arbeiderpartia historie 1887-1937. Oslo, 1937-1939. Bd. 1, 2. Ousland G. Fagorganisationen i Norge. Arbeidernes faglige Landsorganisasjon. 1899-1924. Oslo, 1927; Ousland G., Skard A. Fagorganisasjonen i Norge. Oslo, 1949.

86. Friis J. Markus Thrane. Kristiania, 1974; Koht H. Arbeiderrørsla av 1848 i Norge. Kristiania, 1914; Øverland O. A. Thranitterbevaegelsen. Kristiania, 1903; Saeter J. Marcus Thrane. Hans liv og kamp for sosial rettferd. Oslo, 1942.

87. Worm-Müller J., Bergsgård A., Nissen B. Venstre i Norge. Oslo, 1933.

88. Gjerløw O. Norges politiske historie. Høires innsats fira 1814 til idag. Oslo, 1934-1936. Bd. 1-3.

89. Johnsen O. A. Norwegische Wirtschaftsgeschichte. Jena, 1939.

90. Johnsen O. A. Norges bønder. Utsyn over den norske bondestands historie. 2-е rev. utg. Oslo, 1936.

91. Det norske sjøfarts historie fra de ældste tider til vore dager. Kristiania; Oslo, 1923. Bd. 1-3.

92. Vårt folks historie. Oslo, 1963-1964. D. 5-6.

93. Jensen M. Norges historie. 3-е utg. Oslo, 1962-1963. Bd. 1, 2.

94. Ср. поучительное в этом смысле продолжение курса А. Бергсгора Ё. Нербёвиком (р. 1938): Nerbøvik J. Norsk historie 1870-1905. Oslo, 1973; см. также: Dahl О., Egge Å. Marxism og empirisk fokskning. – HT, 1975, N 1.

95. Elster J. Nytt perspektiv på økonomisk historie. Problemer og metoder i en samfunnsvitenkap. Oslo, 1971.

96. Wasberg G. C., Svendsen A. S. Industriens historie i Norge. Oslo, 1969.

97. См. особенно статьи в журнале: Scandinavian Economic History Review. См. также: Østerud Ø. Nytt perspektiv på det store hamskifte. – HT, 1975, N 2.

98. Borgedal P. Norges jordbruk i nyere tid. Oslo, 1966-1968. Bd. 1-3; Try H. Gardsskipnad og bondenæring. Sørlandsk jordbruk på 1800-talet. Bergen, 1969.

99. Bull E. Arbeiderklassen i norsk historie. 2-е utg. Oslo, 1948; Idem. Norsk fagbevegelse. Oversikt over fagorganisasjonens utvikling. Oslo, 1955 (2-е utg. 1968); Idem. Arbeidermiljø under det industrielle gjennombrudd. Oslo, 1958.

100. Zachariassen A. Fra Marcus Th rane til Martin Tranmael. Oslo, 1962; Idem. På forpost. Oslo arbeidersamfund 100 år 1864-1964. Oslo, 1964.

101. Lorenz Е. Arbeiderbevegelsens historie. Norsk sosialisme i internationelt perspektiv. Oslo, 1972. D. 1. 1789-1930.

102. Thrane M. Arbeider forén dere! Politiske skrifter av Norges første socialist / Utvalg og innledning av E. Lorenz. Oslo, 1969; Norsk sosialisme. En dokumentasjon. Oslo, 1970.

103. Seip J. A. Teorien om det opinionsstyrte enevelde. Oslo, 1958.

104. Seip J. A. Tanke og handling i norsk historie. Oslo, 1968.

105. Seip J. A. Fra embedsmannstat til ett partistat og andre essays. Oslo, 1963.

106. Seip J. A. Utsikt over Norges historie. Oslo, 1974. Bd. 1. Tidsrommet 1814 – ca. 1860.

107. Ibid., р. 7-12.

108. Norges historie / Red. K. Mykland. Oslo, 1976-1978. Bd. 7-12.

109. Mykland K. Skiftet i forvaltningsordningen i Danmark og Norge i tiden fra omkring 1630 og inntil Frederik den Tredjes død. Bergen; Oslo, 1967.

110. Tveite S. Engelsk norsk trelasthandel 1640-1710. Bergen; Oslo, 1961.

111. Jørgensen D. Danmark-Norge mellom stormaktene 1688-1697: dansk-norsk sjøfart og utenrikspolitik under den pfalziske arvefølgekrig. Oslo, 1976. См. рец.: Новая и новейшая история, 1978, № 5.

112. NissenВ. A. Året 1814. 2 opplag. Oslo, 1964.

113. Wasberg G. С. Historien om 1814. En beretning i dokumenter, sitater og illustrasjoner. Oslo, 1964.

114. Omkring 1814. En antologi / Ved K. Mykland. Oslo, 1967.

115. Tønnessen J. N. Kaperlast og skipsfart 1807-1814. Oslo, 1955.

116. Nygaard K. Nordmenns syn på Danmark og danskene i 1814 og de første selvstendighetsår. Oslo, 1960.

117. Østvedt E. Christian Magnus Falsen. Linjen i hans politikk. Oslo, 1945.

118. Myhrvold J. "Morgenbladet" og bondeopposisjonen 1838-1857. Oslo, 1949.

119. Skullerud A. Bondeopposisjonen og religionsfriheten i 1840 årene. Bergen; Oslo; Tromsø, 1971.

120. Sanness J. Patrioter, intelligens og skandinaver. Norske reaksjoner på skandinavismen for 1848. Oslo, 1948.

121. Обзор литературы no этому периоду см.: Nerbøvik J. Norsk historie, s. 192-210.

122. Lund С. А. М. Schweigaard som stortingspolitiker. Oslo, 1958; Sevåg R. Statsråd H. R. Astrup. Oslo, 1967; Sunnanu O. Johannes Steen. Statsminister og parlamentarisk førar. Oslo, 1967; Idem. Johannes Steen. Politikaren frå 1880-åra. Oslo, 1969; Svare B. Frederik Stang. Oslo, 1939-1950. Bd. 1, 2; Fuglum P. Ole Richter. Oslo, 1957-1964. Bd. 1, 2; Nissen B. A. Gunnar Knudsen. Oslo, 1957; Wyller Т. C. Christian Michelsen: politikeren. Oslo, 1975.

123. Seip A. L. Forspill til parlamentarisme. Haffner-saken 1869. Oslo, 1968.

124. Kaartvedt A. Kampen mot parlamentarismen 1880-1884. Den konservative politikken under vetostriden. Oslo, 1956 (2-е utg. Bergen, 1967).

125. Lervik H. Bjørnstjerne Bjørnsons politiske agitasjon 1880-1884. Oslo, 1969.

126. Wasberg G. C. Forsvarstanke og suverenitetsprinsip. Kretsen om Aftenposten i den unionspolitiske debatt 1890 – mars 1905.

127. Ср.: Похлебкин В. В. О развитии и современном состоянии исторической науки в Норвегии. – Вопросы истории, 1956, № 9, с. 210; Hauskaas K. Litteraturen om 1905. Oslo, 1956.

128. Aasland Т. Fra arbeiderorganisasjon til mellomparti. Oslo, 1961; Idem. Fra landmannsorganisasjon till bondeparti. Oslo, 1974; Nerbøvik J. Antiparlamentariske straumdrag i Noreg 1905-1914. Oslo, 1969.

129. Omang R. Norge og stormaktene 1906-1914 Oslo, 1957. Bd. 1; Idem. Norsk utenrikstjoneste. Oslo, 1955-1959. Bd. 1, 2; Mathisen T. Svalbard i internasjonal politikk 1871-1925. Oslo, 1951.

130. Ørvik N. The Decline of Neutrality 1914-1971. London, 1971; Wyller Т. C. Utvidelsen av statens myndighetsområde i Norge under første verdenskrig. – HT, 1960, Bd. 39, N 4, s. 321-337; ср.: Вопросы истории, 1960, № 12, с. 199-201; Schreiner J. Norsk skipsfart under krig og høykonjunktur 1914-1920. Oslo, 1963; Riste O. The Neutral Ally. Norway's Relations with Belligerent Powers in the First World War. Oslo, 1965.

131. Broch О. Arkivstudier i Russland mai – juni 1928. – Avhandlinger utgivne av Det norske Videnskaps-Akademi i Oslo, 1928, II, N 4b.

132. Johnsen O.A. Finnmarkens politiske historie. Kristiania, 1923.

133. Selnes K. Norge-Ryssland. Grannefolk gjennom tusen år. Oslo, 1972. См. рец.: Новые книги за рубежом по общественным наукам, 1972, № 12.

134. Naboerved Ishavet. Gløtt fra norsk-russisk samkvem gjennom tidene. – Ottar, 1977, N 94/95.

135. См., например: Nag M. Hamsun i russisk åndsliv. Oslo, 1969; Kjetsaa G. Maksim Gorkij i Norge. Oslo, 1975. См. также библиографические указатели по норвежской славистике: Egeberg Е. Norsk litteratur om de slaviske og baltiske folks kultur. Oslo, 1973, 1976.

опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Ulfdalir



Важно знать о Норвегии Изучение новой истории

Изучение новой истории. ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Изучение новой истории Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru