Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Экономика Норвегии/Анализ развития Норвегии за 2011 год/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаНациональные особенности
Судебная системаПравовая система Экономика Норвегии
СтатистикаЭкологияСтатьи о Норвегии
Религия и церковь НорвегииВнешняя политикаЛицом к лицу
СобытияВладения НорвегииПолитические партии Норвегии и политики
Норвежский бизнесКоролевский ДомНорвежский язык
Россия - НорвегияCаамыПрофсоюзное движение

Анализ развития Норвегии за 2011 год

В данной статье представлен системный анализ современного развития Норвегии на основе данных международных рейтингов, таких как Freedom House, The Legatum Prosperity Index, Humanity Global Peace Index, WEF, а также официальной государственной статистики. Анализ проведен по 4 направлениям: уровень развития гражданских свобод и демократических процессов, экономического развития, развития человеческого потенциала и российско-норвежских отношений.

Уровень развития гражданских свобод и демократических процессов

  • 1 место в рейтинге Freedom House (положение страны не меняется на протяжении последних лет);
  • 1 место в The Legatum Prosperity Index;
  • 3 место в Average Life Satisfaction Ranking;
  • 5 место в Humanity Global Peace Index;
  • средняя удовлетворенность жизнью – 7,6 (10);
  • политическая система – конституционная монархия;
  • уровень грамотности - 100%;
  • 93,4% населения считают общество меритократичным;
  • 5 место по эффективности бюрократии;
  • высокие политические барьеры, защищающие общество от произвола лиц, обладающих властью;
  • наблюдается высокая стабильность общества, политический режим является неизменным на протяжении 63 лет;
  • 58% населения доверяют правительству;
  • 73% населения считают выборы честными и открытыми;
  • 1 место по уважению к букве закона в The Legatum Prosperity Index;
  • 40% депутатов парламента и органов местного самоуправления – женщины;
  • 924 тыс. человек исповедуют религии и принадлежат конфессиям, отличным от государственной религии.

В Норвегии развитая партийная и избирательная системы. На данный момент в парламенте имеют места 7 разнонаправленных партий, которые взаимодействуют между собой. Партии образуют блоки, но склонности к двухпартийнности или доминированию какой-либо партии не наблюдается. Как указывается в норвежских источниках, в округах существует склонность к проведению собственной политики, отличающейся от общегосударственной. В 1837 году было введено местное самоуправление в муниципалитетах, по опросам местного населения администрация превышает порог установленной независимости. Проблемы с эффективностью бюрократии также отмечаются в рейтинге WEF.

Коренное население Норвегии – саамы (плюс пять национальных меньшинств). Саамы принимают участие в политическом процессе, имеют свой собственный орган, который может влиять на принятие законов в парламенте. Защита прав меньшинств закреплена законом (сохранение языка, культуры и т.п.). Существуют специальные школы для саамов, специализированные телевизионные программы и региональные газеты на саамском языке.

Норвежская политика строится на 3 базовых ценностях: свобода, равенство и солидарность. В Норвегии принят закон о гендерном равенстве. Многие руководящие посты сейчас занимают женщины, в том числе иммигранты во втором поколении. В 2003 году Норвегия представила свой первый план действий по борьбе с работорговлей женщинами и детьми. Сейчас Норвегия является форвардом в защите прав женщин и детей в мировом сообществе и активно продвигает свои проекты в ООН.

Что касается миграционной политики Норвежского королевства, то на данный момент этот вопрос является наиболее обсуждаемым, но мало освещаемым в международном сообществе. Иммигранты – представители более чем 200 различных стран и их дети, родившиеся в Норвегии, составили в 2011 году 12,2% от общей численности населения. Правительство придерживается политики, что каждый человек, независимо от происхождения, должен иметь равные возможности, права и обязанности участвовать в жизни общества и реализовывать свой человеческий потенциал. На 2004 год правительство тратило 5,8 млрд норвежских крон государственного бюджета на пособия и социальную помощь иммигрантам. Но, стремясь создать комфортное положение для иммигрантов, государство притесняет собственных граждан. В последние годы заметен рост количества изнасилованных женщин лицами из мусульманских стран, еврейское кладбище в Осло было осквернено нацистской символикой, растет количество столкновений и недовольства среди населения на этнической и религиозной почве.

Основные права и свободы закреплены в Конституции. Не существует государственных запретов на освещение определенной информации в СМИ. Существуют открыто радикальные издания, сохраняемые для поддержания плюрализма. Но закон запрещает "дискриминационные выражения", определяемые как "угроза или оскорбление кто-либо, подстрекательство к ненависти или преследованию, презрение к личности из-за его или ее: цвета кожи или национального, этнического происхождения, религии или мировоззрения, или гомосексуализма, образа жизни или ориентации".

Норвегию можно считать развитой демократической страной с учетом основных признаков демократии. По рейтингу Freedom House Норвегия является свободной страной, в ряде других рейтингов она стабильно занимает одного из первых мест.

Страна действительно является демократической, это признается учеными, а также гражданами данной страны. Показательно то, что каждый год в Норвегию приезжает большое количество беженцев и иммигрантов.

Экономические показатели роста

  • ВВП – 259,1 млрд USD;
  • 24 место по величине внутреннего рынка в The Legatum Prosperity Index;
  • 12 место по качеству местной продукции в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности);
  • 27 место по конкуренции на местном уровне в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности);
  • 14 место в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности);
  • 9 место по технологическому развитию в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности).

Норвегия является одной из наиболее конкурентоспособных стран. В экономике есть элементы, как свободных рыночных отношений, так и государственного управления. Правительство контролирует ключевые секторы экономики, в частности жизненно важную нефтедобывающую отрасль (посредством крупных государственных предприятий). Страна обладает богатыми природными ресурсами: нефтью, гидроэнергией, рыбой, лесами и минеральным сырьем. Экономика страны ориентирована на экспорт. Широкомасштабная торговля и контакты с другими странами обеспечили норвежской промышленности основу для развития экономики.

При данной ориентации стоит отметить довольно развитый внутренний рынок. Норвегия – малая страна, и, так или иначе, вынуждена закупать определенные товары и ресурсы у других стран, но это компенсируется высоким развитием в своей специализации. Например, по производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на седьмом. По данным WEF Норвегия занимает 14 место в мире по развитию внутреннего рынка (местных поставщиков немного (51 место), но они высокоразвитые, присутствует большое количество кластеров).

Также стоит отметить, что Норвегия успешно пережила «испытание нефтью», не страдала голландской болезнью, не превратилась в сырьевой придаток Европы. Безусловно, экспорт нефти и газа достаточно велик, но средства, получаемые в результате деятельности сохраняются в специальном фонде, рассчитанном для поддержания будущих поколений. Это беспрецедентный случай разумного использования средств, показатель эффективного государственного управления. Почасовой уровень производительности, а также средняя почасовая заработная плата в Норвегии, являются одними из самых высоких в мире.

Индекс развития человеческого потенциала

  • 1 место в UN Human Development Index;
  • 2 место по уровню жизни в The Legatum Prosperity Index;
  • население – 4,9 млн чел;
  • ВВП на душу населения - 58 810 USD;
  • 2,1% - рост ВВП на душу населения;
  • 1 место в Per Capita GDP Ranking;
  • 2 место по инвестированию в работника в The Legatum Prosperity Index (177 000 USD);
  • продолжительность жизни - 81 год;
  • 12,7% - рождаемость;
  • 8,5% - смертность;
  • 1,2% - самоубийств;
  • 0,1% - убийств;
  • 1,96% - суммарный прирост населения;
  • 386 251 – зарегистрированных преступлении;
  • 84,5% населения чувствуют себя в безопасности;
  • 63 место по борьбе с нищетой в The Legatum Prosperity Index;
  • 43 место по уровню защиты окружающей среды в The Legatum Prosperity Index;
  • 4 место по образованию в The Legatum Prosperity Index;
  • 12,6 лет – средняя продолжительность обучения;
  • 8 из 10 чел. довольны качеством образовательной системы;
  • 93% населения считают, что имеют возможность для развития каждый день;
  • 4 место по уровню здоровья в The Legatum Prosperity Index;
  • 85% населения удовлетворены своим здоровьем;
  • 2 место по кол-ву беженцев и переселенцев из других стран в The Legatum Prosperity Index;
  • 94,7% населения удовлетворены свободой выбора;
  • 86% населения толерантны к меньшинствам;
  • 43% населения занимаются благотворительностью;
  • 52% населения состоят в браке.

Последние несколько лет Норвегия возглавляет рейтинг ООН, как страна с самым высоким уровнем жизни.
Прирост населения держится практически на одном и том же уровне с 1995 года, а смертность снижается.
В среднем, уровень здоровья населения очень высок, а смертность среди новорождённых находится на минимальном уровне. Крайней бедности не существует, а относительная бедность, в сравнении с другими странами, находится на низком уровне. Благосостояние достаточно равномерно распределено среди населения.

Норвегия позиционирует себя, как государство всеобщего благосостояния с доступной системой образования, здравоохранения для всех подданных Королевства. Так же существует целая система пособий для различных слоев населения. Данная система работает за счет высоких налогов и разумное использование средств, получаемых от экспорта нефти и газа, обнаруженных в Норвегии относительно недавно. На сохранение всеобщего благосостояния направлена также политика образования. Она основана на принципе всеобщих равных прав на образование для всех членов общества, независимо от их социокультурной принадлежности и места проживания. Что немаловажно, система адаптирована для людей с физическими или умственными недостатками. Существуют специальные образовательные учреждения для иммигрантов и меньшинств со своей культурой, языком. Также есть возможность дополнительного образования. Все граждане получают доступ к национальной системе страхования, которая дает право на получение пенсий и льгот.

На лицо результат многовекового поиска и колоссальной работы по разработке действительно эффективного демократического общества. Основной акцент в системе делается на человека, что является идеальным путем развития для государства.

Характер и уровень отношений с РФ

  • сотрудничество в областях охраны окружающей среды и ядерной безопасности, рыболовства и сохранения природных ресурсов, здравоохранения, энергетики;
  • сотрудничество в Баренцевом море;
  • взаимодействие в Совете Баренцева моря, проекте «Арктическое измерение Европейского Совета», Арктическом Совете, Совете Европы, ОБСЕ, ООН;
  • почва для конфликта: членство Норвегии в НАТО;
  • Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 26 марта 1996 г.;
  • Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда;
  • по сравнению с 2007 г. двусторонний товарооборот увеличился на 45,1 % – до 2 млрд USD в 2008 г.;
  • доля России 1,6% от норвежского экспорта, 0,8% от импортной продукции, ввозимой в Норвегию.

Основными областями взаимодействия России и Норвегии являются гуманитарная сфера, экология, энергетика и экономика. В качестве примера можно привести борьбу с туберкулезом, ветеринарное сотрудничество в рыбоводстве, развитие экологически чистых способов промышленного производства, сотрудничество в области исполнения наказаний (места заключения), сотрудничество на уровне административно-территориальных единиц, строительство энергосберегающих объектов, сотрудничество в области науки, женские конференции и семинары для журналистов.

Налицо тесные российско-норвежские связи на всех уровнях, начиная от органов власти и заканчивая межличностными контактами. Сегодня границу пересекают в обе стороны большое количество норвежцев и россиян, занятых в различных видах двустороннего сотрудничества.

6-10 июня 2007 г. состоялся визит премьер-министра Норвегии Столтенберга в Россию, в ходе которого прошли его встречи с президентом Российской Федерации и переговоры с председателем Правительства Российской Федерации. Столтенберг также выступил на Петербургском экономическом форуме.

Высокой динамикой отмечен политический диалог на уровне министров иностранных дел России и Норвегии. С.В. Лавров и Й. Стёре регулярно встречаются на крупных международных мероприятиях. 9-10 июня 2008 г. министры совершили совместную поездку по сопредельным регионам Норвегии и России.

Поддерживаются активные контакты между парламентами России и Норвегии. В обеих палатах Федерального Собрания действуют группы по связям с норвежским парламентом. В 2007-2008 гг. состоялись визиты в Россию министров нефти и энергетики, юстиции и внутренних дел, по вопросам образования, рыболовства и по делам береговой охраны, генерального прокурора Норвегии, в Норвегию – министра финансов, руководителя Госкомрыболовства России.

Продолжает развиваться сотрудничество в области культуры. В 2004-2005 гг. в Осло и Санкт-Петербурге под патронажем Президента России и Короля Норвегии прошла широкомасштабная выставка «Россия-Норвегия. Сквозь века и границы», приуроченная к 100-летию установления дипломатических отношений.

Естественным является также экономическое сотрудничество (доля России составляет 1,6% норвежского экспорта и 0,8% норвежского импорта), но из-за схожей специализации на международном рынке взаимодействие довольно скромное. В российском экспорте преобладают сырьевые товары. В норвежском экспорте − рыба и рыбопродукты.

Основные взаимовыгодные области стран являются и наиболее конфликтными. С 1970 г. велись переговоры по разграничению шельфа и экономических зон в Баренцевом море. Раздел стратегически важных нефтяных ресурсов, располагающихся на шельфе, сохранял напряжение в отношениях между странами.

9 июля 2008 г. вступило в силу межгосударственное российско-норвежское Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда, подписанное в Москве 11 июля 2007 г. После этого отношения между государствами заметно потеплели, в данный момент идет активное взаимодействие.

Согласно российской таможенной статистике, в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, двусторонний товарооборот увеличился на 45,1 %. Норвегия была отдельно упомянута в концепции внешней политики РФ 2008г. Достигнуты договорённости о гармонизации российских и норвежских норм и стандартов в области охраны окружающей среды и безопасности при добыче углеводородов в Баренцевом море, по повышению безопасности при погрузке и транспортировке нефти и др. Продолжается работа по созданию максимально благоприятных условий для развития трансграничного сотрудничества. В качестве новых перспективных направлений российско-норвежского сотрудничества определены расширение межгосударственной торговли электроэнергией, развитие воздушного сообщения, привлечение норвежских инвестиций в строительство и модернизацию холодильных и рыбоперерабатывающих комплексов в Мурманской области.

Норвегия и Россия принимают активное участие в сотрудничестве в рамках Совета государств Балтийского моря вместе с другими государствами региона. Обе страны участвуют в проекте «Арктическое измерение Европейского Совета». Целью этого сотрудничества является укрепление связей между Европейским Союзом и странами Северной Европы, которые на сегодняшний день не входят в состав Союза, в том числе Норвегия и Россия. Стоит также отметить, что и у России, и у Норвегии схожая политика в отношении ЕС. Норвегия имеет тесные контакты с ЕС, но придерживается политики «интеграции без объединения». Такая позиция продиктована довольно скептическим отношением правительства страны к Европейскому союзу. Нежелание терять свою независимость, относительную экономическую самостоятельность, возможность проводить свою политику относительно энергетических ресурсов, прекрасно функционирующую систему социального обеспечения пока перевешивает. Россию в ЕС никогда не приглашали, но у нас столь же большой товарооборот со странами ЕС, и мы тоже в некоторой степени идем на уступки в отношении Европейского союза.

Обе страны участвуют и придают большое значение таким объединениям как: Совет Европы (его основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона, а данная задача также важна как для Норвегии, так и для России) и ОБСЕ (это фактически единственная политическая платформа, где почти все страны Евразии и Северной Америки могут объединиться в обсуждении ключевых вопросов взаимодействия, имеющих отношение к безопасности, стабильности и развитию на таком обширном географическом пространстве).

Норвегия активно поддерживает ООН, стремится укрепить эту организацию, считает ее гарантом международного правопорядка и системы международной безопасности. Россия придерживается тех же взглядов. В концепции внешней политики РФ 2008 года также акцентируется внимание на важности данной организации и необходимости ее укрепления.

Единственное, где может наблюдаться условное расхождение интересов России и Норвегии, это НАТО. Но сейчас положение Норвегии в НАТО заметно меняется. Норвегия отказывалась от размещения иностранных войск и ядерного оружия на территории страны в мирное время, значение норвежской инфраструктуры для американской стратегии и НАТО в целом сократилось. Отношения между странами заметно «холодеют», ежегодные учения НАТО в Северной Норвегии теперь будут проходить раз в два года. И если ранее Норвегию можно было назвать «марионеткой» НАТО, то сейчас все иначе. Возможно, Норвегия видит некоторые расхождения в интересах организации и своих собственных. В соответствии со сложившейся ситуацией, нельзя сказать, что членство Норвегии в НАТО, может как-то повлиять на отношения между странами.

В целом наблюдаются благоприятные перспективы для развития норвежско-российских отношений. Особенно важно взаимодействие стран на севере, в зоне непрерывной борьбы за стратегические ресурсы.

Список использованных источников

1. www.ssb.no

2. www.prosperity.com/country.aspx?id=NO

3. www.norvegia.ru

4. www.regjeringen.no

5. www.norge.ru

6. www.unhcr.org/refworld/docid/4da56d9d96.html [accessed 27 April 2011]

7. www.unhcr.org/refworld/docid/4c0ceadcc.html [accessed 27 April 2011]

8. www.ln.mid.ru

9. www.economy-esr.ru/S_Norvey.htm

Автор статьи: Нарватова, под редакцией: Шепелева

Опубликовано: БНИЦ, 16.03.2012



Важно знать о Норвегии Наталья Нарватова: Анализ современного развития Норвегии за 2011 год

Наталья Нарватова: Анализ современного развития Норвегии за 2011 год


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Анализ развития Норвегии за 2011 год Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru