Эйксуннский автодорожный тоннель (норв. Eiksundtunnelen), проложенный по дну Cтурь-фьорда в норвежской провинции Мёре-ог-Румсдал, соединяет города Эйксунн и Рьянес. Начат постройкой в 2003 году, церемония открытия состоялась 17 февраля 2008 года, полноценное движение открыто 23 февраля 2008 года.
При длине в 7765 м тоннель уходит на глубину 287 м ниже уровня моря — это самый глубокий тоннель в мире. Уклон дорожного полотна достигает 9.6 %. Минимальная толщина скальной породы, разделяющей тоннель и воды фьорда — 50 м, максимальная толщина породы над тоннелем — 500 м.
В состав Эйксуннского комплекса сооружений на местной автодороге 653, кроме главного тоннеля, также входит новый Эйксуннский мост (длина 405 м), тоннели Хельгехорн (1160 м) и Моркес (430 м). Дорога 653 связывает с материком островные поселения с общей численностью менее 25 000 человек, из которых крупнейшее, Херё, имеет население в 8300 человек.
Тоннель строился буровзрывным способом (вариант с использованием щитовой проходки даже не рассматривался). Использовались буры длиной 5.2 м, высверливавшие за каждый приём 4.8 погонных метра тоннеля. Бо́льшая часть тоннеля не требует отделки; в зонах разломов, где вероятны протечки, использовалась бетонная отделка толщиной до 15 см.
Стоимость комплекса составила 970 млн норвежских крон (123 млн евро) — на 25 млн крон меньше бюджета строительства; это всё равно выше бюджета 2005 года (846 млн крон, в том числе 500 — на главный тоннель). Проезд платный — 76 норвежских крон с легкового автомобиля.
опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Википедия