Пер Сивле
Пер Сивле (Per Sivle 06.04.1857-16.09.1904) – норвежский писатель, поэт и журналист, представитель третьего поколения норвежских лириков XIX века, родился в усадьбе Фломе (Аурланд) при весьма нелёгких обстоятельствах. Брат-близнец Пера умер при родах, а самого будущего писателя едва спасли благодаря упрямству акушерки.
Родители Педера Эйриксена (именно так он был окрещён) – Эйрик Сивле и Сюсанна Рюум – на момент рождения сына ещё не были женаты и обвенчались лишь несколько месяцев спустя.
Детские годы Педер провёл в Сталхейме в усадьбе Сивле. Есть мнение, что поэтический талант он унаследовал от отца, который в свободное время баловался сочинительством. Основным же занятием Эйрика Сивле была торговля лошадьми. Он и его коллеги, зачастую вынужденные преодолевать большие расстояния, приносили с собой не только деньги от продаж, но и новости, истории и байки, осуществляя таким образом некую культурно-просветительскую миссию. Недостаток Сивле-старшего был в том, что он частенько прикладывался к бутылке. Да и сами нравы тех мест были весьма крутыми – без драк с поножовщиной и пробитыми головами не обходилась ни одна ярмарка. Это чрезвычайно угнетало Пера, который, в противовес сверстникам, рос тихим, мечтательным мальчиком. Большим наслаждением для него было слушать пение птиц в лесу и читать книги, из которых самыми любимыми были сказки Асбьёрнсена и Му и королевские саги Снорри Стурлусона.
Будущий поэт рано лишился матери и по воле отца, которому было недосуг заниматься сыном, долгое время жил у приёмных родителей на хуторе Брекке. Хозяева были хаугианцами, но не отличались религиозным фанатизмом и хорошо относились к Перу. Улав Брекке, глава семьи, был образованным человеком, пропагандировал лансмол («новонорвежский» язык) и писал на нём. Он и стал первым учителем Пера. Кроме того, во многом благодаря влиянию приёмного отца, Пер впервые почувствовал тягу к писательству. В 15 лет он опубликовал первый опус – пересказ одной из быличек - в местной газете. В том же 1872 году Пер конфирмовался в церкви Винье и, по свидетельствам прихожан, был самым прилежным из конфирмантов за всю историю здешних мест. После этого Сивле учился в народной школе в Согндале. Долгое время он не мог определиться с выбором профессии. Будучи глубоко верующим, юноша чувствовал потребность выбрать стезю пастора, но в глубине души ему не давала покоя неустанная тяга к творчеству, казавшаяся в чём-то греховной. Одно время Пер подумывал стать агрономом, но быстро передумал и отбыл в Кристианию, где продолжил своё образование в гимназии. В столице Сивле сошёлся с Арне Гарборгом, Андерсом Ховденом и другими «крестьянами-студентами». Это время было для него вполне благополучным – благодаря отцу он мог позволить себе дальнейшее образование и имел возможность писать. В местных газетах печатаются его стихи, в основном религиозного содержания, подписанные псевдонимами. 21 ноября 1877 года он публикует стихотворение «Первая песня» (Dan fyrste Songen), которая явилась первым поэтическим опытом Сивле на лансмоле. Первая его отдельная книга «Мечта поэта. Посвящение духу времени» (En Digters Drøm. Tidsaanden tilegnet) выходит в 1878 году. В этом эпико-назидательном произведении отражены сомнения поэта в отношении литературного творчества: в состоянии ли литература и драматургия положительно влиять на состояние нравов в обществе и на благополучие людей? Поэма не стала событием в литературе, а сам автор впоследствии называл её «сущим безумием».
В том же году Пера Сивле настигает тяжёлая болезнь – корь. Его зрение резко ухудшается, и врач даже запрещает ему читать и писать. Болезнь выливается в хронический нервный синдром, угрожавший не только здоровью, но и жизни поэта. Он вынужден покинуть столицу. Обостряются отношения с отцом, который, конечно же, хотел видеть в своём единственном сыне достойного наследника, владельца хутора и крепкого хозяина. Пер же отныне оказывается неспособным к крестьянскому труду.
В 1879 году спустя выходит сборник «Стихотворения» (Digte). Он также не был особо примечательным – большинство стихотворений на религиозную тему не отличались оригинальностью, были излишне пафосными и содержали в основном библейские штампы.
Вслед за болезнью Сивле переживает сильный мировоззренческий кризис. Ему кажется, что Бог отвернулся от него и что он, немощный, обречён на жалкое существование. Следствием этого явилось то, что поэт, разочаровавшись в прежних ценностях, обратил пристальное внимание на мир земной, на повседневную жизнь с её дебатами и политической борьбой. Он принимает активное участие в дискуссиях того времени, оттачивая свой литературный язык, и становится поборником лансмола – хотя продолжает параллельно писать и на «датско-норвежском» риксмоле. Преодолевая болезнь, поэт стремился компенсировать её издержки участием в общественной жизни, главным содержанием которой стала борьба Норвегии за независимость, за разрыв унии с Швецией, активно поддерживавшаяся рабочим движением страны. Начиная с 1886 года, поэт какое-то время живёт в Дании, в городке Аскоу, хотя основным местом его жительства становится норвежский Драммен.
Первым серьёзным литературным успехом Сивле был сборник рассказов «Сказания» (Sogor), появившийся в 1887 году. В основу были положены его детские воспоминания и впечатления, а также предания родного края. Язык рассказов – лансмол с сильным влтянием диалектов Восса – был близок к живой разговорной речи земляков Сивле, и это в немалой степени способствовало успеху сборника. В том же году Сивле женится на Венке фон дер Липпе Нильсен, уроженке Бергена. Год спустя у них рождается дочь Сюсанна. Дальнейшие опыты Сивле в жанре повествовательной прозы воплотились в циклах Vossa-stubba и Nye Vossa-stubber, также имевших немалый успех.
Писатель пробует свои силы и в крупных эпических жанрах. Роман «Стачка», написанный на «риксмоле», вошёл в историю норвежской литературы как первый «пролетарский» роман (на что указывал уже подзаголовок – arbeiderroman). Исторической основой послужили крупные выступления рабочих в Драммене в 1881 году. Тема рабочего движения и классовой борьбы была новой, и Сивле был одним из первых, благодаря которым она вошла в искусство. Впервые в норвежской литературе в центре повествования – коллективный образ народной массы, вышедшей из самых низших слоёв. «Стачка» был первым и последним относительно успешным опытом Сивле-романиста, по своей популярности, однако, значительно уступавшим его рассказам, написанным на лансмоле.
Гораздо успешнее Сивле реализовал себя как лирический поэт. Многие его стихотворения носят острый социальный, призывный характер. В этом плане очень показательна миниатюра «Норвегия нашей мечты» (Vi vil os et Land):
Vi vil os et Land, som er frelst og frit og ikke sin Frihed maa borge. Vi vil os et Land, som er mit og dit, og dette vort Land heder Norge. Og har vi ikke det Land endnu, saa skal vi vinde det, jeg og du!
Свободна отчизна нашей мечты, ее назову, если спросят:
земля, где хозяева я и ты, Норвегии имя носит.
А если страны этой
нет пока,
ее отвоюем
наверняка!
(Перевод И. Цветковой)
С этим стихотворением приключилась интересная история: в годы Второй мировой войны и немецкой оккупации члены Сопротивления распространяли его текст как листовку. В итоге немецкие власти распорядились арестовать автора, призывавшего норвежцев к вооружённой борьбе! То, что автора к тому времени давно не было в живых, выяснилось далеко не сразу. Но его стихи продолжали жить и вдохновлять земляков.
Теме революционного, рабочего движения посвящены такие стихотворения, как «Рабочий» и «Поднимем же красный пламенный флаг». «Хенрик Вергеланн» - посвящение поэту и общественному деятелю, чьё имя стало символом борьбы за свободу Норвегии: «Норвегии быть - этот клич не умрет, покуда о Хенрике помнит народ». В конце XIX столетия, в разгар дебатов о разрыве унии со Швецией, эти строки обрели новую актуальность.
Помимо остросоциальных произведений, Сивле пишет стихотворения, полные глубокого психологизма, в которых анализирует свои внутренние состояния в моменты душевного упадка и обострения тяжелой болезни, ищет пути преодоления их. В это же время он создает лирические произведения, основная мысль которых - непрочность и обреченность существующего миропорядка. Яркий пример – стихотворение «Волк Фенрир» (Fenrir) на вечную тему «рагнарёка», почерпнутую из скандинавской мифологии:
Берегитесь, Один, Фрейя и Тор! И над вами властен судеб приговор! Петух преисподней начнет орать, скликая на битву несметную рать, когда наступит кончина богов.
Вот вырывается волк из цепей, ползет на сушу Мидгарда змей, Нагльфар плывет, великанов везет, Сурт на подмогу войско ведет. Берегитесь! Это - кончина богов.
- Vogt jer, Odin Og Frøya og Tor! I er ei saa vældige, I, som I tror! Vogt jer, naar engang Helvedes-Hanen galer til Kamp under Helvedes-Fanen, naar engang det lider til Ragnarok!
Naar Fenrir sliter Tusenaars Band, naar Midgarsormen velter iland, naar Naglfar løsner, og Rimtursers Trop møder med Surt og hans Flamme-Hær op, - vogt jer, for da er det Ragnarok!
(Перевод И. Бочкарёвой)
В 1898 году после смерти отца Сивле наследует усадьбу и небольшое состояние. Однако мечты о спокойной жизни в собственном доме остались лишь мечтами. Силы поэта были на исходе, болезнь прогрессировала, и заниматься хозяйством пришлось супруге, отношения с которой становились всё более прохладными.
Последние годы жизни Сивле оказались безрадостными. Казалось бы, такой благоприятный факт, как получение правительственной стипендии, лишь усугубил болезнь и душевный кризис поэта – по причине яростной травли, которой поэт подвергся со стороны завистливых современников. Многочисленные карикатуры того времени изображали Сивле лакеем, побирающимся на задворках литературной элиты. В его последних стихотворениях преобладают пессимистические настроения и чувствуется холодное веяние скорой смерти. Самое, пожалуй, проникновенное из них, - хрестоматийное «Укрой меня, мать!» (Gøym meg, Mor!):
Ребенок к груди материнской припал,
ему хорошо - и малыш задремал.
Проснувшись, играть побежит он во двор.
Вот страшная туча идет из-за гор.
От страха дрожа, прибежит он домой
и с ревом уткнется в подол головой:
- Укрой меня, мама, спрячь!
По белому свету бредет пешеход,
куда бы ни шел - он по кругу идет.
И если однажды устанет идти,
и если почувствует: все позади,
бессильный, лежит он неведомо где,
тоскуя, как птица о теплом гнезде:
- Укрой меня, мать-земля!
Ребенком я был - и мужчиною стал,
мечтал о большом - и мечты растерял.
В скитаньях бывала и жизнь не мила,
да перед глазами дорога была.
Но сердце устало, и ночь впереди,
и вырвется вздох из усталой груди:
- Укрой меня, мать-земля!
(Перевод О. Чухонцева)
6 сентября 1904 года Пер Сивле покончил жизнь самоубийством, не выдержав тягот жизни и усиливавшейся болезни. Поэт похоронен на кладбище Strømsgodset в Драммене. Его лирика, отмеченная драматизмом мировосприятия эпохи «конца века», вошла в золотой фонд норвежской поэзии. 150-летие Сивле было отмечено рядом мероприятий в Осло, Шиене и Драммене, а издательство Norsk Bokreidingslag выпустило большой сборник его стихов.
В норвежской прессе развернулась дискуссия о том, не является ли Элвис Пресли реинкарнацией Пера Сивле. По мнению Стига Элвиса Фюрсета, это отнюдь не шутка, ведь, по его словам, прообразами многих песен Пресли явились произведения Сивле. Это ещё раз подтверждает мнение о том, что «певец смерти» (как многие называли Сивле) по сей день вызывает живой интерес у соотечественников.
На русский язык было переведено несколько стихотворений Сивле, изданных в антологии: Стихи норвежских поэтов. XIX век. – М.: Художественная литература, 1984. Все цитаты из стихотворений на русском языке приводятся по этому изданию.
Библиография на норвежском языке:
En digters drøm 1878
Digte 1879
Sogor 1887
Vossa-stubba 1887
Gut: led af et hverdagsliv 1887
Sogor: ein Bundel 1890
Streik (arbeiderroman) 1891
Ottande samling smaastubbar 1892
Nye Vossa-stubber 1894
Noreg: nationale digte 1894
Sivle-stubbar 1895
Henrik Wergeland: digt 1895
Bersøglis og andre viser 1895
Skaldemål 1896
Nationalt Selvmord: et Foredrag 1897
laak: dikt 1897
En fyrstikk og andre Viser 1898
Folk og fæ 1898
Olavs-kvæde 1901
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)
|