Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/«Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г/В полярном небе/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум



на правах рекламы:



рекомендуем посетить:




В полярном небе

10.3. В полярном небе

В отличие от сражений на юге страны, в первые недели кампании Люфтваффе не могли оказывать группе Дитля эффективной поддержки и даже обеспечить ее снабжение. Расстояние до Нарвика от ближайшего к нему аэродрома Вэрнес превышало 600 километров, а отсутствие посадочных площадок в районе самого Нарвика не позволяло использовать большинство из имевшихся на вооружении типов самолетов. Не могло быть подвергнуто эффективному воздействию передвижение британского флота, что позволило ему безраздельно господствовать в прилегающих к Уфут-фьорду водах и изводить немецких солдат постоянными обстрелами корабельной артиллерией. Хотя германские бомбардировщики совершили первый налет на Харстад еще 18 апреля силами восьми Не-111 II/KG 26 и трех FW-200 1./KG 40, в следующие две-три недели воздушная угроза не представляла серьезной опасности для кораблей и находившихся на берегу подразделений. Говоря словами подполковника Греффрата, «не приходится отрицать «воздушной слабости» немцев в районе Нарвика, если говорить не об отдельных тактических успехах, а об общей картине борьбы и ее влиянии на оперативную обстановку в целом».

Нарвик стал единственным местом, над которым британская авиация действовала активнее немецкой. Уже 12–13 апреля «Суордфиши» с «Фьюриэса» совершили несколько налетов на германские эсминцы. Следующие две недели авианосец оставался в составе сил Корка, однако небольшой запас авиационного топлива — примерно на 50 самолето-вылетов — и неподготовленность морских летчиков к действиям по береговым целям снижали активность его авиагруппы. Другим серьезным недостатком было отсутствие на его борту истребителей. 18 апреля находившийся в Тромсё «Фьюриэс» получил повреждения от близких разрывов при налете «Кондоров» из KG 40. Серьезно пострадали турбины, из-за чего максимальная скорость упала до 20 узлов. Пришлось отправить корабль в Клайд, тем более что к тому времени на нем оставалось всего шесть исправных самолетов.

Немцы же, разделавшись с намсуссой группой, смогли выделить большее число самолетов для действий в районе Нарвика. В первых числах мая III/KG 26 и KGr 100 перебазировались на аэродром Вэрнес и начали налеты на британские корабли в Харстаде и Уфут-фьорде. Постепенно, несмотря на отток значительного количества подразделений на Западный фронт, активность германской авиации все возрастала, достигнув своего пика к концу месяца. К тому времени к участию в налетах на Нарвик были привлечены три бомбардировочные (I и III/KG 26, KGr 100) и одна пикировочная (I/StG 1) группы, а также четыре эскадрильи тяжелых истребителей (I/ZG 76 в полном составе, плюс (Z)./KG 30) и гидроавиация, находившиеся в подчинении «флигерфюрера Тронхейм».{69}

«Мои воспоминания о тех днях, — писал Дональд Макинтайр, командовавший тогда «Хесперусом»,  — наполнены беспрерывными звонками колоколов громкого боя, означавшими воздушную тревогу, которая могла быть объявлена в любое время дня и ночи, поскольку в это время года в тех широтах темноты не бывает. Находясь в Нарвике, мы оказывались за пределами радиуса действия немецких пикирующих бомбардировщиков, поэтому нас атаковывали более тяжелые самолеты, которые производили бомбометание с горизонтального полета… Точность бомбометания высотных бомбардировщиков противника даже по неподвижным целям была удивительно низкой. Когда флагманский корабль «Эффингем» находился в Харстаде… его атаковывали почти ежедневно, но я не помню, чтобы в него когда-нибудь попадали…»

Первого серьезного успеха добились бомбардировщики 100-й боевой группы, уже немало насолившие Королевскому флоту. 4 мая экипаж обер-лейтенанта Кортенса потопил в Румбакс-фьорде польский эскадренный миноносец «Гром» (капитан 3 ранга Александр Хулевич). В корабль попало две 50-килограммовых бомбы, сброшенных с большой высоты. Первая взорвалась около машинного отделения, вырвав 20-метровый кусок обшивки, вторая угодила прямо в торпедный аппарат, вызвав детонацию торпед. Эсминец переломился и затонул в течение трех минут. Погибло 59 членов экипажа, не успевших покинуть нижних помещений, шлюпками с британских эсминцев «Бедуин» и «Фолкнор» было поднято из воды 154 человека. По версии Макинтайра, роковыми для «Грома» стали торпеды коммерческого образца, в боевые зарядные отделения которых не входило предохранительное устройство, предназначенное для предотвращения их взрыва при ударе бомбой или осколком при атаке корабля с воздуха.

Помимо боевых кораблей, целями для германских бомбардировщиков становились норвежские суда, занимавшиеся перевозками в прибрежных водах. 29 апреля близ Кристиансунна был потоплен пароход «Орланд», 2 мая в Гратангене тяжело поврежден и позже затонул «Дроннинг Мод» (1488 брт), использовавшийся в роли госпитального судна, 5 мая в районе Тромсё получил повреждения крупнейший норвежский пассажирский лайнер «Ричард Вит». Особенно активная охота за каботажными судами велась в последние две недели мая, когда под бомбами погибли «Сириус» (944 брт), «Торгтинн» (298 брт), «Денеб» (856 брт), «Скьенстад» (593 брт), «Дора» (68 брт) и «Бродрене» (62 брт). Завершил этот скорбный список 281-тонный «Сиверт Нильсен», потопленный 1 июня в Вест-фьорде. На указанных судах погибло 53 норвежских моряка. Уже под занавес кампании, 9 июня, два Не-111 из состава II/KG 26 атаковали Торсхавн на Фарерских островах, потопив в его гавани норвежские пароходы «Ариадне» и «Принц Олав». В дополнение к бомбам немецкая авиация использовала в скалистых рукавах фьордов мины ТМА, которые устанавливались гидросамолетами, однако сведений об их жертвах не имеется.

Организовывая противодействие Люфтваффе, англичане снова пошли двумя путями: использованием авианосцев и организацией береговых аэродромов для истребителей. 4 мая «Арк Ройал» (под командованием нового командира кэптена Ч.С. Холланда) в сопровождении «Вэлиэнта», «Кёрлью» и эсминцев вышел из Скапа-Флоу. 6 мая его авиагруппа начала свою деятельность в районе Нарвика. «Суордфиши» вылетали на разведку, снабжая сухопутные части неоценимыми аэрофотоснимками перед планировавшейся десантной операцией, бомбили позиции противника, поддерживали высадку у Бьерквика, а «Скьюа» обеспечивали истребительный патруль у самого Нарвика и прикрывали район Будё. Здесь произошел курьезный инцидент. Чья-то «мудрая» голова решила сделать опознавательным сигналом британских истребителей выпущенные в полете шасси. При этом как-то не обратили внимания на то, у что самого опасного врага — Ju-87 «Штука» — шасси как раз были неубирающимися. 13 мая от этого опрометчивого решения пострадал «Хесперус», наблюдатели которого приняли немецкие пикировщики за «Скьюа», после чего порочная практика подобного «опознавания» была отменена.

«Арк Ройал» находился в районе Харстада до 19 мая, после чего ушел принимать топливо в Тромсё, а 22 мая отправился в Скапа-Флоу на доукомплектование эскадрилий. За четырнадцать дней его истребители сбили шесть и повредили восемь вражеских самолетов. Пять «Скьюа» было потеряно, правда, всего с одним экипажем, но гибель командира 803-й эскадрильи лейтенанта Уильяма Люси стала тяжелой утратой. По свидетельству очевидцев, встретившись 14 мая с «хейнкелями», Люси вступил в бой, «завалил» одного из них (реально He-111 штабного звена KG 26 отделался повреждениями) и погнался за вторым, но попал под огонь немецких стрелков. Его «Скьюа» с бортовым номером 8F взорвался в воздухе. Тело одного из лучших пилотов Fleet Air Arm было выловлено из воды эсминцем «Уирлуинд» и похоронено на берегу. К тому времени Люси уже имел «Орден за выдающиеся заслуги» за потопление «Кенигсберга», а на его счету числилось шесть уничтоженных и пять поврежденных самолетов противника.

Комитет начальников штабов планировал выделить для экспедиционных сил в Норвегии одну бомбардировочную и две истребительные эскадрильи Королевских ВВС. 27 апреля в Харстад прибыл винг-коммандер Ричард Этчерли с задачей обследовать имеющиеся в Северной Норвегии аэродромы и площадки. Бомбардировщики могли базироваться лишь на аэродроме Банак в 200 милях от Нарвика, но и его состояние было признано неудовлетворительным. Подходящими для базирования истребителей оказались посадочные полосы в Бардуфоссе и Сканланне, где 4 мая началось обустройство аэродромов, полностью завершенное через три недели.

Получив известие об их готовности, «Глориэс» вышел в море 14 мая с шестнадцатью «Харрикейнами» и шестью «Уолрусами» на борту. Из-за тумана и сильного снегопада перелет истребителей на берег пришлось отменить, а авианосец был вынужден вернуться на дозаправку. 701-я эскадрилья 18 мая перелетела в Харстад, где приступила к регулярному противолодочному патрулированию. 21 мая «Фьюриэс» доставил под Нарвик обновленную 263-ю эскадрилью. Используя пару «Суордфишей» в качестве штурманов, шестнадцать «Гладиаторов» перелетели на аэродром Бардуфосс в 50 километрах от Нарвика, но два из них разбились в тот же день из-за плохой видимости в горах. Затем «Глориэс» предпринял вторую попытку, оказавшуюся более удачной, и 26 мая перебросил 46-ю эскадрилью. На аэродроме Сканланн начал таять снег, и три «Харрикейна» скапотировали при посадке, поэтому остальные решили садиться в Бардуфоссе. Аэродром Сканланн, на подготовку которого было затрачено столько времени и сил, оказался бесполезным.

Постоянные туманы, стоявшие в это время года сильно затрудняли действия истребителей. Однако уже на следующий день «Харрикейны» добились первой победы — был сбит Ju-88. Несколькими днями ранее в том же районе «Гладиаторы» сбили и одну из двух Do-24. Всего же до окончания кампании 263-я эскадрилья (с учетом звена, отправленного в Будё) совершила 389 вылетов и уничтожила 26 вражеских самолетов ценой 9 своих, 46-я сделала 249 вылетов, сбив 11 самолетов и потеряв 5 собственных. К ним нужно добавить 23 самолета, сбитых зенитной артиллерией и кораблями в Харстаде. Для немцев это были ощутимые потери. Тяжелые Bf-110 с подвесными баками не могли эффективно бороться с маневренными «Гладиаторами» и скоростными «Харрикейнами». Одномоторные истребители II/JG 77, входившей в состав Х авиакорпуса, не имели возможности повлиять на ход воздушных боев, поскольку Нарвик лежал на самой границе боевого радиуса «сто девятых», запасов топлива которых хватало только на дорогу туда и обратно, оставляя всего пятиминутный запас. Тогда на свет появился оригинальный план, согласно которому вместе с волной бомбардировщиков планировалось отправить к Нарвику эскадрилью Bf-109, чтобы, оставаясь в воздухе до последней капли топлива, истребители расчистили небо. Затем их пилоты должны были выброситься с парашютами над позициями немецких войск. К большому облегчению летчиков, авантюра была отвергнута.

Однако даже усилившееся противодействие истребителей противника не заставило немцев снизить интенсивность налетов. 18 мая бомбовые попадания получили линейный корабль «Резолюшн» и легкий крейсер «Орора», 25 мая было серьезно повреждено вспомогательное судно «Мэшобра», днем позже в Харстаде повреждены вспомогательное судно «Лох Шин» и танкер «Олеандр» (все три впоследствии были брошены), а у Сканланна потоплен крейсер ПВО «Кёрлью» (кэптен Б.К.Б. Брук). Фельдфебель Пауль Вирсбицки из KGr 100 точно положил две 250-кг бомбы, и спустя пять часов крейсер затонул. Для англичан это была очень серьезная потеря, так как «Керлью» являлся единственным в данном районе кораблем, оснащенным радаром воздушного наблюдения. Таким образом, 100-я боевая группа добилась крупнейшего успеха, выпавшего на долю Люфтваффе в ходе кампании. Спустя два дня ей же предстояло атаковать силы, начавшие штурм Нарвика.


Содержание

Дальше

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: «Военная литература»




Страницы Норвежской истории
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II Вергеланд выступил с прямой критикой в адрес Партии за независимость. Вергеланд обвинил Фальсена за веру в то, что у страны была как исполнительная, так и законодательная власть. Известно, что такого не было. Целью нападок Вергеланда был принц-регент. Он считал, что его оппоненты были заинтересованы в отстаивании позиции принца, а не народа.
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I В Учредительное собрание в Эйдсволле весной 1814 года входили избранные представители со всей Норвегии (исключая Северную Норвегию). Их задачей было написание Норвежской Конституции. Представителей, участвовавших в собрании, принято называть депутатами народного собрания, принявших конституцию в Эйдсволле или отцов Эйдсволла.
Майские дни сорок пятого в Норвегии
Майские дни сорок пятого в Норвегии Майские дни сорок пятого. Ощущение пьянящего счастья. Объявление на дверях одного из магазинов парадной улицы Осло, Карл Юхан, так и гласит: «Закрыто по причине радости». После пяти трудных лет чувства рвутся наружу, и не только радостные.

Важно знать о Норвегии 10.3. В полярном небе. «Нарвик удержать не рассчитывают...». Патянин Сергей Владимирович: «Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г


22. 12.2017
Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радиоНорвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио

Норвегия стала первой страной в Европе и мире, которая полностью отказалась от FM-радиовещания и полностью перешла на цифровое радио. Как сообщило интернет-издание The Loсal, 13 декабря северные регионы страны, включая архипелаг Свальбард, стали последними территориями, которые перешли на цифровое аудиовещание. ... »

08. 12.2017
8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон

В это день 185 лет назад, родился норвежский писатель писатель Мартиниус Бьёрнсон Реалист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года "За благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отмечалась свежестью вдохновения и редчайшей чистотой духа". ... »

01. 12.2017
Флот норвежской круизной компании Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами

MS Roald Amundsen и MS Fridtjof Nansen, самые зеленые, безопасные и передовые экспедиционные корабли мира, дебютируют в 2018 и 2019 годах, позволив туристам побывать в самых зрелищных местах нашей планеты: на диких просторах Шпицбергена, прекрасных фьордах Восточной Гренландии, среди красот норвежского побережья и нетронутой пустыни Арктики. ... »

27. 11.2017
Вышла новая книга о Шпицбергене

Пер Арне Тотланд – журналист и писатель, увлеченный Шпицбергеном. В своей новой книге «Холодный фронт» он рассказывает о норвежской политике на Шпицбергене в течение последних ста лет. Центральное место в книге посвящено конфликтам, в том числе с Россией. ... »

22. 11.2017
Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция

21 ноября в стенах Российского государственного гуманитарного университета состоялась Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории» ... »

20. 11.2017
Норвежцев становится большеНорвежцев становится больше

В третьем квартале 2017 года был зафиксирован умеренный рост численности населения Норвегии. Всего 15100 новорожденных было зарегистрировано в Норвегии. ... »

17. 11.2017
 Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории». Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».

21 ноября в стенах Российского государственного гуманитарного университета состоится Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории». ... »

13. 11.2017
Министерство транспорта и связи Норвегии и водительские праваМинистерство транспорта и связи Норвегии и водительские права

Министерство транспорта и связи Норвегии (Samferdselsdepartementet) рассматривает предложение, согласно которому в скором времени норвежцам необязательно будет иметь при себе водительские права. ... »

09. 11.2017
Норвегия получила от США новейшие истребители F-35Норвегия получила от США новейшие истребители F-35

Норвегия получила первые новейшие американские истребители F-35, которые прибыли на военную авиабазу Орланд. Как сообщается на сайте Вооруженных сил Норвегии, это первые три самолета F-35, которые будут постоянно базироваться в Норвегии. ... »

09. 11.2017
Норвегия станет первой страной в мире полностью независимой от нефти и газа

С 2025 года в Норвегии начнет действовать запрет на продажу любых транспортных средств, работающих на энергии ископаемого топлива. Теперь Норвегии осталось поставить точку и реорганизовать последние процессы в стране, чтобы полностью отказаться от ископаемого топлива... ... »


 Страница 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  >> Всего новостей на сайте: 25854 
 

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Архив новостей Все новости »

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

реклама на сайте:


Рекомендуем посетить:


SpyLOG

В полярном небе Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru