Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Правовая система/Закон о равноправии/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаНациональные особенности
Судебная система Правовая система Экономика Норвегии
СтатистикаЭкологияСтатьи о Норвегии
Религия и церковь НорвегииВнешняя политикаЛицом к лицу
СобытияВладения НорвегииПолитические партии Норвегии и политики
Норвежский бизнесКоролевский ДомНорвежский язык
Россия - НорвегияCаамыПрофсоюзное движение

Закон о равноправии

Орлов Ярослав
12 августа 2002 г.

§1. Цель Закона

Настоящий Закон призван содействовать равноправию полов и особенно улучшению положения женщин. Органы власти должны создавать условия для равноправия полов во всех областях жизни общества. Женщинам и мужчинам должны предоставляться равные возможности в производственной жизни, в сфере образования и профессионального роста, в области культуры.

§ 2. Сфера действия Закона
 
Действие настоящего Закона распространяется на все сферы жизни общества за исключением внутренней жизни религиозных общин. Органы, перечисленные в § 10 настоящего Закона, не несут ответственности за соблюдение настоящего Закона в тех случаях, когда дело касается семейной жизни и обстоятельств сугубо частного характера.
Король может в особых случаях полностью или частично отменить действие настоящего Закона в определенных областях. До принятия соответствующего решения необходимо запросить об этом мнение Комиссии (см. § 10).

§ 3. Общие основания
 
Различный подход к женщинам и мужчинам не допускается. Под различным подходом понимаются действия, ставящие женщин и мужчин в разное положение в зависимости от пола. Под различным подходом понимается также действие, фактически ведущее к тому, что один из полов необоснованно ставится в худшее положение, чем другой.
Различный подход, который способствует равноправию полов в соответствии с целью настоящего Закона, не противоречит сказанному в первом абзаце. То лее самое относится и к особым правам женщин, обусловленным различием в существующем положении женщин и мужчин.
Король может издавать постановления частного характера о допустимых формах различного подхода в соответствии с настоящим Законом. Например, в вопросах ухода за детьми и их образования мужчины имеют преимущества перед женщинами.

§ 4. Равноправие при приеме на работу
 
Объявления о приеме на работу не должны быть обращены к одному из полов, если на это не существует очевидной причины. Объявления о приеме на работу не должны также создавать впечатления, что работодатель рассчитывает на один из полов или отдает предпочтение одному полу.
При приеме па работу, продвижении по службе, увольнении или временном увольнении не должны делаться различия между женщинами и мужчинами в нарушение § 3.
Соискатель вакантной должности, получивший отказ, имеет право потребовать от работодателя письменного разъяснения о том, какие образование, опыт и другие подтвержденные профессиональные качества имеются у получившего должность соискателя другого пола.
Если имеет место различный подход к женщинам и к мужчинам при приеме на работу, продвижении по службе, увольнении или временном увольнении, работодатель должен доказать, что такой подход не обусловлен полом соискателей или работников.

§ 5. Равная заработная плата за равноценный труд
 
Женщины и мужчины, работающие на одном предприятии, должны получать равную заработную плату за равноценный труд. Под заработной платой понимаются обычное вознаграждение за труд, а также, все другие выплаты или поощрения в денежной или иной форме, предоставляемые работодателем.
Под равной заработной платой подразумевается, что размер вознаграждения устанавливается одинаковым для женщин и мужчин не зависимо от пола.
Если имеет место различный с точки зрения заработной платы подход к женщинам и мужчинам, выполняющим равноценный труд на одном предприятии, работодатель должен доказать, что он не обусловлен полом работников. Король может давать распоряжения о равноценности должностей для лиц, занятых в центральных и муниципальных государственных службах.

§ 6. Равное право на получение образования
 
Женщины и мужчины имеют равное право на получение образования. Работодатель должен создавать равные условия для женщин и мужчин при обучении, получении дополнительного образования, предоставлении учебных отпусков и т.д.
При наборе па курсы, приеме в гимназию или на учебу в высшие учебные заведения, а также при осуществлении других мер, направленных на привлечение людей в какую-либо специальность или профессию, разрешается, при примерном равенстве прочих условий, отдавать предпочтение одному из полов, если это в перспективе может способствовать выравниванию соотношения полов в соответствующей специальности или профессии.
Если имеет место различный подход к женщинам и мужчинам в ситуациях, перечисленных во втором абзаце, работодатель должен доказать, что он не обусловлен полом работников.

§ 7, Учебные пособия
 
Учебные пособия, используемые в школах и других учебных заведениях, должны основываться на идее равноправия полов.

§ 8. Объединения
 
Объединения должны быть на равных условиях открыты для женщин и мужчин, если:
1. членство в объединении имеет значение для профессиональных возможностей и профессионального развития человека;
2. основной целью объединения является участие в решении обычных общественных проблем. Правила, перечисленные в первом абзаце, не распространяются па объединения, целью которых является защита особых интересов одного из полов.

§ 9. Совет по равноправию
 
Король назначает Совет по равноправию, мандат и число членов которого устанавливаются Стортингом (парламентом).

§ 10. Исполнение Закона
 
Король назначает Уполномоченного по делам равноправия и обжаловательную комиссию по равноправию (далее соответственно - Уполномоченный и Комиссия), которые должны содействовать исполнению настоящего Закона. Сфера деятельности Уполномоченного и Комиссии распространяется на всю частную деятельность, за исключением случаев, указанных во втором абзаце § 2, а также па государственное управление и государственную экономическую деятельность. Уполномоченный назначается Королем сроком на 6 лет. Комиссия состоит из 7 членов и их личных заместителей. Два члена Комиссии и их заместители назначаются по предложению Центрального объединения профсоюзов Норвегии и Союза предпринимателей Норвегии. Король назначает председателя Комиссии и заместителя председателя. Один из них должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к судьям. Король может издавать постановления уточняющего характера, касающиеся организации деятельности Уполномоченного и Комиссии. Мнение Комиссии необходимо запрашивать заранее.

§ 11. Деятельность. Уполномоченного и Комиссии
 
Руководствуясь интересами равноправия полов, Уполномоченный осуществляет надзор за тем, чтобы не нарушались положения настоящего Закона. Уполномоченный содействует по собственной инициативе или на основании обращений к нему соблюдению положений настоящего Закона. Если вопрос не разрешается в добровольном порядке. Уполномоченный может представить дело па рассмотрение Комиссии в соответствии с § 13.
Если Уполномоченный принимает решение о невнесении дела на рассмотрение Комиссии, оно может быть представлено па рассмотрение Комиссии одной из сторон, участвующих в деле, или тем, кто возбудил дело, не являясь при этом одной из его сторон. Такие дела должны рассматриваться Комиссией, если против этого не возражает потерпевшая сторона.
Комиссия может потребовать от Уполномоченного представления ей на рассмотрение определенных дел.

§ 12. Решение Уполномоченного
 
ЕСЛИ Уполномоченный не достигает решения дела в добровольном порядке, а ожидание решения со стороны Комиссии может иметь неблагоприятные или вредные последствия, Уполномоченный может принять решение в соответствии с § 13. Уполномоченный должен одновременно с принятием решения дать ему обоснование. Комиссия должна быть поставлена в известность о принятии решения. Решение может быть обжаловано в Комиссию.

§ 13, Решения Комиссии
 
Комиссия может наложить запрет на действие, противоречащее §§ 3-8 настоящего Закона, если она сочтет, что подобный запрет служит интересам равноправия полов. Комиссия может обязать к принятию мер, необходимых для прекращения действия и предотвращения его повторения. Если Комиссия в соответствии со вторым абзацем этого параграфа не может принять решение, она должна высказать свое суждение относительно того, насколько поступившее к ней дело противоречит настоящему Закону. Комиссия не может отменить или изменить административные решения, принятые другими органами. Комиссия не может также давать указания о том, как надо принимать административные решения, чтобы они не нарушали настоящий Закон. Под административным решением понимается решение, подпадающее под действие пункта 1а § 2 Закона о государственном управлении. Решения Комиссии не обязательны для Короля или министерств.
 
Комиссия должна дать обоснование принимаемым решениям.
Король и министерства не могут отменить решение Комиссии, но дело может быть передано на рассмотрение суда в рамках настоящего Закона.

§ 14. Соотношение Комиссии и Суда по трудовым спорам
 
Если в соответствии с настоящим Законом на рассмотрение Комиссии вносится дело, косвенно затрагивающее вопрос о действии, толковании или продолжении действия тарифного договора, стороны, подписавшие договор, могут представить дело на рассмотрение Суда по трудовым спорам, до принятия решения которым существующий порядок остается в силе. Король устанавливает более точные правила подачи такого иска.
Комиссия не имеет права принимать решения, которые в соответствии с Законом о трудовых спорах от 05.05.27 и с Законом о служебных спорах от 18.06.58 № 2 относятся к компетенции Суда по трудовым спорам.

§ 15. Обязательство предоставления информации
 
Органы власти обязаны, невзирая на обязательство о неразглашении тайны, предоставлять Уполномоченному и Комиссии сведения, необходимые для исполнения настоящего Закона. Предоставления таких сведений можно требовать и от тех, кто в соответствии с Законом о гражданских спорах обязан давать свидетельские показания. Параграф 12 Закона о гражданских спорах действует подобным же образом. Решения, упомянутые в пункте 3 § 207, пункте 2 § 208, пункте 2 § 209 и пункте 3 § 209 Закона о гражданских спорах, принимаются районными и городскими судами.
Уполномоченный и Комиссия имеют право па проведение расследования и досмотра, если они сочтут это необходимым для выполнения своих обязанностей в соответствии с настоящим Законом. При необходимости они могут обратиться за помощью полиции. Комиссия или Уполномоченный имеют право требовать предоставления сведений другим государственным органам, на которые возложена обязанность содействовать исполнению настоящего Закона, а также требовать, чтобы этими органами было проведено расследование.

§ 16. Обязательство неразглашения тайны
Лица, выполняющие поручения или работу для Комиссии или Уполномоченного, не должны без уважительной причины посвящать посторонних в сведения, к которым они получают доступ в ходе выполнения поручения или работы, а именно: 1. сведения частного характера;
2. технические сведения, информация о методах производства, планах, прогнозах и т.д., которые могут быть использованы другими предприятиями в своих интересах или во вред тому предприятию, к которому относятся эти сведения.
Лица, выполняющие поручение или работу для Комиссии или Уполномоченного, не могут использовать эти сведения и в собственных интересах.

§ 17. Возмещение ущерба
 
При намеренном или непреднамеренном нарушении положений настоящего Закона виновный в их нарушении обязан возместить ущерб в соответствии с действующими правилами.
 
Суд может уменьшить степень ответственности, если она представляется слишком суровой или если для этого есть иные основания.

§ 18. Наказание
 
Лица, виновные в намеренном или непреднамеренном нарушении решений, принятых в соответствии с §§ 12 и 13, или способствующие их нарушению, подвергаются штрафу.
Нарушение, совершенное лицом, занимающим подчиненное положение, не наказывается, если оно в основном вызвано подчиненным положением совершившего его по отношению к тому, для кого оно совершено.
Намеренное или непреднамеренное нарушение предписаний в соответствии с § 15 наказывается штрафом или тюремным заключением сроком до трех месяцев, или и тем, и другим. Нарушение первого абзаца § 16 наказывается в соответствии с § 121 Уголовного кодекса даже в том случае, если виновный в нарушении не является государственным служащим. Нарушение второго абзаца § 16 наказывается штрафом или тюремным заключением сроком до одного года, или и тем, и другим.

§ 19. Органы прокуратуры
 
Нарушение положений § 18 не ведет к возбуждению дела органами прокуратуры без соответствующего запроса со стороны Комиссии, если этого не требуют интересы общества.
 
Органы прокуратуры при рассмотрении уголовных дел могут требовать вынесения решения о принятии мер, направленных на прекращение противоправного действия или предотвращение его повторения.

§ 20. Географическая сфера действия настоящего Закона
 
Настоящий Закон действителен на территории всего Королевства, острова Шпицберген и па борту норвежских судов морского и воздушного флотов в районах, где нет главенства законов другого государства. Действие настоящего Закона распространяется на предприятия, расположенные па норвежском континентальном шельфе. Король имеет право делать исключения из первого абзаца и вносить дополнения к положениям о географической сфере действия настоящего Закона. До принятия подобного решения необходимо запросить мнение со стороны Комиссии.

§ 21. Представительство обоих полов в государственных комиссиях
 
Когда государственный орган назначает или выбирает комиссии, правления, советы, комитеты и т.п. с числом членов 4 и белое, каждый пол должен быть представлен не менее чем 40% от общего числа членов комиссии, правления и т.д. В комиссиях из 2 или 3 человек должны быть представлены оба пола. Эти правила распространяются и на запасных членов комиссий. Из перечисленных в первом абзаце правил могут быть сделаны исключения в тех случаях, когда их выполнение явно невозможно. Правила этого параграфа не распространяются на комиссии, которые в соответствии с Законом состоят из членов избранных напрямую органов.
На комиссии, созданные выборными органами коммун (муниципалитетов и фильке), областей, распространяется действие Закона о коммунах (муниципалитетах).
Король издает постановления об исполнении настоящего параграфа и постановления, дополняющие его. Правила этого параграфа не ведут к ограничениям других правил, касающихся представительства в государственных комиссиях в соответствии с положениями настоящего Закона о различном подходе.

§ 22. Вступление Закона в силу
 
1. Настоящий Закон вступает в силу с момента принятия Королем соответствующего решения.
2. С этого же момента пункт 2 § 1 Закона №47 от 16.06.72 о контроле за рекламой, должен звучать следующим образом: "Лицо, размещающее рекламу, или лицо, создающее се, обязаны обеспечить соответствие рекламы идее равноценности полов и сделать все для того, чтобы реклама не создавала впечатления уничижительного отношения к одному из полов и не содержала оскорбительного изображения женщины или мужчины".
 

Закон издан при поддержке Королевского Министерства иностранных дел Норвегии
"Закон о равноправии" №45 от 09.06.1978
Перевод с норвежского - © Международный институт рекламы,
Москва 2001


Важно знать о Норвегии Закон о равноправии в Норвегии.


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    Закон о равноправии Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru