Жанр этого фильма определяется как «эротический триллер». Однако с первых же кадров выясняется, что эротика – отнюдь не главная составляющая, и фильм рассчитан не только и не столько на желающих полюбоваться «обнажёнкой». Норвежской публике он запомнился как самый провальный кинопродукт 2004го года – по статистике, его посмотрели чуть более 4 тысяч кинозрителей. Нелестные рецензии в СМИ усугубили негативное ощущение от фильма. Автор этих строк – при всей своей любви к норвежскому кинематографу – не считает, что всякий фильм хорош только потому, что он сделан в Норвегии. Но в данном случае готов поспорить с критиками и назвать «Крест Андреаса» одной из самых выдающихся норвежских драм нового столетия.
Впрочем, поначалу ничто не предвещает драмы. Главный герой, Андреас, в роли которого снялся Тронд Фауса Аурвог (известный по фильмам «Неуместный человек» и «Во власти женщины») возвращается домой на машине и, разговаривая по мобильному с женой Лив (Стине Хуль Варвин), разыгрывает возбуждающую прелюдию предстоящей любовной игры. В их жизни всё выглядит прекрасным: счастливый брак, большой дом, тихое уединённое существование. Но внезапно вывернувший из-за угла трактор обрывает прекрасную идиллию. Андреас оказывается в больнице, парализованный ниже пояса. Лив в отчаянии покидает его, и герой вынужден учиться жить по-новому. Спустя некоторое время в доме появляется странноватый персонаж, называющий себя Вагнером (в его роли сыграл шведский актёр Сванте Мартин). Он представляется социальным работником, призванным обустроить дом Андреаса с учётом его ограниченных возможностей. Однако та забота, которую он проявляет по отношению к Андреасу, выглядит слишком преувеличенной и явно выходящей за рамки служебных обязанностей Вагнера. Вскоре возвращается Лив, и при виде немощного супруга, глядя на резво хлопочущего и полного сил Вагнера, начинает питать к нему симпатии. Постепенно выясняется, что Вагнер – вовсе не тот, за кого себя выдаёт, и за его маской доброты и заботы скрываются весьма противоречивые чувства. Его появление переворачивает жизнь Андреаса, к тому же Вагнер совсем по-другому трактует события, произошедшие с ним много лет назад, выступая в роли разоблачителя тайн. Кому поверит Андреас – ему или заботливому родственнику дяде Карлу?
Режиссёра фильма Мартина Аспхауга (снявшего также потрясающую драму «Пригоршня времени» (Enhåndfulltid, 1989) и ряд криминальных триллеров) можно упрекнуть в подражании голливудским стандартам а-ля Хичкок. В самом деле, подобное ощущение возникает и даже усиливается к концу фильма, по мере того как внешне неторопливый сюжет перерастает в захватывающую и ужасающую драму. Действие по сути замкнуто на трёх персонажах, происходит в мрачном уединённом месте, над которым словно тяготеет проклятие, в атмосфере страха и клаустрофобии. Однако при всём этом в происходящем чувствуется некая скандинавская изюминка. Прежде всего это касается характеров актёров и их игры. Каждый из главных персонажей по-своему «чудаковат» и неоднозначен. Даже самые строгие критики сочли это положительным моментом в фильме. «Крест Андреаса» из тех фильмов, которые «цепляют» не сразу, но примерно с середины начинают щекотать нервы у любителей подобного жанра и оставляют на душе непростое ощущение, которое можно сравнить с катарсисом.
год 2004
страна Норвегия
режиссер Мартин Аспхайг
сценарий Эйрик Ильдал
продюсеры Томас Бэкстрём, Петтер Й. Боргли, Томас Эскилссон
оператор Филип Огорд
композитор Рэндолл Мейерс
художник Карл Юлиуссон, Энн Перерсен
монтаж Jan-Olof Svarvar
жанр триллер, мелодрама, комедия
бюджет NOK 14 500 000
зрители Норвегия 4.2 тыс.
премьера (мир) 22 октября 2004
время 103 мин.
В главных ролях: Тронд Фауса Аурвог, Stine Varvin, Сванте Мартин, Сверре Анкер Оусдаль, Марит Андреассен, Martin Asphaug, Харольд Даль, Mats Mogeland, Amanda Sjösvärd, Eirik Ildahl