Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Россия - Норвегия/Полярный круг — экспедиции и открытия/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаРОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальные особенностиСудебная системаПравовая система
Экономика НорвегииСтатистикаЭкология
Статьи о НорвегииРелигия и церковь НорвегииВнешняя политика
Лицом к лицуСобытияВладения Норвегии
Политические партии Норвегии и политикиНорвежский бизнесКоролевский Дом
Норвежский язык Россия - Норвегия Cаамы
Профсоюзное движение 

Полярный круг — экспедиции и открытия

И.П. Рубан Героический поход Фритьофа Нансена к Северному полюсу в 1895 году.Стремление на Север с древнейших времен было присуще и русскому, и норвежскому характеру. Первопроходцев не останавливали ни бескрайние пустынные просторы тундры, ни застывшие воды студеного Ледовитого моря. В течение последних
трех столетий открытия и исследования за Полярным кругом снискали славу и России, и Норвегии.
Крупные арктические экспедиции вплоть до 1930-х гг. обычно имели целью отыскание и описание морского прохода между Атлантическим океаном и Тихим или поиски неизвестных земель в Северном Ледовитом океане. И конечно, в самый центр Арктики путешественников всегда манила «вершина Земли» – Северный полюс.
«Простой взгляд на карту России показывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан», – писал вице-адмирал С.О. Макаров (Макаров 1943: 47). Не удивительно, что в России арктические экспедиции принято было считать делом государственной важности. Наиболее яркий тому пример – Вторая Камчатская экспедиция под руководством Беринга–Чирикова (1733–1743) – уникальное предприятие, проведенное усилиями одного государства, до сих пор не превзойденное в мировой практике по масштабу выполненных экспедиционных исследований. Инструментальная съемка северных берегов Евразии позволила создать их первые научные карты. Специальным академическим отрядом был собран обширный материал по географии, геологии, биологии, этнографии и истории Сибири. Научные исследования и в дальнейшем оставались важной частью программы российских экспедиций, а нередко становились и основной их целью.
Первым в мире полярным географом и основоположником научного исследования Северного Ледовитого океана по праву можно назвать М.В. Ломоносова. По его инициативе была подготовлена секретная правительственная экспедиция с целью «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее» (Соколов 1854: XXV). Благодаря стараниям Ломоносова она имела развернутую научную программу и превосходные инструменты. За два плавания в 1765–1766 гг. экспедиция достигла лишь Шпицбергена, но собрала обширный материал о природе Гренландского моря.
Затем в истории российских арктических исследований наступило относительное затишье: до конца XIX в. обследовались лишь берега восточной и западной окраин Сибирских морей, а вопрос о возможности морского сообщения Европы с Азией был решен экспедицией Н.А.Э. Норденшельда, которой в 1878–1879 гг. впервые в истории удалось пройти вдоль всего североазиатского побережья.
Более половины суммы, необходимой для снаряжения экспедиции, предоставил шведский промышленник О. Диксон, остальные деньги пожертвовали король Норвегии и Швеции Оскар II и русский золотопромышленник А. Сибиряков.
Центральная Арктика по-прежнему оставалась недостижимой для обычных экспедиционных средств, а Северный полюс все сильнее притягивал путешественников и исследователей. Революционный прорыв в высокие широты удалось совершить Фритьофу Нансену. В 1893–1896 гг. на специально сконструированном судне «Фрам» он блестяще провел дерзко задуманную экспедицию. Нансен прошел в море Лаптевых и к северу от Новосибирских островов вморозил судно в лед: по его расчету «Фрам», дрейфуя, должен был оказаться на Северном полюсе. Заветной цели ни судно, ни Нансен, отправившийся к полюсу на лыжах, не достигли, но «экспедиция послужила образцом для других по своей научной глубине, тщательности снаряжения и богатству научных наблюдений» (Шмидт 1960: 131).
Императорское Русское географическое общество в 1897 г. присудило Большую золотую (Константи-
новскую) медаль «вне очереди Почетному члену Нансену за беспримерный подвиг, составляющий эпоху в исследовании Северного Ледовитого океана». Главным научным результатом было опровержение господствовавшего на ту пору мнения о мелковод-
ности Полярного бассейна.
С именем Нансена связано множество нововведений и изобретений, как в сфере научных исследований,
так и в области экспедиционного снаряжения. Применив для передвижения модифицированные легкие нарты и собак, Нансен открыл новую эпоху в полярных исследованиях, а «Фрам», созданный по его разработкам, несомненно, является самым совершенным деревянным судном для ледового плавания. Приняв эстафету Нансена, Руаль Амундсен довел технику полярных путешествий до профессионального мастерства и стал непревзойденным мировым рекордсменом: открытие Северо-Западного прохода и первое арктическое кругосветное плавание, открытие Южного полюса и первое пересечение по воздуху Северного Ледовитого океана – вот список главных побед Амундсена за 20 лет. Оценивая свою экспедицию на «Мод» в 1918–1920 гг., Амундсен заключает: «Дойдя до “Sledge Island” Северо-Восточным проходом, я тем самым сомкнул этот путь с путем, которым я шел, открывая Северо-Западный проход в 1906 году, и таким образом впервые осуществил кругосветное плавание арктическим океаном.
В наше время рекордов подобное плавание имеет свое значение» (Амундсен 1929: 308).
Полярный опыт норвежцев к началу XX в. ценился очень высоко, а их зверобойные шхуны были наиболее популярными экспедиционными судами. В это же время в России зарождается новый подход к полярным экспедициям, основанный на активной борьбе с суровой арктической стихией средствами промышленных достижений. В 1899 г. в свое первое плавание к берегам Шпицбергена отправился первый арктический ледокол «Ермак», спроектированный С.О. Макаровым. Русские выступили с новой идеей: «К полюсу – напролом!». Однако потребовалось три четверти века, чтобы развитие техники позволило в буквальном смысле реализовать лозунг адмирала.
А пока, в 1900 г., после подробного обсуждения планов с участием Нансена и Макарова, барон Э. Толль отправляется во главе Русской полярной экспедиции Академии наук к Новосибирским островам и далее – на поиски легендарной Земли Санникова, на слегка перестроенном судне для лова тюленей – парусно-паровой норвежской шхуне «Harald Haarfager», переименованной в «Зарю». Имея целью мореходной экспедиции доставку участников к Новосибирским островам, такое судно было гораздо выгоднее дорогостоящего стального ледокола.
Первый крупный полярный поход на стальных ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» был проведен Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана в 1910–1914 гг. Впервые Северо-Восточный проход был пройден с востока на запад,
а на карте появились очертания новых островов:
в 1913 г. к северу от Таймыра был обнаружен архипелаг Северная Земля. Но эра зверобойных деревянных шхун еще не была завершена. Оставшись на вынужденную зимовку в Карском море, «Таймыр» и «Вайгач» получили повреждения корпуса и попали
в затруднительное положение. Помощь неожиданно пришла от оказавшегося поблизости китобоя «Эклипс» под командованием известного норвежского капитана О. Свердрупа, который в это время пытался отыскать в Карском море следы пропавших без вести экспедиций Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова.
Очевидные преимущества нового типа судна русским удалось продемонстрировать в 1928 г. при спасении итальянцев, потерпевших аварию на дирижабле у берегов Шпицбергена. В ходе уникальной операции ледокол «Красин» наглядно показал эффективность использования мощностей ледокола в сочетании с авиацией и радиосвязью. Началась новая эра полярных экспедиций, направленных на комплексное исследование и освоение Заполярья. Эра реализации научных идей Нансена, заложившего основы современной полярной науки.
В 1937 г. в самом центре Арктики опустились тяжелые самолеты, и вскоре заработала первая дрейфующая научная станция «Северный полюс», положив начало крупномасштабной программе изучения полярного бассейна с помощью дрейфующих станций и «прыгающих» воздушных экспедиций. Выполненные исследования природы Северного Ледовитого океана явились одним из самых выдающихся российских достижений XX в. Такое развитие получила идея Нансена об организации при помощи дирижабля на плавучих льдах научного стационара. А на созданной в результате карте рельефа дна Арктического бассейна чередуются имена выдающихся полярных исследователей России и Норвегии: котловины Нансена, Амундсена и Макарова, хребты Ломоносова, Менделеева и Гаккеля…  

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В Автор: Мария Гаврило



Важно знать о Норвегии Мария Гаврило: Полярный круг — экспедиции и открытия


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Полярный круг — экспедиции и открытия Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru