Александр ТРАПЕЗНИКОВ о биографии Гамсуна
Книгу о лауреате Нобелевской премии Кнуте Гамсуне написала известный филолог Наталия Будур. Ещё в студенческие годы первым моим книжным приобретением (на всю стипендию) была покупка ветхого дореволюционного двенадцатитомного собрания сочинений этого великого норвежца. С тех пор он стал одним из моих самых любимых писателей. Гамсун прошёл тяжелейший, полный скитаний и личных невзгод путь к своей славе. В конце ХIХ – начале ХХ века популярность его была огромной, им восхищались все известные умы Европы и России. А затем наступил период полного забвения…
Почему так? В 40-м году он, восьмидесятилетний абсолютно глухой старик, поддержал Квислинга (по существу – норвежский нацизм и германских оккупантов). Да, он всегда любил Германию и ненавидел Англию и Америку. Искренне любил и так же искренне ненавидел. Своё отношение к Америке он выразил в путевых очерках ещё в 1889 году, заявив, что в Америке нет и не может быть никакой духовной жизни, что рёв и гул машин погубили всякое воспоминание о культуре в американском обществе. А англичане постоянно высмеивались писателем не только в речах, письмах и статьях, но и в художественных произведениях. К России же Гамсун всегда благоволил и считал, что «неестественный альянс между Англией и Россией скоро прекратит своё существование». Но он смертельно боялся коммунистов. Гамсун, конечно, был противоречив, он искал сильную личность в стране своего любимого Ницше. Но если говорить об отношениях Гамсуна и нацизма, то и тут много неясного и спорного. Несмотря на нелюбовь к евреям, он спасал многих из них во время Второй мировой войны. И единственный, кто, по словам пресс-секретаря Гитлера Дитриха, осмеливался возражать фюреру. Впрочем, у них состоялась всего одна встреча, притом по настоянию Гитлера. А позже, по окончании войны, больного человека, перенёсшего три инсульта, с возникшей афазией – потерей речи, Гамсуна потащили на суд. Затем поместили в психиатрическую клинику профессора Лангфельдта в Осло. Но до конца жизни он сохранил ясность ума, о чём свидетельствует его последнее произведение 1949 года – «По заросшим тропинкам». Умер он практически в нищете и одиночестве в своей комнатушке в Нёрхольме в 1952 году. А на стене висели портреты Достоевского и Гёте.
Постскриптум. Гамсун в клинике отвечал на вопросы профессора Лангфельдта так: «Я никогда не анализировал себя и свою душу, зато в книгах создал несколько сотен разнообразных типов характеров – и каждый был мною, вырос из моей души, со всеми достоинствами и недостатками… Не думаю, что в моих произведениях есть хоть один цельный персонаж, которого не раздирают противоречия. Они все без «характера», их всех мучают сомнения, они не плохие и не хорошие, они такие, какие есть, со всеми своими нюансами, своим меняющимся сознанием и часто непредсказуемыми поступками. Вне всякого сомнения, и я таков… То, что я смог сделать, объясняется Даром Божьим, благодаря которому я смог написать книги. Но его-то как раз я анализировать и не могу». Некоторые ещё называют этот дар «Божественным безумием». Пожалуй, они тоже правы.
опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Литературная Россия
Автор: Александр ТРАПЕЗНИКОВ

Александр ТРАПЕЗНИКОВ о биографии Гамсуна
|