![]() |
![]() |
|
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Гамсун-2009/Интересное о Гамсуне/Кнут Гамсун: неудобный юбилей/ | |
Сегодня: | |
рекомендуем посетить:
на правах рекламы:
|
Кнут Гамсун: неудобный юбилей
Наверное, самый правильный способ верно сказать о Гамсуне – не сказать о нём ничего. Но талант молчания не относится к достоинствам нашего века. И из всех способов что-либо сказать о Гамсуне мы избираем, быть может, самый худший – сказать о нем доброе. ***4 августа 2009 года исполнилось 150 лет со дня рождения Кнута Гамсуна, одного из любимых писателей Европы и России начала ХХ века, лауреата Нобелевской премии. Юбилей этот остался незамеченным в современной России. Многие, куда более мелкие в сравнении с Гамсуном литературные «гении» удостаиваются больших почестей и внимания словесных витий. Кнут Гамсун стоит особняком, являя собой исключительное литературное и общественное явление, слишком неудобное для нашего века. Его часто сравнивают с Достоевским, что во многом верно. Но по общественной и политической смелости, в которой нераздельны мысль и поступок, можно найти, пожалуй, только одну близкую Гамсуну душу в русской литературе – Константина Леонтьева. Последовательный и бескомпромиссный антипрогрессизм Кнута Гамсуна привёл его к апологии Гитлера и романтически понимаемого им национал-социализма. Это достаточная причина, чтобы сделать неудобным личность «последнего викинга Норвегии». И есть ещё одна черта, отличающая Гамсуна, которая делает его неудобным в Европе и в нашей стране, – его любовь к России. Парадокс, но отношение к нему было бы совсем иным, если бы Кнут Гамсун не был русофилом и сказал несколько гадливых слов об «империи царей» и вечно варварской «Скифии». Тогда Гамсуну, глядишь, простили бы и Квислинга… Русская тема неоднократно возникает в творчестве и судьбе Кнута Гамсуна. Теме этой целиком посвящена гамсуновская книга «По сказочной стране» (в другом переводе - «В сказочном царстве»). Сюжет книги – описание впечатлений о путешествии по России и Кавказу, которое совершил Гамсун в 1899 году. Если взяться подыскать что-то близкое по литературному жанру, то можно будет отметить, что это произведение представляет собой нечто среднее между путевыми заметками во время путешествия на Гавайи Марка Твена и «Зимним заметками о летних впечатлениях» Достоевского. С одной стороны, чёткая прорисовка мелких бытовых и психологических деталей, – черта, сближающая Гамсуна с Марком Твеном. С другой – глубокая философичность и провиденциализм, порой замаскированные, порой открыто встречающиеся в разных частях этой небольшой по объему книги. Пожалуй, именно в этой книге в наиболее концентрированном виде нашли своё воплощение размышления Гамсуна об истории, целях и пределах деятельности человека, о перспективах всего человечества. Надо сказать, что перспективы эти представлялись писателю-мыслителю очень безрадостными. Если Достоевского называют пророком, предвосхитившим ХХ век с его антиутопиями, то Гамсуна, его норвежского почитателя и в некоторой мере последователя, я бы определил как пророка XXI века. Кнут Гамсун прямолинеен. Позиция писателя видна уже из названия книги. Сказочное царство – это именно Россия. И это вопреки отсутствию политической свободы, наличию сибирской ссылки и прочих черт недемократического общества. Знакомство Гамсуна с Россией («великой Россией», по его словам) началось с Санкт-Петербурга. Однако настоящий восторг вызвала у писателя Москва. Этому городу писатель сложил настоящий гимн. Москву Гамсун называет самым сказочным городом, который он когда-либо видел. А он побывал, по его словам, практически во всех частях земли, видел самые красивые города мира. Именно в Москве Гамсун впервые на страницах книги задаётся вопросом о славянах и будущем славянства: «Славяне! (…) этот народ будущего, властители мира, первые после германцев! Лишь у такого народа, как русский, могла появиться такая великолепная, возвышенная и благородная литература, восемь великих русских писателей – это восемь горячих неиссякаемых источников. Нам всем понадобится немало времени, чтобы только освоиться с ней и к ней приблизиться». Яснее не скажешь. В других частях книги Гамсун с симпатией описывает встречающихся ему русских: москвичей, простых крестьян, аристократов-кавалергардов, офицеров… Восхищён он бытом и поэзией казаков, которых он выделял как самый воинственный и единственно поэтичный из всех народов степи. Интересно отметить пристрастие писателя к людям военного звания. То, что вызывало у всей Европы скрытый страх, переходящий в ненависть, в чём постоянно обвиняли Россию – в милитаризме, у Гамсуна получает прямо противоположную трактовку. Испытывая симпатии к народам Кавказа, он видел его будущее только в составе России. В целом же эту книгу можно назвать одним из самых светлых произведений Гамсуна. Российская империя и народы, её населяющие – прежде всего русские, великое славянское племя, вызывают у него горячую симпатию, даже любовь. Эта книга - своего рода зеркальная противоположность сочинения де Кюстина «Россия в 1839 году», но, в отличие от последнего, отнюдь не так известная в России. Очевидно, по причине «славянофильства» (в буквальном смысле этого слова) Кнута Гамсуна. Мы уверены: если бы Гамсун написал продолжение жалкого и злобного декюстиновского пасквиля, он был бы замечен и отмечен в нынешней «свободной России». Но Гамсун допустил непростительное: он позволил себе говорить о России с восторгом. Восторг этот был непонятен не только «гордому взгляду» иноплеменца, но даже и его современнику - русскому интеллигенту. Образы русских часто встречаются и в других произведениях Кнута Гамсуна. Русские герои Гамсуна - носители столь любимых писателем качеств, как аристократизм, широта, поэтичность. А в его великолепной миниатюре «Немного Парижа» писатель и вовсе говорит устами главного героя-русского. Несмотря на кажущийся аполитизм Гамсуна, впечатление это весьма обманчиво. Великий норвежский писатель, «последний викинг Норвегии» Кнут Гамсун предстаёт в своих произведениях и, прежде всего, в книге «В сказочном царстве» как неортодоксальный философ политики. У Гамсуна проводится, хоть прямо и не прочитывается, очень определённая мысль: политика должна определяться высокими целями. Для писателя эта цель – жизнь в Духе, духовное единение с природой, с Землёй. Неудивительно поэтому, что Гамсуна отнюдь не смущает отсутствие политических свобод в Российской империи; он с нескрываемым презрением относится к священным коровам либерализма и гуманизма. Он дает свою, парадоксальную и глубокую, трактовку принципов русской истории, сближающую его с Константином Леонтьевым. Его вывод: славяне, то есть русские, - будущее Европы. Хорошо известно, что Гамсун был русофилом и германофилом одновременно. Противоречие здесь только кажущееся. Если учесть, что писатель испытывал столь же сильную ненависть к Америке и, особенно, Англии, сколь сильную любовь к Германии и России, очевидно, какое будущее он хотел видеть для Европы. Аристократическая по духу и культуре, некапиталистическая Европа, объединённая союзом двух великих народов, стран и культур – России и Германии. Только две эти силы, объединив всю Европу, смогут противостоять англо-саксонской культурной и политической экспансии. Узнав о вступлении России в Первую мировую войну на стороне Англии, Гамсун сказал родным, что этот союз противоестественен. Время подтвердило правоту этих слов: союз с Британией привел к гибели Империи и исторической России. Мы, потомки людей, которые не уберегли свою Родину в феврале 1917-го, должны помнить этот урок: главная угроза России и национальной Европе исходит со стороны англосаксонского мира. Лживая политическая модель, навязываемая англосаксами всему миру как единственный эталон демократии, идеология потребления («цивилизация пепси-колы») и вседозволенности несут гибель человеку и человечеству. Человек – духовное существо, которое умрёт без культуры, задохнувшись в пустоте псевдо-свободы. Вот почему юбилей Кнута Гамсуна так актуален в наши дни. Источник: Фонд стратегической культуры Автор статьи: Эдуард ПОПОВ Опубликовано: Н.С. Дяченко (БНИЦ) |
![]() Обратная связь |
© Norge.ru 19992025. Все права защищены и принадлежат сайту Norge.ru. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. |