Флаг Норвегии
03.09.2025

Цена красоты: Расколет ли туристический налог Норвегию?

Налог на фьорды: Почему Норвегия вводит туристический сбор и расколола страну

В то время когда Норвегия подводит итоги рекордно жаркого и многолюдного туристического лета, в коридорах власти и офисах туристических компаний идут самые ожесточенные за последнее десятилетие дебаты. В центре внимания — принятый парламентом, но еще не вступивший в силу закон о введении национального туристического налога. Для правительства это «историческое соглашение» и долгожданный инструмент для борьбы с последствиями «овертуризма», который истощает природу и инфраструктуру самых живописных уголков страны. Для туристической индустрии — «безрассудный шаг», который ударит по конкурентоспособности и без того дорогого направления. Этот закон, который должен заработать летом 2026 года, стал лакмусовой бумажкой, проявившей глубокий конфликт между необходимостью устойчивого развития и страхом потерять доходы. Норвегия оказалась на распутье: как сохранить свою уникальную природу, не закрыв при этом двери для миллионов желающих ее увидеть?

Проблема переполненного рая: почему налог стал неизбежен

На протяжении многих лет Норвегия успешно продавала миру образ уединенного и чистого края фьордов, гор и полуночного солнца. Но в последние годы этот образ дал трещину под весом собственной популярности. Сочетание нескольких факторов — взрывной рост популярности скандинавских пейзажей в социальных сетях, а также новый глобальный тренд «coolcationing» (когда туристы бегут от аномальной жары Южной Европы в прохладные северные страны) — привело к беспрецедентному наплыву посетителей. В 2024 году страна зафиксировала рекордные 38,6 миллиона ночевок, из которых более 12 миллионов пришлось на иностранцев. Такие иконические места, как Лофотенские острова, Гейрангер-фьорд, скала Прекестулен и «Язык Тролля», оказались буквально на грани коллапса.

Последствия не заставили себя ждать. Хрупкие горные тропы, не рассчитанные на тысячи ног ежедневно, превратились в широкие грязные просеки. В популярных местах возникла острая нехватка базовой инфраструктуры: общественных туалетов, мусорных баков и парковочных мест. Дороги, особенно в узких долинах фьордов, оказались парализованы пробками из туристических автобусов и автодомов. Но главное — начало расти напряжение между туристами и местными жителями. Опросы показали, что в таких городах, как Тромсё, до 77% жителей считают, что туристов стало слишком много. Люди жаловались на то, что путешественники разбивают палатки и даже справляют нужду в их частных садах, а из-за пробок они не могут вовремя добраться на работу или отвезти детей в школу. Стало очевидно, что муниципалитеты, особенно небольшие, больше не могут справляться с расходами на поддержание порядка за счет налогов своих немногочисленных жителей.

Механизм действия: как будет работать новый налог

После долгих лет дебатов правительство и парламент пришли к компромиссному решению. Новый закон не вводит налог автоматически по всей стране. Он дает право муниципалитетам, страдающим от чрезмерной туристической нагрузки, подать заявку правительству на его введение на своей территории. Для этого местным властям придется доказать, что существующая инфраструктура не справляется, а собственных средств на ее модернизацию не хватает.

В случае одобрения, муниципалитет сможет вводить сбор в размере до 3% от стоимости проживания. Налог будет взиматься с гостей отелей, хостелов, кемпингов и жилья, арендованного через такие платформы, как Airbnb. Закон также позволяет гибко настраивать ставку в зависимости от сезона, например, делая ее выше в пиковые летние месяцы и ниже или нулевой в межсезонье. Это должно стимулировать туристов приезжать в менее загруженное время.

«Нам удалось достичь исторического соглашения о введении туристического налога, аналогичного тем, что действуют в остальной Европе», — заявила министр торговли и промышленности Сесили Мюрсет. — «Собранные средства пойдут исключительно на финансирование мер и объектов, которые приносят пользу как туристам, так и местным жителям».

Речь идет о строительстве и обслуживании общественных туалетов, обустройстве парковок, прокладке и маркировке пешеходных троп, организации сбора мусора и работе информационных центров. Идея в том, чтобы заставить туристический поток самого себя финансировать, сняв эту ношу с плеч местных налогоплательщиков.

Глас оппозиции: «Безрассудный шаг» и «налог на честных»

Несмотря на благие намерения, закон вызвал шквал критики со стороны туристической отрасли, представленной влиятельной Норвежской конфедерацией предприятий (NHO). Ее представители назвали инициативу «безрассудной» и крайне несвоевременной. Главный аргумент — Норвегия и так является одной из самых дорогих стран для путешествий в Европе. Дополнительный налог, по их мнению, может стать той последней каплей, которая отпугнет туристов и заставит их выбрать более доступные направления, например, соседнюю Швецию или Шотландию, предлагающую схожие пейзажи.

Но основная претензия бизнеса заключается в вопиющей, по их мнению, несправедливости закона. Самую большую нагрузку на инфраструктуру и природу создают две категории туристов, которые… вообще не будут платить этот налог. Первая и главная — это пассажиры круизных лайнеров. Тысячи человек сходят на берег на несколько часов, пользуются туалетами, ходят по тропам, создают толпы на улицах, а затем возвращаются на корабль, не оставив в местном бюджете ни кроны через новый сбор. Вторая категория — это растущая армия туристов на автодомах и кемперах, которые часто ночуют на бесплатных стоянках, но активно используют всю общественную инфраструктуру.

Получается, что налог ложится на плечи «честных» туристов, которые останавливаются в отелях и гестхаусах, уже внося свой вклад в местную экономику. Владельцы малого гостиничного бизнеса опасаются, что именно они окажутся в проигрыше, так как будут вынуждены либо повышать цены, рискуя потерять клиентов, либо абсорбировать налог за счет своей и без того невысокой маржи. «Это не налог на туризм, это налог на проживание», — говорят критики, указывая на то, что закон не решает проблему, а лишь перекладывает ее финансирование на одну, не самую проблемную, группу путешественников.

Что дальше? Поиски баланса и европейский контекст

Вступление закона в силу летом 2026 года станет началом большого эксперимента. Многое будет зависеть от того, как муниципалитеты воспользуются новым инструментом. Смогут ли они эффективно собирать средства и направлять их на действительно нужные проекты? Не приведет ли это к росту бюрократии и созданию неравных условий конкуренции между соседними коммунами? И главный вопрос: как решить проблему с круизными лайнерами? В правительстве признают наличие этой проблемы и обещают рассмотреть возможность введения отдельного портового сбора для круизных пассажиров в будущем, но это гораздо более сложная юридическая задача.

Стоит отметить, что Норвегия не одинока в своих поисках. По всей Европе города и страны, страдающие от «овертуризма», вводят схожие меры. Венеция экспериментирует с платой за въезд для однодневных туристов, Барселона и Амстердам повышают туристические сборы, направляя средства на нужды местных жителей. Инициатива Норвегии — это часть общеевропейского тренда на переход от экстенсивной модели туризма, где главное — количество посетителей, к интенсивной и устойчивой, где во главу угла ставится качество туристического опыта и сохранение баланса между интересами гостей и хозяев. Успех или провал норвежского эксперимента станет важным уроком для всего мира.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Когда новый туристический налог вступит в силу?

Ожидается, что муниципалитеты смогут начать взимать налог с лета 2026 года, после того как будут разработаны все подзаконные акты и механизмы сбора.

2. Будет ли налог действовать по всей Норвегии?

Нет, это не обязательный общенациональный налог. Каждый муниципалитет должен будет самостоятельно принять решение о его введении и подать заявку на одобрение правительству, доказав необходимость такой меры.

3. Сколько мне придется платить?

Налог составит до 3% от стоимости вашего проживания. Например, если вы заплатили за номер в отеле 1000 норвежских крон за ночь, налог составит до 30 крон.

4. Кто будет освобожден от уплаты налога?

На данном этапе от налога освобождены пассажиры круизных судов (которые не ночуют на суше), а также туристы, путешествующие в автодомах или с палатками и ночующие на бесплатных стоянках.

5. На что пойдут собранные деньги?

Средства будут направлены исключительно на финансирование и поддержание туристической инфраструктуры: общественных туалетов, парковок, пешеходных троп, указателей, а также на уборку мусора.

6. Почему туристическая отрасль против этого налога?

Представители отрасли считают, что налог снизит конкурентоспособность Норвегии как дорогого направления. Кроме того, они указывают на его несправедливость, так как он не затрагивает круизных туристов и «диких» кемперов, которые создают значительную нагрузку на инфраструктуру.

7. Затронет ли налог местных жителей?

Косвенно. Если норвежский гражданин путешествует по своей стране и останавливается в отеле в муниципалитете, где введен налог, он будет платить его наравне с иностранными туристами. Главная цель закона — как раз снять финансовую нагрузку с местных жителей, за счет налогов которых сейчас содержится инфраструктура.

8. Могу ли я избежать уплаты налога?

Да, если вы выберете для проживания муниципалитет, который не ввел этот налог, или если вы будете путешествовать в автодоме и останавливаться на бесплатных стоянках. Однако в самых популярных туристических местах введение налога очень вероятно.

9. Будет ли налог взиматься с пассажиров круизных лайнеров в будущем?

Этот вопрос активно обсуждается. Правительство признает проблему и рассматривает возможность введения отдельного портового сбора для круизных судов, но на данный момент они не подпадают под действие этого закона.

10. Есть ли подобные налоги в других странах Европы?

Да, туристические налоги или городские сборы существуют во многих странах и городах Европы, включая Италию, Испанию, Грецию, Францию, Германию, Австрию и Нидерланды. Норвегия в этом плане следует общеевропейской тенденции.