Флаг Норвегии
26.09.2025

Норвегия запустила Longship — первую в мире полномасштабную цепочку захвата и хранения CO₂

В Норвегии стартовал крупнейший в Европе проект по захвату и подземному хранению углекислого газа — Longship.
Это первая полномасштабная промышленная цепочка по улавливанию, транспортировке и хранению CO₂, ставшая мировой вехой в « зелёных » технологиях и усилиях по декарбонизации.

Структура и финансирование

  • Longship объединяет промышленные объекты для улавливания CO₂, морскую транспортировку и безопасное хранение газа под морским дном.
  • Проект реализуется в партнёрстве с Equinor, Shell, TotalEnergies и другими индустриальными лидерами.
  • Правительство Норвегии вложило более 22 млрд крон (€2 млрд), а всего за 10 лет — 34 млрд крон с поддержкой Евросоюза.

Технологические детали

  • Улавливание CO₂ стартовало на цементном заводе Norcem и мусоросжигательной станции Hafslund Celsio в Осло.
  • Углекислый газ транспортируют судами к терминалу Эйгардена и закачивают на 2,5 км под дно Северного моря.
  • Хранилище Northern Lights открыто для промышленных предприятий из Дании, Швеции, Нидерландов и других стран.

Масштабы, перспективы и влияние

  • На первом этапе хранится 1,5 млн тонн CO₂ в год, с потенциалом расширения до 5 млн тонн.
  • Проект позволит безопасно управлять промышленными выбросами и стал европейским образцом деуглеродизации.
  • Longship стимулирует развитие «зелёной» экономики, новые рабочие места и переход к трансграничным климатическим технологиям.

Оценки экспертов и перспективы

  • Европейское сообщество признало Longship проектом общеевропейского значения, поддержав дополнительным фондом ЕС.
  • Крупные компании, такие как Microsoft, начали долгосрочные контракты на хранение углерода в рамках проекта.
  • Эксперты отмечают технологический и инфраструктурный прорыв, но подчеркивают важность постоянного мониторинга подземного хранения.

Часто задаваемые вопросы о проекте Longship

Что такое Longship?

Longship — первый в мире полномасштабный проект по захвату, транспортировке и хранению CO₂, ставший крупнейшей климатической инвестицией Европы.

Какие объекты участвуют в проекте?

Завод по производству цемента Heidelberg Materials в Бревике и мусоросжигательный завод Hafslund Celsio в Осло.

Как транспортируется захваченный CO₂?

CO₂ перевозится специализированными судами в терминал на западном побережье Норвегии, затем по трубопроводу — в подземное хранилище.

Что такое Northern Lights?

Это открытая для международных партнеров система хранения CO₂ под морским дном, являющаяся частью Longship.

Сколько CO₂ сможет хранить проект?

На первом этапе — 1,5 млн тонн в год, во второй фазе — более 5 млн тонн в год.

Кто финансирует проект?

Около 80% средств — государственные инвестиции Норвегии, включая поддержку Евросоюза.

Для чего нужен проект Longship?

Для борьбы с промышленными выбросами, развития «зелёных» технологий и создания климатической инфраструктуры в Европе.

Какие компании являются партнерами?

Equinor, Shell, TotalEnergies и несколько промышленных предприятий Европы.

Безопасно ли хранение CO₂ под морским дном?

Да, используются проверенные геологические слои, регулярный мониторинг и контроль утечек.

С какими странами подписаны контракты?

С Данией, Швецией, Нидерландами и крупными европейскими компаниями.

Когда началась эксплуатация проекта?

В 2025 году произведена первая транспортировка и закачка CO₂ в подморское хранилище.

В чем уникальность Longship?

Это первая открытая инфраструктура CCS с доступом для различных стран и компаний, обеспечивающая безопасное хранение крупномасштабных выбросов.