Флаг Норвегии
22.10.2025

Революция в Монгстаде: Equinor, NEXTCHEM и Mana Group запускают проект по превращению отходов в судовое топливо

В Норвегии дан старт амбициозному проекту, который может кардинально изменить будущее энергетики и управления отходами в Северной Европе. Итальянская технологическая группа MAIRE объявила, что ее дочерняя компания NEXTCHEM была выбрана энергетическим гигантом Equinor и инвестиционной компанией Mana Group для проведения технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства первого в Скандинавии крупномасштабного завода по производству метанола из отходов . Проект планируется реализовать на территории одного из крупнейших промышленных комплексов Норвегии — нефтеперерабатывающего завода в Монгстаде .

Это стратегическое партнерство знаменует собой важный шаг на пути к декарбонизации морского транспорта и созданию полноценной циркулярной экономики. Проект предполагает использование инновационной технологии для превращения неперерабатываемых городских и промышленных отходов, которые в противном случае отправились бы на свалку или мусоросжигательный завод, в ценное низкоуглеродное топливо .

Технология в сердце проекта: NX Circular™

Как мусор превращается в метанол?

Центральным элементом проекта является передовая технология NX Circular™, разработанная дочерней компанией NEXTCHEM — MyRechemical. Этот процесс относится к классу "Waste-to-Chemical" (отходы в химические продукты) и основан на химической переработке, а не на простом сжигании . Процесс можно разбить на несколько ключевых этапов:

  1. Газификация отходов: Подготовленное сырье (отсортированные твердые бытовые и промышленные отходы) подается в газификатор, где при высокой температуре и контролируемой подаче кислорода оно превращается не в дым, а в так называемый синтез-газ (syngas). Этот газ представляет собой смесь в основном монооксида углерода (CO) и водорода (H?).
  2. Очистка синтез-газа: Полученный газ проходит многоступенчатую систему очистки для удаления примесей, таких как сера, хлор и тяжелые металлы. Это критически важный этап, так как чистота газа напрямую влияет на качество конечного продукта и долговечность катализаторов.
  3. Синтез метанола: Очищенный синтез-газ сжимается и подается в реактор синтеза, где в присутствии катализатора CO и H? вступают в реакцию, образуя метанол (CH?OH).
  4. Дистилляция: Полученный сырой метанол проходит финальную очистку методом дистилляции для получения продукта химической чистоты, готового к использованию в качестве топлива или сырья для дальнейшего синтеза.

Ключевое преимущество технологии NX Circular™ заключается в ее способности эффективно перерабатывать гетерогенное сырье и производить высококачественный синтез-газ, что является залогом экономической эффективности всего процесса .

Двойной удар по климату: Решение проблемы отходов и декарбонизация транспорта

Проект в Монгстаде направлен на решение сразу двух острейших экологических проблем. Во-первых, он предлагает рациональный способ утилизации отходов, превращая их из проблемы в ценный ресурс. Это полностью соответствует принципам циркулярной экономики. Во-вторых, производимый "циркулярный" метанол станет ключевым элементом в декарбонизации секторов, которые трудно электрифицировать, в первую очередь — морского судоходства.

Цель №1: Экологичное топливо для морского флота

Основным потребителем произведенного метанола на начальном этапе станет морской транспорт. Новое европейское законодательство FuelEU Maritime устанавливает все более жесткие требования к снижению углеродной интенсивности судового топлива . Использование низкоуглеродного метанола, произведенного на заводе в Монгстаде, позволит судовладельцам не только выполнять эти требования, но и получать экономические выгоды, избегая покупки дорогостоящих квот в Системе торговли выбросами ЕС (ETS) и уплаты штрафов .

Цель №2: Сырье для авиационного топлива будущего (SAF)

В долгосрочной перспективе у проекта есть еще более амбициозная цель. Производимый метанол может служить сырьем для дальнейшего синтеза и производства устойчивого авиационного топлива (Sustainable Aviation Fuel, SAF) по технологии "Methanol-to-Jet" . Авиационная отрасль испытывает огромное давление по снижению своего углеродного следа, и SAF является практически единственным реальным решением в среднесрочной перспективе. Соответствие требованиям регламента FuelEU Aviation откроет для продукции завода огромный и быстрорастущий рынок .

Комментарий руководства

"Мы гордимся тем, что поддерживаем это раннее стратегическое партнерство для изучения потенциала развития первого в Скандинавии крупномасштабного проекта по производству метанола из отходов в Монгстаде. Северная Европа представляет собой идеальный контекст для тиражируемых и масштабируемых промышленных проектов с ощутимыми экологическими и промышленными преимуществами."

Фабио Фрителли, Управляющий директор NEXTCHEM .

Роли партнеров и перспективы проекта

Успех этого сложного проекта зависит от синергии трех ключевых игроков: , , и .

  • Equinor, как владелец площадки в Монгстаде и один из крупнейших игроков на энергетическом рынке, предоставляет инфраструктуру, опыт в управлении крупными промышленными объектами и потенциальные каналы сбыта готовой продукции. Интеграция нового завода в существующий комплекс НПЗ позволит добиться значительной экономии за счет использования общей инфраструктуры.
  • NEXTCHEM (MAIRE) выступает в роли технологического интегратора и поставщика услуг . Именно их команда проведет детальное технико-экономическое обоснование, которое должно подтвердить жизнеспособность проекта. Они оценят все аспекты — от логистики сбора отходов до экономической эффективности производства метанола.
  • Mana Group (NG Nordic), вероятно, будет играть ключевую роль в организации сбора и поставок сырья (отходов), а также в структурировании финансирования и коммерческой части проекта .

Текущий этап — это проведение ТЭО. Если его результаты окажутся положительными, партнеры перейдут к следующей стадии — детальному проектированию (FEED), после чего будет принято окончательное инвестиционное решение. Хотя сроки реализации еще не определены, запуск такого проекта может стать образцом для всей Европы, демонстрируя, как инновационные технологии могут одновременно решать проблемы экологии и создавать новые экономические возможности, способствуя переходу к низкоуглеродному будущему .