Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Великие путешественники/Р. Амундсен/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викингов Великие путешественники История Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны 

Р. Амундсен

Руаль Амундсен со рденом Святого УлофаB жизни Руаля Амундсена замечательны не только подвиги, но и та неуклонность, с которой этот первооткрыватель до самой смерти шел к своей цели - словно повинуясь стрелке невидимого компаса, невзирая на все опасности и неудачи. К чему же он стремился? Каждая из его побед по отдельности - будь то открытие Северо-Западного прохода, покорение Южного полюса, перелет к Северному полюсу - значила для него очень мало. Целью его жизни был он сам: Руаль Амундсен, герой и первопроходец. Ему хотелось превозмогать лишения и побеждать враждебные области нашей планеты, расчитывая лишь на собственные силы и горстку верных людей. Он мечтал показать миру -этому новому, нарождающемуся миру техники и толпы, в котором одиночка обречен на роль винтика в механизме, - кто такой Руаль Амундсен. В эпоху, когда "белые пятна" на карте таяли, как снег под лучами весеннего солнца, когда со всех тайн снимались покровы, для настоящих приключений оставался один-единственный край, где еще никогда не ступала нога человека: ледяные пустыни полюсов. Амундсен принял решение, повлиявшее на всю его жизнь, в пятнадцать лет, когда ему в руки попало описание путешествий исследователя канадской Арктики Джона Франклина. В 1845 году его суда "Эребус" и "Террор" отправились на поиски Северо-Западного прохода, намереваясь пройти путь от Баффинова залива к Берингову проливу. Из этой экспедиции путешественник не вернулся. "Удивительно, - пишет Амундсен в своей автобиографии, - что именно описания тех лишений, которые претерпевали он и его спутники, захватывали меня в рассказе сэра Джона больше всего остального. Я тоже хотел страдать за такое возвышенное дело".
Страсть норвежского гимназиста вспыхнула с новой силой в 1889 году, после того как он стал свидетелем триумфального возвращения в Осло Фритьофа Нансена, прошедшего сквозь льды Гренландии. Именно ему юный Амундсен хотел подражать, мечтая, что когда-нибудь его собственное имя прозвучит так же громко, как имя покорителя Гренландии. А через несколько лет Нансен станет покровителем молодого земляка.

Судьба благоприятствовала Амундсену. Его рано умерший отец, состоятельный судовладелец и чиновник, оставил значительное состояние. А через три года после того, как Амундсен окончил школу, скончалась его мать. Наследство досталось четырем детям, и перед молодым человеком открылись все пути. "С невыразимым облегчением, - писал он впоследствии, - я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни". С этой минуты Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Он нанимается на грузовые и рыболовецкие суда, которые бороздят Северный Ледовитый океан, а в 1897 году молодой человек отправляется в свою первую экспедицию к Мать Ханна Густава Амундсен: она обладала энергичным характером и даже сопровождала мужа в плаваниях. Их первый ребёнок родился в Китае в 1860 году Южному полюсу под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша, в команду которого он был принят по протекции Фритьофа Нансена.

Предприятие чуть было не закончилось катастрофой: исследовательский корабль "Бельжика" вмерз в паковые льды, и экипаж был вынужден остаться на зимовку в условиях полярной ночи. Цинга, анемия и депрессии измотали участников экспедиции до предела. И только один человек обладал, казалось, непоколебимой физической и психологической выносливостью: штурман Амундсен. Следующей весной именно он твердой рукой вывел "Бельжику" из льдов и вернулся в Осло, обогащенный новым бесценным опытом.

Теперь Амундсен знал, чего ожидать от полярной ночи, но это только подстегивало его честолюбие. Следующую экспедицию он решил организовать сам. Амундсен купил корабль - легкое рыболовецкое судно "Иоа". На нем он собирался преодолеть Северо-Западный проход, предположительно связывающий Атлантику с Тихим океаном. Поиск этого прохода стоил жизни участникам экспедиции Франклина.

Амундсен тщательно подбирает людей в свою небольшую команду, ведь от выбора спутников зависела жизнь и смерть. Он хочет быть уверен, что может положиться на всех вместе и на каждого в отдельности, и жестко предупреждает, что на борту имеют силу слова одного-единственного человека: капитана и руководителя экспедиции.
Без особых приключений "Иоа" прошла между арктическими островами северной Канады до того места, где Амундсен разбил зимний лагерь. Провианта, инструментов, оружия и боеприпасов он заготовил достаточно и теперь вместе со своими людьми учился выживать в условиях арктической ночи.
Он завязал дружбу с эскимосами, которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать пеммикан (пищу из высушенного и истолченного тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски, без которых в ледяной пустыне человеку не обойтись.
Такая жизнь - предельно удаленная от цивилизации, ставящая европейца в тяжелейшие, непривычные условия - казалась Амундсену возвышенной и достойной. Он называл эскимосов "мужественными детьми природы". Но некоторые обычаи его новых друзей производили на него отталкивающее впечатление. "Они очень дешево предлагали мне множество женщин", - писал Амундсен. Чтобы подобные предложения не деморализовали участников экспедиции, он категорически запретил своим товарищам на них соглашаться. "Я добавил, - вспоминает Амундсен - что, по всей вероятности, в этом племени должен быть очень распространен сифилис". Это предупреждение подействовало на команду.

Более двух лет Амундсен пробыл у эскимосов, а в это время весь мир считал его пропавшим без вести. В августе 1905 года "Иоа" отправилась дальше, взяв курс на запад, сквозь воды и области, которые еще не были нанесены на карты. Вскоре перед ними открылась широкая гладь залива, образуемого морем Бофорта (теперь залив носит имя Амундсена). А 26 августа "Иоа" встретила шхуну, идущую с запада, из Сан-Франциско. Капитан-американец был удивлен не менее, чем норвежец. Он поднялся на борт "Иоа" и спросил: "Вы капитан Амундсен? В таком случае я вас поздравляю". Оба крепко пожали друг другу руки. Северо-Западный проход был покорен.
Кораблю пришлось перезимовать еще один раз. За это время Амундсен вместе с эскимосскими китобоями преодолел на лыжах и нартах 800 километров и добрался до Игл-Сити, расположенного в глубине Аляски, где был телеграф. Отсюда Амундсен телеграфировал на родину: "Северо-Западный проход преодолен". К несчастью для путешественника, расторопный телеграфист передал в американскую прессу эту новость раньше, чем о ней узнали в Норвегии. В результате партнеры Амундсена, с которыми был заключен контракт о правах на первую публикацию сенсационного сообщения, отказались заплатить оговоренный гонорар. Так первооткрыватель, переживший неописуемые тяготы в ледяной пустыне, оказался перед полным финансовым крахом, стал героем без гроша в кармане.
В ноябре 1906 года, больше чем через три года после отплытия, он вернулся в Осло, чествуемый так же, как когда-то Фритьоф Нансен. Норвегия, год назад провозгласившая независимость от Швеции, видела в Руале Амундсене национального героя. Правительство пожаловало ему 40 тысяч крон. Благодаря этому он смог, по крайней мере, оплатить свои долги.
Отныне первооткрыватель Северо-Западного прохода мог купаться в лучах своей всемирной славы. Его путевые заметки стали бестселлером. Он читает доклады в США и по всей Европе (в Берлине среди его слушателей был даже император Вильгельм II). Но Амундсен не может спокойно почивать на лаврах. Ему еще нет 40, и жизненное предназначение влечет его дальше. Новая цель - Северный полюс.

Однако он не торопился открыто сообщать о своем намерении: правительство могло отказать ему в деньгах на осуществление столь опасного замысла. Амундсен объявил, что планирует экспедицию в Арктику, которая станет исключительно научным предприятием, и ему удалось получить государственную поддержку. Король Хокон пожертвовал 30000 крон из своих личных средств, а правительство предоставило в распоряжение Амундсена с согласия Нансена принадлежащее ему судно "Фрам". Но в самый разгар подготовки к путешествию пришла весть о том, что американцы Роберт Пири и Фредерик Кук, независимо друг от друга, достигли Северного полюса. Отныне эта цель для Амундсена перестала существовать. Ему нечего было делать там, где он мог стать вторым и тем более третьим. Однако оставался Южный полюс - и он должен был без промедления отправиться туда.
Все штурмы Южного полюса до этого терпели неудачу. Дальше других продвинулись англичане Эрнест Шеклтон и капитан королевского флота Роберт Скотт. В январе 1909 года, когда Амундсен готовил свою экспедицию к Северному полюсу, Шеклтон не дошел 155 километров до самой южной точки земли, а Скотт объявил о запланированной на 1910 год новой экспедиции. Если Амундсен хотел победить, он не должен был терять ни минуты.
Но чтобы осуществить свой план, ему приходится снова ввести в заблуждение своих покровителей. Опасаясь, что Нансен и правительство не одобрят план поспешной и опасной экспедиции к Южному полюсу, Амундсен оставил их в уверенности, что продолжает готовить арктическую операцию. Только Леон, брат и доверенное лицо Амундсена, был посвящен в новый план.

9 августа 1910 "Фрам" вышел в море. Официальная цель: Арктика, через мыс Горн и западный берег Америки. На Мадейре, где "Фрам" пришвартовался в последний раз, Амундсен впервые сообщил команде, что его цель - не Северный полюс, а Южный. Кто хотел, мог высадиться, однако желающих не нашлось. Своему брату Леону Амундсен дал письма к королю Хокону и Нансену, в которых он приносил извинения за смену курса. Своему сопернику Скотту, который в полной готовности стоял на якоре в Австралии, он лаконично телеграфировал: ""Фрам" на пути к Антарктиде". Это послужило сигналом к началу самого драматичного соперничества в истории географических открытий.
13 января 1911 года, в разгар антарктического лета, "Фрам" отдал якоря в Китовой бухте на ледяном барьере Росса. В то же самое время Скотт достиг Антарктиды и разбил лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена. Пока соперники отстраивали базовые лагеря, Скотт послал свой исследовательский корабль "Терра Нова" к Амундсену в Китовую бухту. Англичане были дружественно приняты на "Фраме". Все внимательно присматривались друг к другу, соблюдая внешнюю доброжелательность и корректность, однако и те, и другие предпочитали молчать о своих ближайших планах. Тем не менее Роберт Скотт полон тревожных предчувствий: "Я никак не могу заставить себя не думать о норвежцах в той далекой бухте", - записывает он в своем дневнике.
Прежде чем штурмовать полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой (у него в арсенале имелись даже мотосани), зато Амундсен стремился учесть каждую мелочь. Он велел через равные промежутки по пути следования к полюсу расположить склады с запасами продовольствия. Опробовав собак, от которых теперь во многом зависела жизнь людей, он был восхищен их выносливостью. Они пробегали до шестидесяти километров в день. 
Амундсен безжалостно тренировал, своих людей. Когда один из них, Ялмар Йохансен, стал жаловаться на резкость начальника, он был исключен из группы, которая должна была отправиться к полюсу, и в качестве наказания оставлен на корабле. Амундсен писал в своем дневнике: "Быка надо брать за рога: его пример непременно должен послужить уроком для остальных". Возможно, это унижение не прошло для Иохансена даром: несколькими годами позднее он покончил с собой.
С восходом антарктического солнца, 19 октября 1911, пять человек во главе с Амундсеном устремились на штурм полюса. У них было 54 собаки и четверо саней. Амундсен задал убийственный темп. За четыре дня они преодолели ледники береговой области и достигли центрального плоскогорья Антарктиды. Перед ними, насколько хватало глаз, расстилалась бескрайняя белая пустыня. Это было последнее препятствие на пути к победе.

Амундсен велел застрелить тех собак, которые стали им не нужны, - "24 наших мужественных товарища", - поскольку теперь путь стал легче. Солнце больше не заходило, и покрытое снегом плоскогорье было залито ослепительным светом. Пять человек на лыжах летели вперед, словно участники олимпийского забега.
14 декабря с помощью карт и секстанта они определили, что достигли заветной точки на белой равнине, на высоте 3000 метров над уровнем моря. Нетронутая снежная гладь, без малейших признаков того, что здесь кто-то побывал до них... Итак, дерзкая мечта стала реальностью: они покорили Южный полюс первыми!
На Южном полюсеУчастники экспедиции водрузили флаг Норвегии и, взявшись вместе за древко, обнажили головы. Впоследствии Амундсен писал не без некоторого кокетства: "Я не могу сказать, что тут я нашел цель своей жизни. Смолоду мне вскружил голову Северный полюс, а теперь я оказался у Южного. Можно ли представить себе большую противоположность?".
Вечером в палатке они отпраздновали победу тюленьим мясом и сигарами. Незадолго до этого им пришлось убить еще одну собаку, которая сильно ослабела, и она тоже стала праздничным угощением. Четыре дня спустя, в превосходном настроении, маленькая экспедиция отправилась в обратный путь. Ее участники оставили на полюсе палатку в знак того, что здесь побывали первопроходцы, и прикрепили к ней два письма: одно было адресовано королю Хокону, второе - капитану Скотту. И наконец, для тех, кто придет вслед за ними, они оставили секстант, спальные мешки из оленьего меха и рукавицы. Однако Роберту Скотту все это не пригодилось.
Англичанин отправился в путь на месяц позже Амундсена, тоже в сопровождении четырех человек. Их с самого начала преследовал злой рок. Мотосани вышли из строя, а маньчжурских пони, которых Скотт предпочел собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали холода и перегрузок. Тяжелые сани через расселины в ледяных глетчерах люди тащили на себе (Скотт выбрал более сложный маршрут, чем Амундсен).
Полумертвые от усталости, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года. "Норвежцы нас опередили - Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы - ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге..." - записывает Скотт в своем дневнике. Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Люди один за другим оставались лежать в белом аду. Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта 1912 года: "Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!".
В это время Амундсен был уже в Тасмании и писал домой: "Я сижу в тени пальм, окруженный бурной растительностью, и наслаждаюсь вкусом чудесных фруктов". О судьбе англичан еще никто ничего не знал. Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они по гибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Амундсен вновь победил, и его слава облетела весь мир. Но трагедия побежденных оставила больший след в душах людей, чем триумф победителя. Смерть соперника навсегда омрачила жизнь Амундсена. Ему было 40 лет, и он достиг всего, чего хотел. Что ему еще оставалось делать? Но он по-прежнему бредил полярными областями. Жизни без льдов для него не существовало. В 1918 году, когда еще бушевала мировая война, Амундсен отправился на новом корабле "Мод" в дорогостоящую экспедицию в Северный Ледовитый океан. Он собирался разведать северное побережье Сибири до Берингова пролива. Предприятие, длившееся три года и не раз грозившее людям гибелью, мало обогатило науку и не вызвало интереса публики. Мир был занят другими заботами и другими сенсациями: начиналась эра воздухоплавания.


На самолетеЧтобы не отстать от времени, Амундсен должен был пересесть из собачьих упряжек за штурвал самолета. Еще в 1914 году он, раньше всех в Норвегии, получает летные права. Затем при финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта покупает два крупных гидросамолета: теперь Руаль Амундсен хочет первым долететь до Северного полюса!
Предприятие закончилось в 1925 году полным фиаско. Одному из самолетов пришлось совершить вынужденную посадку среди дрейфующих льдов, где его и оставили. У второго самолета вскоре тоже обнаружилась неисправность, и лишь через три недели команде удалось ее устранить. На последних каплях горючего Амундсен достиг спасительного Шпицбергена.
Но капитуляция была не для него. Не самолет - так дирижабль! Покровитель Амундсена Эллсворт купил воздушный корабль итальянского аэронавта Умберто Нобиле, которого нанял на должность главного механика и капитана. Дирижабль переименовали в "Норвегию" и доставили на Шпицберген. И вновь неудача: еще во время подготовки к полету пальму первенства забрал у Амундсена американец Ричард Берд: на двухмоторном "фоккере" он пролетел, стартовав со Шпицбергена, над Северным полюсом и в качестве доказательства сбросил там звездно-полосатый флаг.
"Норвегия" теперь неминуемо оказывалась второй. Зато из-за своей почти стометровой длины она была более внушительной и впечатляющей для публики, чем маленький самолет Берда. Когда 11 мая 1926 года дирижабль вылетел со Шпицбергена, вся Норвегия следила за полетом. Это был грандиозный перелет над Арктикой через полюс к Аляске, где воздушный корабль приземлился в местечке под названием Теллер. После семидесятидвухчасового бессонного перелета, в тумане, временами едва не касаясь земли, Умберто Нобиле сумел точно посадить спроектированную им гигантскую машину. Это стало огромным успехом в области воздухоплавания. Однако для Амундсена триумф был горьким. В глазах всего мира имя Нобиле затмило имя норвежца, который, будучи организатором и начальником экспедиции, в сущности, летел всего лишь как пассажир.
Пик жизни Амундсена был позади. Больше он не видел ни одной области, где бы он хотел быть первым. Вернувшись в свой дом в Бунне-фьорде, под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после ее смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту "Иоа", "Фрама" или "Мод".
Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почетные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. "У меня складывается впечатление, - писал Фритьоф Нансен в 1927 году одному из своих друзей, - что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки". Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл "заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой", "нелепым офицером", "человеком дикой, полутропической расы". Но именно благодаря Умберто Нобиле Амундсену суждено было в последний раз выйти из тени.
Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 году задумал повторить перелет над Арктикой на новом дирижабле "Италия" - на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне.
Международная поисковая операция уже через несколько часов шла полным ходом. Амундсен покинул дом в Бунне-фьорде, чтобы принять в участие в спасении своего соперника, человека, который похитил самое ценное, что у него было, - славу. Он надеялся взять реванш, стать первым, кто найдет Умберто Нобиле. Весь мир сможет оценить этот жест!
При поддержке некоего норвежского мецената Амундсену всего за одну ночь удалось нанять двухмоторный гидроплан с командой, к которой сам он присоединился в порту Бергена. Утром 18 июня самолет достиг Тромсё, а во второй половине дня вылетел в направлении Шпицбергена. С этой минуты его никто никогда не видел. Неделю спустя рыбаки обнаружили поплавок и бензобак от разбившегося самолета.
Жизнь великого искателя приключений закончилась там, куда влекло его жизненное предназначение. Он не мог найти себе лучшей могилы. Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: "Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть".
P.S. Умберто Нобиле и еще семерых уцелевших его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Руаля Амундсена. Впоследствии Муссолини разжаловал Нобиле, который, по мнению дуче, своим неудачным перелетом навлек позор на Италию. Умберто Нобиле был вынужден навсегда покинуть армию. Он скончался в 1978 году в Риме, ему было 93 года.

Северо-Западный проход

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: "ГЕО"

 

 

Автор: Генрих Енеке

 



Важно знать о Норвегии Руаль Амундсен - статья Генриха Енеке


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Р. Амундсен Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru