Торгейр Хиграфф - Брёвна и доски для "Тангароа"
Хотя мы не ставили во время этого вояжа задачу доказать какую–нибудь теорию, как Хейердал, но мы еще раз показали всем, кто думает, что океан был барьером для древних людей, что это не так. Тур был убежден, что океан служил путем связи для древнего человека. Мне кажется, что мы доказали тем, кто говорит, что люди не могли пересекать океан используя такие «примитивные» плоты, что они неправы. Кон – Тики не был хорошим примером древнего плота, т. к. Хейердал не использовал практически систему «гуарас» для корректировки направления движения. Тангароа – более хороший пример, но другие могут построить более хорошие плоты. Это и есть научный процесс – накопление знаний и точной информации.
Бревна и доски для «Тангароа»
Тростниковые лодки, на которых Хейердал плавал в 70–х годах, через 25 лет после Кон–Тики, были длинными и узкими. Но бальсовый плот – совершенно отличный тип судна. Он тяжелее, шире и более устойчив. Бальса имеет уникальное свойство – исключительную легкость. Посетив в 2003 году одну из плантаций бальсы в Эквадоре, я обнаружил, что могу поднять и перенести двухметровый кусок бревна, т. к. в сравнении с обычным лесоматериалом, как например сосна, плотность бальсы составляет 1/3.
Я не уверен, что Хейердал много знал о деревьях бальса, прежде чем он выбрал их для плота. Я думаю, я прочитал все, что возможно о деревьях бальса, т. к. всякий, желающий предпринять такое путешествие, должен сам исследовать предмет. Мы знаем, что деревья для Кон – Тики были срублены в то время, когда они были полны сока. С 1947 года сезоны сместились. Когда Хейердал рубил деревья в начале февраля, дождь лил уже несколько месяцев. Когда мы рубили деревья в январе, сезон дождей фактически не начался. Хейердал не выбирал сезон для рубки деревьев, и думал, что сок мог защитить бревна от проникновения морской воды. В действительности, они плывут намного лучше, когда они сухие. Исследование убедило меня делать кольцо в коре деревьев и оттягивать ее на несколько дюймов от ствола, прежде чем начнется сезон дождей. Это может помешать подниматься соку в деревьях и хорошо осушает деревья. Сок в стволах бальсы бежит через крошечные, почти невидимые каналы между волокнами. Индейцы могут обнаруживать различие между деревьями просто по звуку. Чем меньше сока, тем более резонанс. Мы потеряли эти знания в наблюдениях о природе, но они были очень важны для древних. Мы также применяли специальный бур для взятия образца сердцевины деревьев, которые имели наибольший диаметр. Это давало возможность определить деревья, которые были более сухими и здоровыми.

Чтобы поддерживать управление плотом, вы нуждаетесь в большом парусе вместе со знанием, как с ним справиться. Мы использовали паруса, которые были в три раза больше, чем на Кон–Тики. Тангароа был также снаряжен несколькими килями, в Перу эти кили называются «гуарас». Они представляют собой доски около 12 футов длины, пару дюймов толщины и около 20 дюймов ширины, сделанные из тяжелого и очень прочного дерева. Они имеют просверленные отверстия через промежутки в несколько сантиметров друг от друга, начиная с верхней части и тянутся до половины длины, через которые могут быть вставлены деревянные штифты. Штифты имеют около фута длины и диаметр в два дюйма. Доски служат как руль управления плота. Они расположены так, что могут скользить между бамбуковым полом и бревнами корпуса из бальсы. Эти доски изменяют площадь поверхности судна в воде, и изменяют сопротивление этой площади. Кон–Тики был оборудован четырьмя такими досками, но они были закреплены и не могли подниматься и опускаться.

Когда ветер прекращается, направление и курс судна могут быть изменены, если вы двигаете доски вверх или вниз. Например, если вы поднимаете одну из них на 20 сантиметров, курс может измениться до 20 градусов. Так поднимая их и опуская, мы научились управлять плотом, как это делали древние. Мы обнаружили, что могли рулить даже против ветра.
Мы справились с несколькими бурями, которые настигли нас в середине океана. Волны в это время увеличивались в высоту до 6 – 7 метров. К счастью, плот всегда мягко поднимал нас выше их, и потом нырял с вершины волны, прежде чем волна оседала, увеличивая скорость до 5 узлов (9,25 км в час), которая была в два раза больше скорости, с которой обычно двигался плот. Такая высокая скорость могла оставаться часы, а иногда, даже дни. Мы миновали северную оконечность острова Пасхи, с похожим на шторм ветром, который продолжался почти неделю, и продвигал нас более чем на 157,5 км за сутки. Отмеченная самая большая скорость на Кон–Тики была около 122 км в сутки.
Сейчас я полностью согласен с мнением Хейердала: «Кон – Тики экспедиция открыла мне глаза на то, что такое в действительности океан. Океан – проводник, а не изолятор».
Автор: Торгейр Хиграфф
Перевод: Е.М. Бойченко
Опубликовано: А.А. Сельницин (БНИЦ) 11.11.2012
Читайте также: Торгейр Хиграфф "С тех пор, как я себя помню, Тур Хейердал был моим героем"; Команда "Тангароа"; "Тангароа": подготовка экспедиции

Торгейр Хиграфф - Брёвна и доски для "Тангароа"
|