Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Норвежские авторы/Амалие Скрам/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы Статьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Амалие Скрам

Амалие Скрам (Amalie Skram, урожд. Berthe Amalie Alver, 22 августа 1846 - 15 марта 1905) – выдающийся норвежский писатель, одна из ярких представительниц натурализма в норвежской литературе второй половины 19 столетия.
Будущая писательница родилась в Бергене в семье Монса Монса Алвера и Ингеборг Луисе Сивертсен. У Амалие было четверо братьев, один из которых – Юхан Людвиг Алвер (1847-1897) впоследствии стал известным преподавателем и автором школьных учебников.
Писательскую деятельность Скрам начала уже в зрелые годы. Лишь в 1882 году появилась её первая повесть «Квартиранты мадам Хёйер» (Madam Høiers Leiefolk). За это время в жизни Скрам произошло немало событий. В 1863 году она вступила в свой первый брак с капитаном Августом Мюллером. В 1878 году они разъехались, но официально развелись только в 1882. У супругов родилось двое сыновей. Они участвовали в беспокойной бергенской жизни и много плавали. Обилие впечатлений не лучшим образом сказалось на состоянии здоровья Скрам: в 1877 году она попадает в психиатрическую больницу Гаустад в Кристиании с нервным расстройством. После нескольких месяцев в больнице она поселилась у своей матери в столице, потом – у братм Людвига в Халдене вместе со своими сыновьями. В 1881 году Скрам снова переезжает в Кристианию, где знакомится с уже знаменитыми писателями Ибсеном и Бьёрнсоном.
Следует, однако, заметить, что первые серьёзные попытки литературного творчества пришлись на «бергенский» период второй половины 1870-х гг. Лив Кёльтцов, автор большой биографии Скрам, рассказывает, что будущая писательница в 1876 и 1877 году участвовала в любительских театральных постановках в Бергене и даже написала пьесу под названием «Играть с огнём» (At lege med Ilden), которая так и не была поставлена на сцене. Сама писательница в воспоминаниях признавалась, что ещё в 8-9 лет сочиняла «истории», которые рассказывала служанке. Интерес к современной литературе у Скрам формируется на протяжении 1870-х гг. С 1877 года она пишет критические статьи и отзывы для таких изданий, как Bergens Tidende и Dagbladet. Из современных писателей ей были близки такие авторы, как Й.П. Якобсен («Фру Мария Груббе»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), Мопассан, Флобер, А. Гарборг, Г. Банг и другие.
Творчество Скрам развивалось в русле натурализма. Становление и развитие натурализма в литературе и искусстве традиционно связывают с творчеством французского писателя Эмиля Золя (1840-1902) как крупнейшего представителя "натуралистической" школы. Натурализм сложился во второй половине девятнадцатого столетия, в чём-то "отпочковавшись" от критического реализма. Писатели-натуралисты, опираясь на достижения естественных наук, стремились максимально подробно и «естественно» воспроизвести реальную действительность. Их художественный метод во многом был сходен с методом учёного, рассматривающего мир и людей под микроскопом. Один из главнейших постулатов натурализма – принцип обусловленности поступков и жизни человека его физиологической природой, социальными и бытовыми условиями. Эта обусловленность подчас приводила к фаталистическому пессимизму, что заметно в том числе и в произведениях Скрам.

Многие произведения натуралистов близки к жанру семейной хроники, показывая судьбу нескольких поколений одной семьи. Такова тетралогия Скрам «Люди из Хеллемюра» (Hellemyrsfolket) - одно из её самых значительных и самых трагических произведений. Цикл открывается романом «Шюр Габриель» ((Sjur Gabriel, 1887), где главный герой не просто борется, а прямо-таки бьётся в неравном бою с бедностью ради выживания семьи. Эта борьба усугубляется пагубной страстью к выпивке его супруги Олине. В результате весь созидательный труд Габриеля и попытки заработать деньги идут насмарку. Единственной радостью и утешением героя оказывается маленький сын – Малютка-Габриель, к которому отец чувствует особую привязанность. Он видит в нём надежду на возрождение своего рода. Но надежда оказывается тщетной: ребёнок умирает. Роман завершается фразой, полной безысходности: «С того дня и муж, и жена в Хеллемюре стали выпивать».

В следующем романе «Двое друзей» (To Venner, 1887) постаревшая Олине – известная на всю округу пьянчужка, опустившийся человек, которую стыдятся даже дочь и внуки, не пуская на порог. В итоге в третьем романе «С.Г. Мюре» (S.G. Myhre, 1890) внук Сиверт, решив проучить бабку так же, как когда-то дед - при помощи кулака, нечаянно убивает её. Судьба детей Сиверта, Северина и Фие, также складывается трагически – первый, уличённый в воровстве у лучшего друга, кончает жизнь самоубийством, а вторая вынуждена выйти замуж за человека, которого ненавидит. Замкнутый круг, ощущение безысходности и некого родового проклятия определяют жизнь героев «Людей из Хеллемюра». Вместе с тем, произведения представляют интерес благодаря драматизму сюжета, неоднозначности характеров, детальным описаниям крестьянского быта, «местного колорита» (почти все герои говорят на чистом бергенском диалекте, резко контрастирующем с «официальным» датско-норвежским языком, на котором пишет Скрам).

В творчестве Скрам также условно выделяется цикл «романов о супружестве», самые известные из которых – «Констансе Ринг» (Constance Ring, 1885) и «Люси» (Lucie, 1888). В последнем из них сталкиваются два характера – богатый чиновник Теодор Гернер, светский человек «самых строгих правил» и бывшая танцовщица Люси, женщина страстная и не во всём соблюдающая приличия. Гернер при всём своём внешнем облике целомудренного и приличного человека оказывается тираном – ревнуя Люси к её прошлому, он угнетает её и по сути подавляет в ней жизненные силы. Он щепетилен даже в мелочах и пытается «перевоспитать» супругу, в душе которой постепенно созревает бунт. После одной из ссор в порыве отчаяния она уходит из дому и становится жертвой насилия грубого мужлана-крестьянина. После этого Люси беременеет, и до рождения ребёнка мучается сомнениями, от кого он – ведь до этого она не могла забеременеть от мужа. Но когда ребёнок рождается, всё становится понятным: на его щеке – тот же клок волос, что был у насильника. В страшных мучениях Люси умирает на четвёртый день после родов. Снова мы видим предопределённость, замкнутый круг и безысходность. Но «Люси» - это роман не только о классовых различиях, «двойной морали» и трагической судьбе женщины. Это – печальная история «естественного» человека, попавшего в чуждую среду и гибнущего в условиях подавления индивидуальности. За трагизмом и обречённостью, которую навевают романы Скрам, виден её гуманизм и сочувствие к тем, кто волей судьбы оказался подавлен жизненными обстоятельствами.

Во всех «романах о супружестве» брак оказывается неудачным. Возможно, это отчасти вызвано обстоятельствами жизни писательницы. Её второй брачный союз с датским писателем Эриком Скрамом длился 15 лет и завершился разводом в 1899 году, хотя поначалу супруги ладили друг с другом. В 1889 году у них родилась дочь Юханне. Главной причиной развода была безудержная и небезосновательная ревность со стороны Амалие, усугублявшая её нервные расстройства. Муж изменял ей, пока она лежала в больницах. Впечатления от «больничной» жизни отразились в поздних романах «Профессор Иеронимус» (Professor Hieronimus) и «В больнице Святого Йоргена» (På Sct. Jørgen), оба вышли в 1895 году.
Романы Скрам пользовались успехом и порой скандальной популярностью, но при жизни она не была причислена к выдающимся писателям. Лишь спустя сто лет, в эпоху расцвета скандинавского феминизма 1970-х гг., о ней заговорили как о ярчайшей женщине-писательнице конца девятнадцатого века. В то же время сводить идейно-нравственные позиции Скрам к феминизму – значит явно обеднить смысл её произведений. Она – гуманист в самом широком смысле этого слова. Рисуя негативные стороны жизни, о которых многие её коллеги стыдливо умалчивали, Скрам призывает уважать и ценить человека не как «винтик» или «продукт» среды или наследственности, но как личность. К сожалению, в нашей стране имя Амалие Скрам известно лишь специалистам по норвежской литературе. В советское время она практически даже не упоминалась в общих статьях о литературе Норвегии. Будем надеяться, что со временем эта несправедливость останется в прошлом.

(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Амалие Скрам


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Амалие Скрам Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru