Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Норвежские авторы/Йенс Бьёрнебу/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы Статьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Йенс Бьёрнебу

Йенс Бьёрнебу (норв. Jens Bjørneboe)

Hjemløsheten, barndommen og døden! De tre har fulgt meg.

Бесприютность, детство и смерть! Эти трое преследовали меня.

Йенс Бьёрнебу (из посмертно изданных заметок)

Йенс Бьёрнебу (норв. Jens Ingvald Bjørneboe, 9 октября 1920, Кристиансанд — 9 мая 1976, остров Вейерланд) — норвежский писатель, художник и общественный деятель. Его творческое наследие достаточно объёмно (вышедшее в 1990-е годы собрание сочинений насчитывает 15 томов, и это не считая многочисленных публицистических произведений) и разнообразно: Бьёрнебу писал стихи, пьесы, романы, эссе и статьи. В историю литературы он вошёл как один из «скандальных» писателей, потрясших устои общественной морали. Его глубокая социальная ангажированность, участие в дебатах и журналистская деятельность позволяет сравнить его с такими выдающимися деятелями, как Х. Вергеланн и Б. Бьёрнсон. Впрочем, такое сравнение может показаться несколько условным – и не только потому, что эти люди жили в разные эпохи. На фоне Вергеланна и Бьёрнсона – людей, отличавшихся цельностью натуры – Бьёрнебу как человек был гораздо более противоречивым. Сложный характер, бисексуальные наклонности и алкоголизм, а также добровольный уход из жизни способствовали мифологизации его фигуры, созданию образа художника-аутсайдера, бросающего вызов буржуазному обществу и не желающему идти на поводу у общественного мнения, быть «как все». Но был ли Бьёрнебу таким на самом деле? На этот вопрос пытались ответить многие исследователи. Из большого числа книг и статей, посвящённых Бьёрнебу, следует назвать вышедшую в 1980-е биографию Фредрика Вандрупа и появившийся в прошлом году первый том большой биографии за авторством Туре Рема. Книга Рема приоткрывает многие тайны, которыми была окутана жизнь писателя. В этом монументальном исследовании собраны уникальные свидетельства и документы, помогающие понять Бьёрнебу и его творчество. В этой статье мы расскажем об основных моментах, связанных с биографией писателя и его книгами.

Бьёрнебу родился в семье судовладельца Ингвальда Бьёрнебу (1875-1939). Существуют версии о том, что его предки по отцовской линии были выходцами из Германии либо из Дании, однако они не подтверждены документально. По словам Туре Рема, фамилия «Бьёрнебу» происходит, судя по всему, от типичного названия надела, который хусманы (безземельные крестьяне) арендовали у бондов. Это может указывать на то, что далёкие предки писателя принадлежали к низшим социальным слоям. Однако род Бьёрнебу в дальнейшем прославился тем, его представители по мужской линии были морскими офицерами. Отец будущего писателя был обеспеченным человеком – сколотив состояние в годы Первой мировой войны, он основал компанию Ingvald Bjørneboes Rederi. Мать Йенса, Майя Свенссон, считалась едва ли не первой красавицей юга Норвегии и была младше своего супруга на 18 лет. Всего у них родилось трое детей, средний из которых, Уле Андреас, пошёл по стопам отца. Бьёрнебу-старший также служил консулом в Бельгии и был удостоен ряда наград. О старшей сестре Йенса Еве известно немногое, и сам Бьёрнебу о ней практически не упоминал.

Сам Йенс вспоминал о своём детстве с горечью. По словам писателя, отношения между родителями были весьма прохладными, отец был всецело поглощён собственными делами, а мать пыталась играть роль властной хозяйки. Любопытно, что уже в весьма преклонном возрасте она с большой любовью и восторгом писала о Йенсе, что тот был настоящим «маминым» сыном, похожим на ангела с картин художников Ренесссанса, и в нём «не было ничего дурного». Однако детство Бьёрнебу выдалось трудным. В возрасте двух лет «Валлен» (как его называли домашние) перенёс тяжёлое воспаление лёгких, и впоследствии долгие годы – вплоть до 16-летнего возраста - испытывал на себе последствия и рецидивы болезни. К этому добавлялись психологические проблемы. Непростой характер Валлена часто вызывал у него приступы страха, зачастую необоснованные. Так, слыша мяуканье кошки за окном, он представлял себе, как кто-то мучает и истязает ребёнка.

Средством, которое помогало на время заглушить страх, стал алкоголь. По словам самого Бьёрнебу, он впервые попробовал спиртное в возрасте 10 лет – в качестве награды за то, что блестяще прочёл стихотворение для взрослых. После этого он начал допивать из бокалов родителей и гостей по завершении их застолий. Это привело к тому, что уже к 13-14 годам у него начались серьёзные проблемы. Одноклассники и учителя часто заставали его пьяным в школе, и неоднократно его уводили домой. Похмелье Валлен лечил, выпивая отцовский лосьон для бритья. В усилении пристрастия к спиртному была и вина родителей, прежде всего матери, стремившейся воспитывать детей в духе новомодных лозунгов «свободного воспитания». Когда Йенс конфирмовался в 16 лет, в меню значились мадейра, вина и коньяк. Для родных Майи это было почти шоком. Однако сама она закрывала глаза на возможные последствия. А после смерти Йенса вспоминала, что якобы никогда не видела его пьяным – разве что один раз, когда он притворялся.

В 13 лет Бьёрнебу (опять же по его собственному признанию) совершил попытку самоубийства. Переход из детского в подростковый возраст резко переменил характер Йенса. Он стал вспыльчивым, агрессивным, сознательно нарушал дисциплину в школе – забывая книги, уроки и смакуя неприличные слова. Впоследствии именно школа становится одним из тех общественных институтов, которые Бьёрнебу подвергает самой ожесточённой критике. И Юнас, герой одноимённого романа, и Тонни, герой «Скверного пастыря» - жертвы школьной системы, которая зачастую «перемалывает» человека, вытравляя из него таланты и способности, превращая в сломленную личность. В школе нет места людям творческим – таким, как Сему, герою романа «Темнокожий», или педагогу-новатору Йокумсену из романа «Юнас». В школе чувствуют себя прекрасно лишь серые посредственности и тираны – «саламандры», такие, как учитель Странге, для которых главное – внешний порядок и зубрёжка, а не развитие личности.

Пренебрегая школьными обязанностями, Йенс читает вовсе не то, что предусмотрено программой, полагая, что самообразование гораздо важнее и полезнее, чем то, что внушают учителя. Он обожает «засыпать» преподавателей, особенно молодых семинаристов, каверзными вопросами. Бьёрнебу увлекается философией Ницше, чья книга «Так говорил Заратустра» становится для него своего рода Библией. Мысль об освобождении и сотворении нового человека становится вектором, определяющим развитие личности Бьёрнебу на всю оставшуюся жизнь.

В 1937 году он поступает в гимназию (старшую школу) Kristiansand Katedralskole, на отделение английского языка. В школе царят строгие порядки и дисциплина, которые весьма тяготят Бьёрнебу. Распространённое благодаря ряду источников мнение о том, что он был исключён из школы, не подтверждается документально. Сам Бьёрнебу впоследствии рассказывал историю о том, что поводом для его «исключения» послужило сочинение, где он указал на гомосексуальные наклонности Александра Македонского. Этот факт нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Есть другая история, с сочинением о родном крае (Южной Норвегии), где Бьёрнебу вместо восторженных описаний природы написал о нашумевшей в газетах истории о сексуальном насилии в семье. Работа Йенса дошла до ректора, но это не могло стать поводом для исключения. Вдобавок к столь вызывающему поведению, Бьёрнебу прогуливал занятия. В итоге администрация школы настоятельно порекомендовала родителям перевести его в другую школу, что и было сделано. Он поступил в пансионат во Флеккефьорде.

На новом месте молодой человек продолжал вести разгульный образ жизни. В 1938 году он вместе с приятелем Фритьофом Клеве был осуждён за связь с несовершеннолетней девушкой. В отличие от Клеве, Бьёрнебу отделался условным заключением. Однако это стало причиной его исключения из школы. Шансы сдать экзамен на аттестат зрелости резко уменьшились. Сам эпизод сыграл важную роль в формировании отношения Бьёрнебу к государственным институтам, в первую очередь – исправительным учреждениям. Попытка государства регулировать половую жизнь своих граждан вызвала возмущение у будущего писателя. Сам эпизод был впоследствии обыгран в романе «Юнас».

Весной 1939 года умирает отец. На смертном ложе он произносит фразу, ставшую хрестоматийной: «Ты добрый парень, Йенс, но что же, господи, из тебя получится?» - После смерти отца Бьёрнебу покидает Кристиансанн и вместе с матерью направляется в Европу. 2 сентября они пьют шампанское и веселятся в обществе земляков-норвежцев. На следующий день во Франции объявлена мобилизация. Скандинавы в панике покидают страну и возвращаются на родину, где пока ещё не пахнет войной. Однако Йенс и его мать отправляются дальше – в Швейцарию. Зрелище Европы, наводнённой людьми в униформе, отголоски боёв и немецкие бравады о необходимости расширения «жизненного пространства» шокируют Бьёрнебу. К тому времени он уже познакомился с очерками Вольфганга Лангхоффа, посвящённым концлагерям, был наслышан о деле Карла фон Оссецкого. В его сознании Германия – страна выдающейся культуры, родина великих Гёте и Бетховена, к которой он с детства питал глубокую привязанность – превратилась в страну марширующих сапог. Последующее отношение Бьёрнебу к этой стране было двойственным, хотя по иронии судьбы его книги нашли отклик в сердцах многих немецких читателей.

Весной 1940 года Бьёрнебу в Драммене сдаёт экстерном экзамен на аттестат зрелости. Война, потрясшая его в Европе, приближается к Норвегии. 9 апреля, в день нападения немцев, Бьёрнебу рвётся на фронт. Вооружённый чайником и плиткой шоколада, он отправляется защищать родную страну. Однако на первом же немецком посту юношу разворачивают с требованием вернуться и съесть свой шоколад дома. Родные (семья дяди Карла, у которого тогда жил Йенс), оплакивавшие новобранца перед уходом, в тот же вечер видят его целым и невредимым. Это был единственный эпизод в военной карьере Бьёрнебу. Он больше не желал участвовать в каких-либо столкновениях. Правда, летом того же 1940 года на севере Норвегии, куда он попал с пароходом «Торридал», ему пришлось несколько суток просидеть под арестом. Немецкие офицеры, с которыми он вздумал дерзко шутить, были разозлены и посадили Бьёрнебу под замок в баню.

После этого Йенс вернулся на восток и поселился в Осло, где вёл богемный образ жизни. Он много читает и пробует свои силы в живописи. Сперва Бьёрнебу поступил в школу искусств и ремесла, но вскоре она была закрыта оккупационными властями. Главным источником вдохновения для Бьёрнебу-художника становится творчество импрессионистов, в первую очередь – Поля Сезанна. Также его вдохновляют ван Гог и Поль Гоген. Знакомство и общение с Карлом Бродерсеном становятся поводом для увлечения антропософией.

С учёбой, однако, у Бьёрнебу ничего не получается, хотя он сдаёт вступительные экзамены в университет. В 1943 году брат Уле Андреас приезжает из Кристиансанна с вестью о том, что Йенсу грозит трудовая повинность, введённая немецкими властями. Бьёрнебу и Бродерсен решают бежать в Швецию. Они благополучно добираются до Стокгольма и получают разрешение на проживание. В течение двух лет Бьёрнебу живёт в шведской столице, общаясь с интеллектуалами, в основном антропософского толка. Он занимается живописью, одно время подрабатывает санитаром. В 1945 году он женится на Лисель Функ и возвращается в Норвегию. Год спустя состоялись первые выставки его живописи (одна картина была выставлена в Осло и 45 – в Кристиансанне). Однако Бьёрнебу постепенно охладевает к живописи. Он считает, что этот вид искусства не позволяет ему выразить всю гамму его чувств и настроений. На деньги, вырученные от выставок и продаж картин, Бьёрнебу покупает первую печатную машинку. Новым видом деятельности для него становится литература.

Первое художественное произведение – небольшая историческая повесть «Герцог Ханс» - была написана в 1948 году и отвергнута многими издательствами. Повесть впервые была издана только в 1972 году и впоследствии признана одной из жемчужин творчества Бьёрнебу. В книге рассказывается история брата короля Кристиана IV - Ханса, который умер в возрасте всего 19 лет по пути в Россию. Уже в первой книге Бьёрнебу удалось изобразить сложный и противоречивый характер, скорее присущий человеку ХХ века, скованному страхом и беспокойством.

В 1950 году Бьёрнебу начинает преподавать во вновь открывшейся Steinerskolen в Осло. Год спустя выходит в свет его первая отдельно изданная книга – сборник «Стихотворения». Стихи Бьёрнебу были вдохновлены творчеством Рильке. С модернистами его роднила «экзистенциальная» проблематика и эффект «отчуждения», осознание лирическим героем своей «чужеродности» на планете Земля. При этом в формальном отношении Бьёрнебу – в противовес поэтам-современникам – был достаточно консервативен, осваивая классические формы, в том числе сонет. Впоследствии вышло ещё два сборника его стихотворений, однако главной литературной «стихией» для Бьёрнебу становится проза.

Первый роман – «Пока не пропел петух» - появился в 1952 году. Его основная тема связана с бесчеловечными экспериментами над людьми, которые проводились в концлагерях. Роман становится первой попыткой исследования феномена человеческой жестокости. Основной причиной того, что в человеке преобладает «скотское» начало, становится государственная машина. Выполняя карательную функцию, человек превращается не просто в «винтик», а, скорее, в гильотину, безжалостно и механически выполняющую свою функцию. Роман написан в полудокументальной манере, и в нём явно отразились впечатления писателя от Второй мировой войны.

Первой по-настоящему успешной книгой Бьёрнебу становится роман «Юнас» (1955). Книга вызвала множество дискуссий и восторженные отзывы таких мэтров, как Юхан Борген и Сигурд Хуль. Последний назвал «Юнаса» лучшим послевоенным произведением норвежской литературы. И это было весьма справедливо. Эту книгу часто сравнивали с романом классика А. Хьелланна «Яд». Оба произведения можно отнести к разряду «антироманом воспитания». Вслед за Хьелланном Бьёрнебу показывает, как уродливая общественная система портит и калечит душу ребёнка. Юнас – ученик начальной школы, не умеющий читать. Мальчик живёт в постоянном страхе, что его могут отправить в спецшколу, которую в народе называют «Иддиотен». В начале, пока жив добрый ректор Йокумсен, ему нечего опасаться. Для Йокумсена важны не формализм и зубрёжка, а человеческое отношение. Он способен дать шанс даже самым безнадёжным негодяям – таким, как Бобби. Но у Йокумсена много врагов – «саламандр», главный из которых – Странге. Именно он добивает ректора анонимными письмами, в которых грозит предать общественности случаи вопиющего, с его точки зрения, нарушения дисциплины. После смерти Йокумсена именно он занимает пост ректора, и жизнь Юнаса превращается в ад. Для «саламандр» возиться с ним – пустая трата времени. Им проще избавиться от человека, чем воспитывать его. В попытке спастись от школы для «идиотов» Юнас убегает из дома, попадает на корабль и в конце концов благодаря стараниям родных оказывается в новой школе Маркса, где нет зубрёжки и уравниловки, и его будущее выглядит гораздо более светлым.

Роман выглядит явно тенденциозным. Главный объект нападок – современная система образования. Бьёрнебу тем самым критикует и политику Рабочей партии, делающей главный упор на «образование для всех». Система «уравниловки» превращает людей – как педагогов, так и учеников – в бездушных роботов. Опасность заключается в том, что эти машины готовы растоптать всё, что встаёт у них на пути. В этом плане характерна сцена, когда «негодяй» Бобби в день праздника 17 мая вынужден спасаться бегством от разъярённой толпы сверстников, возглавляемой сыном Странге Эйгиллем. В итоге Бобби гибнет под колёсами трамвая, а у Странге появляется достойный преемник. При этом очень любопытна деталь: преследователи размахивают норвежскими флагами (без которых немыслим праздник 17 мая), тем самым олицетворяя всю нацию. Это не случайно, ведь школа не существует сама по себе, она – часть государственной и общественной системы. Не одна только школа становится объектом критики писателя. От Бьёрнебу достаётся и «крестьянам-студентам», и бюрократам всех мастей, и поборникам «единого» норвежского литературного языка. Писатель вместе с тем от души сочувствует «аутсайдерам», людям, оказавшимся на обочине жизни, не похожим на других, пытающихся жить по-своему.

Критики указывали и на недостатки произведения: слабо прорисованные женские образы, непоследовательную композицию, то и дело прерываемую длинными экскурсами в прошлое героев. Однако это не помешало книге стать одним из ярчайших событий в литературе Норвегии ХХ века.

Немало дискуссий вызвал и роман «Под суровым небом», посвящённый событиям Второй мировой войны. На сей раз Бьёрнебу задаётся вопросом: кто виноват в том, что произошло с Норвегией, и все ли виновные получили по заслугам. Также писатель попытался понять тех, кто в годы войны встал на сторону нацистов, и поставил под сомнение результаты «выяснения отношений» после войны. Вновь досталось Рабочей партии – за то, что страна оказалась не готова к войне.

Роман «Темнокожий» посвящён судьбе художника Сема Тангстада. Он также противопоставлен окружающему миру. В детстве мальчик открывает в себе дар художника, и вскоре рисование поглощает его целиком. Он не видит себе места на школьной скамье, его тяготит домашний террор матери и двух тёток, с которыми он вынужден жить под одной крышей. Сем – самородок, долгими трудами добившийся безупречной техники. В то же время Бьёрнебу не идеализирует его: в картинах Сема слишком много механического подражания, в них часто не хватает «души», оригинальности. Как человек он может быть слабым и непоследовательным. Живя в искусстве, он забывает о том, что должен кормить семью. А получив большой гонорар за портрет супруги богатого дельца, уходит на несколько дней в загул, оставляя жену и ребёнка голодать. Вместе с тем, детальное описание похождений Сема и его приятеля Северина свидетельствуют о том, что и сам автор книги предрасположен к богемным «загулам» и воспринимает их как важную и неотъемлемую часть «романтического» существования людей искусства.

Роман «Дурной пастырь» стал, пожалуй, самым удачным из цикла «тенденциозных» романов Бьёрнебу. С глубоким сочувствием он описывает судьбу Тонни – молодого человека, росшего в неблагополучной семье и отданного в школу-интернат, где подвергся издевательствам со стороны персонала. Уже в школе Тонни начинает промышлять мелкими кражами, и в начале романа мы встречаем его в тюрьме за несколько дней до освобождения. Тонни настолько сломлен и подавлен пенитенциарной системой, что не представляет, как он сможет жить на воле. Он боится выходить на свободу. Тюремная система в понимании Бьёрнебу – это возведённое в закон насилие и произвол. В романе присутствуют шокирующие сцены того, как тюремщики и полицейские обращаются с оказавшимися за решёткой людьми. Очень показательна символическая сцена в начале романа, изображающая кошку, которая играет с мышью. Как мышь, человек попадает в лапы правосудия и обречён на гибель. Альфред Андерсен, оказавшийся с Тонни в одной камере, кончает жизнь самоубийством. То же самое пытается сделать и Тонни, но его спасают. Интересен образ служащего Кристофферсена – одного из немногих сотрудников тюрьмы, кто не потерял человеческий облик и пытается психологически помочь Тонни перед выходом на свободу. Однако Тонни за стенами тюрьмы не ждёт никто. Начальник, к которому он отправляется поступать на работу, отказывается брать «приютских». Любимая девушка Кари, сама хлебнувшая в жизни горя, хочет стать «порядочной» и выбирает приличного и состоятельного жениха – которого, впрочем, вряд ли любит так же, как любила Тонни. Мать Тонни, меняющая мужчин, как перчатки, и прикладывающаяся к бутылке, также хочет стать «порядочной» - настолько, что прогоняет родного сына за порог дома. Единственный, кто ждёт Тонни, - его приятель, уголовник по кличке Рыжик. Он сразу пытается внушить Тонни, что у него не получится стать «тем, кем он не является». Главный герой не верит Рыжику и отправляется попытать счастья, но в итоге вынужден вернуться к нему, потому что ему просто некуда идти. Вопреки данному самому себе обещанию, Тонни напивается допьяна, и они с Рыжиком идут «на дело». Главная задача – отомстить Жабе, учителю из интерната, по воле которого Тонни сидел в карцере и подвергался прочим издевательствам. Однако Жаба – это только винтик в механизме, часть системы. Даже убив его, Тонни не может ничего изменить. А когда Кари приводит полицию к хижине Рыжика и Тонни снова попадает за решётку, ему ничего не остаётся, как покончить с собой.

Пожалуй, ни в одном романе Бьёрнебу не обрушивается с такой беспощадной критикой на современное общество, как в «Дурном пастыре». При этом объектом критики становится не только пенитенциарная система, но и общество в целом. Это среда, которая калечит людей, превращая их в преступников, а потом отказывается их принимать. Это все те, кто жаждет быть «порядочными» и следовать «принципам».

В «Дурном пастыре» Бьёрнебу поднимает ещё одну запретную тему – сексуального самоудовлетворения. Он достаточно подробно описывает то, как Тонни в тюрьме вынужден заниматься онанизмом, чтобы получить разрядку и успокоиться. По сути, это – единственное, что приносит ему какое-то облегчение. Тема сексуальности развивается в романе «Без единой нитки» (1966), ставшем самой скандальной книгой писателя. Роман был издан анонимно, и спустя три дня после выхода в свет тираж был изъят полицией. Вскоре выяснилось, что авторство принадлежит Бьёрнебу, и против писателя завели уголовное дело. Он был приговорён к штрафу в 100 крон, а книга запрещена в Норвегии. Впрочем, она довольно скоро вышла в соседних Швеции и Дании и имела большой успех. В художественном отношении роман может показаться более слабым, чем другие произведения писателя. На это указывали и критики, в частности, выдающийся литературовед Вилли Дал. Однако любопытно то, как автор проникает во внутренний мир и психологию героя-рассказчика (повествование ведётся от лица женщины) и не только смакует интимные подробности, но и описывает тончайшие оттенки внутреннего состояния героини. Следует помнить, что поводом для написания книги явилось не только банальное желание поправить материальное положение (о чём сам Бьёрнебу говорил неоднократно), но и потребность самовыразиться, бросить вызов обществу и буржуазной морали. По признанию автора, книга была написана всего за несколько дней и с большим удовольствием, и сам Бьёрнебу ничуть не стыдился своего детища. В романе есть и чётко выраженная идея, вложенная в уста доктора Петерсона: никакой особенной «сексуальной» морали не существует. В сфере интимных взаимоотношений следует придерживаться тех же правил, что и во всём остальном. В сексуальных отношениях дозволено всё, что может принести удовольствие тебе и твоему партнёру и при этом не задеть, не ранить окружающих. При этом важно думать не столько о себе, сколько о партнёре. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой, - этим кантовским выводом заканчивает Петерсон свои рассуждения.

В том же году выходит первый том в так называемой «трилогии скотства» - роман «Миг свободы», вслед за которым вышли «Пороховая башня» (1969) и «Тишина» (1973). В этих книгах Бьёрнебу предпринимает масштабное исследование феномена человеческой жестокости. Он рассматривает историю человечества в проявлениях жестокости правителей по отношению к людям, в особенности к тем, кто оказался за гранью «нормального» общества. Эти романы созданы как полудокументальные произведения и могут считаться своего рода итогом размышлений Бьёрнебу на тему человека и его «тёмных» сторон.

Последним романом писателя стали «Акулы» (1974) – произведение на «морскую» тематику, рассказывающее о драматических событиях на борту шхуны, следующей из Азии в Южную Америку в самом начале ХХ столетия. Здесь Бьёрнебу также исследует человека, попавшего в экстремальную ситуацию и вынужденного выживать в том числе за счёт подавления других.

Помимо прозаических произведений, Бьёрнебу также известен своими драмами. Он по праву считается одним из выдающихся норвежских драматургов ХХ века – новатором, обновившим язык театра Норвегии. В драматургии он шёл по стопам выдающегося немецкого драматурга Бертольда Брехта. Бьёрнебу даже написал о нём небольшую монографию. Первые драматические произведения он создал ещё в 1950-е годы, а в 1961 году поставил драму Гамсуна «Игра жизни» в Новом театре в Осло. У Брехта Бьёрнебу позаимствовал прежде всего принцип «отчуждения» и избавления от иллюзий. Также на него оказало влияние творчество классика итальянской драмы Карло Гольдони и других авторов. Самой успешной пьесой Бьёрнебу стала «Земмельвайс» (1968), посвящённая жизни и деятельности выдающегося австро-венгерского врача Игнаца Земмельвайса (1818-1865). Земмельвайс, разработавший новаторскую методику в области акушерства, вынужден был бороться с авторитетами того времени во имя признания своих идей. Это произведение можно сравнить с ибсеновским «Врагом народа». Образ главного героя, вынужденного сражаться в одиночку против всех, с одной стороны, привлекает симпатии зрителей, с другой стороны, Бьёрнебу вовсе не идеализирует героя и рисует его в трагикомическом свете.

В последние годы жизни Бьёрнебу стал поистине культовым персонажем. На фоне политических дебатов и оживления общественной жизни в 70-е годы он стал своего рода идолом для молодёжи, не желавшей быть «как все». Однако в жизни писателя всё складывалось не так успешно. В течение многих лет он страдал алкоголизмом. После запоев он попадал в больницу и порой не мог принимать пищу, однако после лечения чувствовал себя здоровым. На рождество 1975 года он торжественно обещает своим детям больше не прикасаться к спиртному, однако спустя несколько недель снова начинает пить. Бьёрнебу работает над автобиографией, которую он планировал закончить в мае 1976 года. Писатель живёт в одиночестве на острове Вейерланд, где за год до кончины купил дом. Накануне смерти он пребывает в хорошем настроении, планирует ряд телефонных разговоров и собирается получить немалую сумму денег. 9 мая его находят повешенным в собственном доме. Смерть наступила предположительно в 11 часов.

Уже при жизни Бьёрнебу стал классиком норвежской литературы, и его репутация в последующие годы укрепилась. К 75-летию со дня его рождения вышло новое собрание его сочинений. Произведения Бьёрнебу были переведены на многие языки, в том числе на английский и немецкий. Писатель обрёл свой круг читателей не только на родине, но и в других странах. На русском языке в 1980-е годы был издан роман «Акулы». Творчество писателя остаётся актуальным и в наши дни, и вопросы, которые он задавал себе и читателям, не утратили своей остроты.

Избранная библиография

Стихи

Dikt/ Стихи (1951)

Ariadne/ Ариадна (1953)

Den store by/ Большой город (1958)

Aske, Vind og Jord/ Пепел, ветер и земля (1968)

Романы

Før hanen galer/ Пока не пропел петух (1952)

Jonas/ Юнас (1955)

Under en hårdere himmel/ Под суровым небом (1957)

Vinter i Bellapalma/ Зима в Беллапальме (1958)

Blåmann/ Темнокожий (1959)

Den onde hyrde/ Скверный пастырь (1960)

Drømmen og hjulet/ Сон и колесо (1964)

Frihetens øyeblikk/ Миг свободы (1966, первый том трилогии «История скотства»)

Uten en tråd/ Без единой нитки (1966)

Uden en trævl 2/ Без единой нитки-2 (1968, опубликовано в Дании с рисунками автора и посвящением Норвежскому суду)

Kruttårnet/ Пороховая башня (1969, второй том трилогии «История скотства»)

Stillheten/ Тишина (1973, третий том трилогии «История скотства»)

Haiene/ Акулы (1974)

Драмы

Til lykke med dagen/ Счастливого дня рождения (1965)

Fugleelskerne/ Любители птиц (1966)

Semmelweis/ Земмельвайс (1968)

Amputasjon/ Ампутация (1970)

Tilfellet Torgersen/ Случай Торгерсена (1973)

Эссе

Norge, mitt Norge/ Норвегия, моя Норвегия (1968)

Om Brecht/ О Брехте (1977, посмертно)

Литература

Bjørneboe, Jens: fordypningsartikkel // Store Norske Leksikon (www.snl.no).

Rem, Tore. Sin egen herre. En biografi om Jens Bjørneboe. – Oslo: Cappelen Damm, 2010.

Rottem, Øystein. Etterkrigslitteraturen: Bind 1 – Fra Brekke til Mehren. – Oslo: Cappelen, 1999.

Wandrup, Fredrik. Jens Bjørneboe. Mannen, myten og kunsten. – Oslo: Gyldendal, 1995.

(c) А.А. Сельницин



Важно знать о Норвегии Йенс Бьёрнебу, норвежский писатель и художник.


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Йенс Бьёрнебу Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru