Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Норвежские авторы/Сигурд Хуль/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы Статьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Сигурд Хуль

Сигурд Хуль (Хёль, норв. Sigurd Hoel, 14.12.1890 – 14.10.1960) - норвежский писатель, мастер социально-психологического романа. Родом из семьи сельского учителя Ларса Антона Хуля. Детство и юность провёл в округе Нур-Удален к северо-востоку от Осло. Отец не был коренным жителем этих мест, и крестьяне не воспринимали его как «своего». Похожая участь постигла и Сигурда: из-за повреждённой руки он долгие годы не мог играть со сверстниками и оказался в стороне от их забав. Возможно, уже в эти годы формируются такие черты характера будущего писателя, как ироничность, скепсис и сомнение, что впоследствии станет важной основой его художественного творчества.
В 1909 году Хуль переезжает в Осло, год спустя поступает в университет, подрабатывает учителем, а с 1913 года преподаёт в Ragna Nielsens skole. В студенческие годы – редактор журнала «Минерва» (совместно с Эрлингом Винснесом). Интересно, что там было опубликовано первое эссе Хуля – «Слово к Кнуту Гамсуну», написанное в связи с переизданием сборника «Дикий хор». Как Хуль вспоминал позже, Гамсун был недоволен и раздражён этой публикацией, что несколько остудило пыл молодого критика. Но как бы то ни было, уже вскоре Хуль выбирает писательскую стезю.
Литературным дебютом писателя стал рассказ "Идиот" (Idioten, 1918), написанный за один день для литературного конкурса. Он был отмечен первой премией и позже вошёл в сборник новелл «Путь, которым мы идём» (Veien vi gaar, 1922). Двумя годами позже выходит роман «Семизвездье» (Syvstjernen) - горькие размышления о судьбах послевоенной Европы, облечённые в форму резкой политической сатиры. Но настоящая известность к писателю приходит в 1927 году с выходом его романа "Грешники под летним солнцем" (Syndere i sommersol , 1927), ставшего одним из самых значительных произведений норвежской литературы тех лет. Эта книга – о жизнерадостных молодых людях, стремящихся обрести свободу и избавиться от иллюзий – хотя, как выясняется на протяжении романа, такой взгляд на мир и на себя тоже оказывается иллюзией. Здесь также присутствует ирония, но она выглядит мягкой и добродушной. Примечательно, что в том же году писатель впервые женится, и его супруга Ник (впоследствии известная как Nic Waal) и её окружение стали прототипами героев романа. «Грешники под летним солнцем» был, пожалуй, первым норвежским романом, в котором явно прослеживается влияние психоанализа. С работами Зигмунда Фрейда Хуль познакомился в начале 1920х гг, и это знакомство оказало большое влияние на его последующее творчество.
В 30-е годы выходят романы, посвящённые современной писателю Норвегии, отмеченные повышенными психологизмом и иронией в адрес современников. Большим событием в литературе стал роман «День в октябре» (En dag i oktober, 1931). Действие произведения происходит в Осло, и автор описывает целую череду неудачных браков, резко критикуя традиционный буржуазный институт семьи. В глазах повествователя люди эгоистичны, заняты только своим «Я», и особенно в этом плане достаётся женщинам. После выхода романа (кстати, переведённого в 30-е годы на русский язык!) Хуль отправляется в Берлин, где знакомится с учеником Фрейда Вильхельмом Райхом. После прихода к власти нацистов Райх вынужден эмигрировать в Норвегию, где они много и тесно сотрудничают с Хулем. Влияние теорий Райха на творчество писателя подчёркивается многими исследователями. Оно прослеживается в том числе и в попытках раскрыть психологические корни тоталитарных идеологий, в особенности нацизма.
Роман «Путь на край света» (Veien til verdens ende, 1933) во многом автобиографичен. Хуль показывает историю становления характера героя в детстве, раскрывая потаённые причины психологических комплексов и проблем. Чувство вины и стыда, страх перед всемогущим авторитетом, прививаемые человеку в детстве, закладывают основы личности и поведения человека на всю жизнь. Таким образом, мы видим яркую художественную «иллюстрацию» теорий психоанализа, придававших главное значение переживаниям детства.
В предвоенные годы писатель менее активен на литературном фронте по причине личных проблем, связанных в том числе и с неудачной семейной жизнью. Брак с Ник был расторгнут в 1936 году, в том же году Хуль женится на Аде Мон Иван. Двое детей от второго брака умирают во младенчестве. Писатель страдает депрессиями, и его литературные замыслы не удаются – за исключением романа «Сезам, отворись» (Sesam Sesam), сатирически изображающего среду «культурных радикалов», и сборника новелл «Принцесса на стеклянной горе» (Prinsessen på glassberget), тематически связанного с  «Путём на край света» и закрепившего за Хулем репутацию блестящего стилиста.

В годы войны Хуль участвовал в движении Сопротивления, писал статьи для нелегальной прессы. С 1941 по 1943 год он подготовил около 50 газетных публикаций. В 1941 году выходит исторический роман «Фамильная сталь» (Arvestålet), действие которого происходит в 1820е гг. Один из основных конфликтов – противостояние пиетистов и протестантских священников. В произведении, посвящённом жизни крестьян, чувствуется влияние фольклора и народной культуры. Несмотря на то, что «локальная литература» в первые годы оккупации переживала свой расцвет, новый роман Хуля был достаточно негативно оценен критиками, в частности, Финном Халворсеном. Хуль задумал продолжение, но этим планам не суждено было сбыться. В 1943 году писатель вынужден был бежать из страны и до 1945 года жил в Швеции.
Война стала большим потрясением для Хуля, в большой степени повлияв на его последующее творчество. Послевоенные произведения писателя посвящены главным образом жизни Норвегии в период оккупации и в последующие годы. Герои его поздних романов - представители городской интеллигенции. Главная проблема, которая волнует Хуля, - ответственность отдельного человека за судьбу как своей страны, так и всего человечества. Писатель ставит перед собой и своим читателем вопросы: почему многие его соотечественники поддержали нацизм и стали предателями? Почему люди и в мирной жизни не могут найти покоя? Герои Хуля испытывают мучительную неудовлетворённость жизнью, пытаются искать выход и не могут его найти. Об этом - романы «Встреча у верстового столба» (в русском переводе – «Моя вина», норв. Møte ved milepelen, 1947), "Я полюбила другого" (Jeg er blitt glad i en annen, 1951), "У подножья Вавилонской башни" (Ved foten av Babels tårn, 1956).
Над романом «Моя вина» Хуль начал работать ещё в годы вынужденной эмиграции. Это произведение – блестящий образец «исповедальной прозы», написанный в форме дневниковых заметок. Главный герой – из среды интеллигенции, по прозвищу Безупречный (Den plettfrie). Он пытается быть «безупречным», сперва переживая период отчуждения, а потом участвуя в Сопротивлении. Как и сам автор, он вынужден бежать в Швецию. Герой предельно самокритичен, и его устами Хуль осуждает предательство в любом виде. Предатель – не только тот, кто примкнул к нацистам, но и тот, кто изменил себе, пошёл на компромисс с совестью, предал любимую девушку. Идея романа заключается в том, что каждый человек несёт личную ответственность за то, что происходит как с ним, так и с его народом. Писатель саркастически описывает норвежских националистов, которые ради собственного блага и реализации своих амбиций готовы с пеной у рта доказывать, что Христофор Колумб был норвежцем, и при этом держат нос по ветру, перебираясь, когда это нужно, из одного лагеря в другой. «Моя вина» - пожалуй, лучший в норвежской литературе психологический роман, посвящённый теме войны и оккупации. Параллельно с художественным творчеством Хуль пишет о войне и предательстве в сборниках эссе конца 40-х – начала 50х гг. Автор полемизирует не только с потенциальными оппонентами, но и зачастую с самим собой. По словам норвежского литературоведа Филиппа Хоума, «он может сомневаться в своих собственных сомнениях, он может быть скептичен даже в своих воззрениях на скепсис и скептиков». Красной нитью проходит идея освобождения человека от догм – как политических, так и любых других. В этом – смысл борьбы в том виде, как его видит сам писатель.
Романы Хуля 50- гг. традиционно оцениваются как менее удачные на фоне его предыдущих произведений. Но всё же они представляют большой интерес, особенно в плане психологизма и проблематики. Писателя по-прежнему волнуют проблемы взаимоотношений человека и общества, коллективного и индивидуального сознания, психологические корни общественного зла. Из поздних романов Хуля наиболее интересен «Заколдованный круг» (1958), где автор переносит читателя в середину девятнадцатого столетия, в глухую норвежскую деревню. Хотя некоторые критики по выходе в свет романа сочли его «бегством от действительности», на самом деле темы и проблемы, затронутые в романе, актуальны и для середины ХХ века, и для сегодняшнего дня. Писатель пытается в глубинах психологии крестьянина девятнадцатого века найти причины того, что случилось в Норвегии в 1940-е годы. Зависть, узколобость, недоверие, ненависть к тем, кто выделяется из общей массы - именно те черты, которые, по мнению автора, являются благодатной почвой для расцвета тоталитарных идеологий. История главного героя Ховарда Ёрмундсенна Виланна – это трагедия человека, пытающегося привнести новые идеи и новый опыт в среду, чуждую каких бы то ни было нововведений. Даже его попытки усовершенствовать ведение хозяйства встречают яростное сопротивление окружающих, для которых главное – жить «по традиции»: «Жить надо, как жили деды. Ничего нового нам не нужно». В этом едины и богатые владельцы усадеб, и бедные хусманы. Всеми движет лишь жажда наживы и стремление урвать кусок у ближнего. Этим людям незнакомо чувство дружбы и взаимопомощи, их объединяет лишь ненависть перед «чужим», новым, рушащим вековые привычки.
При этом и Ховарда, который, казалось бы, смотрится более положительным героем на фоне окружающих, едва ли можно назвать идеальным. Как и герой романа «Моя вина», он предаёт свою любовь, что в итоге приводит к гибели всех: и его преданной невесты, и жены Рённев, обманом заставившей Ховарда жениться на себе, и самого Ховарда. Вновь звучит тема вины и моральной ответственности за содеянное. Хуль в этом плане беспощаден к своим героям, предъявляя к ним самые высокие моральные требования.

В историю норвежской литературы Сигурд Хуль вошёл как один из выдающихся писателей и критиков ХХ века. Его творчество, актуальное и по сей день, заставляет задуматься прежде всего над проблемами психологии человека, нравственного выбора, вины и ответственности. Многие критики упрекали писателя в пессимизме, полагая, что он так и не создал положительной программы совершенствования общества. И это отчасти справедливо. Но основной пафос творчества писателя – строгая моральная ответственность каждого индивида за свои поступки – призыв, актуальный и для нашего времени.
Произведения Хуля были переведены на многие языки, в том числе и на русский. В советское время были изданы четыре романа, а также некоторые новеллы и статьи. Будем надеяться, что знакомство русскоязычного читателя с творчеством Хуля на этом не закончится.

Библиография:

Knut Hamsun, O. Norlis, 1920 (эссе)
Veien vi gaar, Gyldendal, 1922 (новеллы)
Syvstjernen, Gyldendal, 1924 (роман)
Syndere i sommersol, Gyldendal, 1927 (роман)
Ingenting, Gyldendal, 1929 (роман)
Mot muren, Gyldendal, 1930 (драма)
Don Juan, Gyldendal, 1930 (драма, в соавторстве с Хельге Крогом)
En dag i oktober, Gyldendal, 1931 (роман)
Veien til verdens ende, Gyldendal, 1933 (роман)
Fjorten dager før frostnettene, Gyldendal, 1935 (роман)
Sesam sesam, Gyldendal, 1938 (роман)
Prinsessen på glassberget, Guldendal, 1939 (новеллы)
50 gule, Gyldendal, 1939 (статьи)
Arvestålet, Gyldendal, 1941 (роман)
Tanker i mærketid, Gyldendal, 1945 (эссе)
Møte ved milepelen, Gyldendal, 1947 (роман)
Tanker fra mange tider, Gyldendal, 1948 (эссе)
Jeg er blitt glad i en annen, Gyldendal, 1951 (роман)
Tanker mellom barken og veden, Gyldendal, 1952 (эссе)
Stevnemøte med glemte år, Gyldendal, 1954 (роман)
Tanker om norsk diktning, Gyldendal, 1955 (эссе)
Ved foten av Babels tårn, Gyldendal, 1956 (роман)
Trollringen, Gyldendal, 1958 (роман)
De siste 51 gule, Gyldendal, 1959 (статьи)
Morderen (новеллы)

Foto: Store Norske Leksikon

(c) А.А. Сельницин (БНИЦ)

Читать также Сигурд Хёль  О романе  С. Хёля"Моя вина" C. Хёль "У подножья Вавилонской башни"



Важно знать о Норвегии Сигурд Хуль


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Сигурд Хуль Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru