Флаг Норвегии

Первая феминистка Норвегии

Статья на норге.ру публикуется
по согласованию и с разрешения
Посольства Королевства Норвегия в Москве

Камиллы Якобине Коллетт (Camilla Jacobine Collett), урожденной Вергеланн (Wergeland, 1813 — 1895), считающейся первой феминисткой Норвегии.

Двойной юбилей

Камилла Колет стала символом не только борьбы за права женщин в Норвегии, но и одной из четырех персон-символов (другими тремя стали Фредерике Марие Квам (1843 - 1938), Гина Крог (1847 - 1916) и Фернанда Ниссен (1862" - 1920)), которых будут чествовать в этом году в связи со столетним юбилеем получения женщинами в Норвегии избирательного права(1913).

Камилла Коллетт не дожила до этого события, но ее вклад в борьбу женщин за свои права неоценим.

Энциклопедии определяют феминизм (от лат. femina, «женщина») как «общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами».

Коллетт первой в Норвегии стала использовать слово «феминизм». Она считала, что мужчина и женщина должны быть равными духовными партнерами, а потому вопрос о предоставлении женщинам всей полноты прав касается как женщин, так и мужчин. Мужчины должны выказывать полное уважение мнению женщин, принимать в полной мере их мир, а женщины, по убеждению Камиллы Коллетт, могут получить желанную свободу лишь через активную саморефлексию – в данном случае женщина должна думать о том, как выглядит в глазах других для того, чтобы уметь отстаивать свои собственные права.

Камилла мечтала освободить чувства женщин, позволить им открыто выражать свои предпочтения, суждения и желания. И для этого она стала принимать участие в официальных дебатах – правда, не под собственным именем.

История любви

Кристиансанне. Ее отцом был Николай Вергеланн, известный теолог, политик и писатель, а братом - Хенрик Вергеланн, известный поэт и общественный деятель.

Камилла получила прекрасное образование. С раннего детства она вела дневник, увлекалась чтением и занималась музыкой. В возрасте 16 лет отец послал ее в Германию, где она продолжила образование, а затем вернулась домой – и влюбилась.

Во многом эта любовь и определила жизнь Камиллы Вергеланн, заставив пройти через страдания и сделав феминисткой, как не удивительно эту прозвучит.

Все дело было в избраннике Камиллы – известном поэте Юхане Себастьяне Вельхавене (Johan Sebastian Welhaven), который оказался противником (и на общественном, и на поэтическом поприще) любимого брата Камиллы и не менее известного поэта Хенрика Вергеланна.

Утонченный лирик и певец меланхолических настроений Ю. С. Вельхавен (1807–1873), вся поэзия которого строится на тонких психологических нюансах и мелодике, был ярым оппонентом поэта-романтика и публициста Х. Вергеланна (1808–1845), открыто и страстно отзывавшегося на политическую злобу дня.

Оба принимали активнейшее участие в общественной жизни, в дебатах о том, какими путями должно идти развитие Норвегии после расторжения унии с Данией в 1814 году.

Вергеланн возглавлял так называемую «партию патриотов» и считал, что норвежский народ должен стать самостоятельной и самодостаточной нацией на основе национальной культуры, а от датского влияния и традиций полностью отказаться.

Камилла действительно полюбила своего мужа, который стал ей верным другом и настоящим соратником.

Поскольку сама она не могла писать под собственным именем, то многие статьи о «женском вопросе» написаны супругой, а подписаны супругом. Именно Коллетт поддерживал в Камилле уверенность в том, что она может стать настоящим писателем и просто обязана создать роман о жизни современной женщины.

Крик души

Оставшись в 41 год вдовой с четырьмя сыновьями на руках, красавица Камилла приняла решение больше не выходит замуж и вести жизнь самостоятельной и независимой женщины.

В 1855 году она опубликовала свой первый и единственный роман «Дочери амтмана» («Amtmandens Døtrе»), в основе которого лежит ее собственная история.

Этот любовный роман, рассказывающий о развитии чувства между девушкой из «хорошей семьи» и ее домашним учителем, называют предвестником реализма в норвежской литературе, а основная его идея – критика существующих на тот момент семейных отношений и несвободы девушки и женщины в выборе собственного «стиля» и смысла жизни, невозможности выйти замуж по любви и стать счастливой.

Камилла Коллетт считает, что любовь обречена, когда один из любящих людей, даже в силу определенных обстоятельств, проявляет пассивность. Роман вышел анонимно, но многие знали, кто его автор, а сама писательница заявила: «Эта книга – мой крик. Крик моей души и всей моей жизни».

В те времена скромность считалась одним из лучших качеств женщины, и Коллетт, став писателем, доказала, что не всегда скромность девушку украшает. Она призывала женщин бороться за свое счастье и за свое право быть счастливой и услышанной.

При этом надо заметить, что сама Камилла никогда не считала себя борцом за реформы, она лишь хотела показать место женщины в современном обществе и то, как мало значения уделяется ее собственным желаниям даже в родной семье. Именно поэтому, когда в 1884 году в Норвегии был организовано Общество по борьбе за права женщин, ее избрали его почетным членом.

Тема критики буржуазного брака затронута также в книгах Коллетт «Последние страницы» (1868—1873), «Из стана немых» (1877), «Против течения» (1879—1885). Ей также принадлежат мемуары «В долгие ночи» (1863), в которых Камилла рассказала о многих известных людях, с которыми ей пришлось встречаться.

В 1911 году норвежские женщины воздвигли в Осло памятник Камилле Коллетт.

Две биографии в юбилейном году

В этом юбилейном году, следуя доброй норвежской традиции, выходят несколько биографий известной писательницы.

Издательство «Гюльдендал» выпускает электронную расширенную версию книги Турил Стейнфельд «Камилла Коллетт», в которой рассказывается о ее жизни вплоть до выхода романа «Дочери амтмана». Читатель узнает о счастливом детстве, переезде в Эйдсволл, о жизни в Кристиании, Париже, Гамбурге и Копенгагене, о долгом и удачном браке с Юнасом Коллеттом. В основе биографии лежит воплощение слов юбилянтки, сказанных ею о собственном романе: «Моя книга – это история любви женщины».

А для подростков биографию под названием «Камилла Коллетт – урожденная Вергеланн» написала Лине Баугстё. Коммуна Кристиансанна, в которой родились обе писательницы – и биограф, и ее героиня, - уже купила 1 000 экземпляров книги для школьных библиотек.


Автор: Наталия Будур

Фото: R. Aakvik / Oslo Museum

Иллюстрация 1: Хенрик Вергеланн. Фото: Anders Beer Wilse / Norsk Folkemuseum

Иллюстрация 2: Юхан Себастьян Вельхавен. Фото: Anders Beer Wilse / Norsk Folkemuseum

Фото: kongehuset.no



Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В.