Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Норвежские авторы/Турбьёрн Эгнер. Краткая биография/Турбьёрн Эгнер (1912-1990)/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:
карта фитнес юзао аква аэробика.


Норвежские авторы Статьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Турбьёрн Эгнер (1912-1990)

Турбьёрн Эгнер (Thorbjørn Egner, 12 декабря 1912 - 24 декабря 1990) - норвежский писатель, иллюстратор, композитор и певец, один из признанных классиков норвежской детской литературы. Его книги "Кариус и Бактериус", "Приключения в лесу Ёлки-на-горке" и "Люди и разбойники из Кардамона" любимы многими поколениями читателей, в том числе и за пределами Норвегии. Его дарование было поистине всесторонним – помимо писательской и музыкальной деятельности, он был популярным радиоведущим, актёром, постановщиком, редактором.

Турбьёрн Эгнер родился в Кристиании в семье торговца Магнуса Эгнера (1872-1952) и был младшим из трёх его детей. Предки по отцовской линии были выходцами из Ромерике (губерния Акерсхус) неподалёку от норвежской столицы. Магнус Эгнер владел бакалейным магазином, и его семья считалась довольно зажиточной. Однако, помимо торговли, у отца будущего писателя были и другие увлечения, связанные с музыкой и театром. Он и его старший сын играли на скрипке, а мать Турбьёрна Анна (урожд. Хансен) и его сестра – на фортепиано. Сам писатель впоследствии вспоминал, что с того момента, как он помнил себя, его самым большим желанием было сочинять стихи, музицировать, ставить пьески и рисовать. Как и полагалось сыну торговца, он с детских лет работал посыльным, а летние каникулы проводил на отцовском хуторе в Ромерике. Именно детские воспоминания легли в основу его последующего творчества.

Путь Эгнера в мир искусства начался с рекламы. С 1928 по 1930 год он учился на вечерних курсах в Торговой школе в Осло. Там он познакомился со своей будущей женой Анни Элиассен, с которой заключил брак в 1937 году. В 30-е годы он работает как декоратор и художник-оформитель, сотрудничает с рядом рекламных бюро в Осло, проходит курсы подготовки в Германии, занимается презентациями и инсталляциями, участвует в выставках-ярмарках. Также он пробует себя как композитор – хотя его первая песня, отправленная ещё в 1930 году на конкурс Aftenpostens Slagerkonkurranse, осталась без премии. Также Эгнер успел получить образование в Государственной школе искусств (Statens kunst- og håndverkskole), где учился с 1933 по 1935 гг. С 1938 года у него появляется собственная детская колонка в газете Illustrert Familieblad, где главными героями были Трульс и Кари. Эта колонка становится плодом сотрудничества Эгнера и Сигурда Винснеса, директора крупнейшего рекламного бюро Норвегии Høydahl Ohme. В 1940 году выходит первая детская книга Эгнера – она так и называлась «Книга для детей» (Barneboka) и была подготовлена в сотрудничестве с Винснесом. В том же 1940 году, когда старшему сыну Бьёрну было полтора года, Эгнер решает уйти из рекламы, чтобы целиком посвятить себя искусству.

С юных лет важным увлечением для Эгнера становится театр. Ещё будучи студентом, он пишет и ставит небольшие сценки. Впоследствии Эгнер поставил на театральной сцене многие из своих произведений для детей. Также он увлекается сочинением вис - песен под гитару. Во всех его классических произведениях в качестве "интермедий" присутствуют висы, снабжённые также и нотными записями. Простые и незатейливые, но при этом написанные ярким живым языком песенки "разбавляли" повествование и в то же время подчёркивали важные моменты, на которые автор хотел обратить внимание. Эгнер создаёт новый, синтетический жанр повести для детей, когда текст, иллюстрации и песни становятся единым целым. В этом опять же проявляется многогранность его таланта.

С 1946 года Эгнер постоянно сотрудничает с NRK, где выступает в программе «Детский час» (Barnetimen) как рассказчик, постановщик радиоспектаклей, чтец и исполнитель песен. Также он становится ведущим программы «Клуб художников» (Malerklubben), которая вскоре становится настолько популярной, что её пришлось закрыть - из-за того, что компания попросту не справлялась с потоком приходящих в адрес программы рисунков и выдачей членских билетов.

 

В 1945 году Эгнер едет в Копенгаген, где изучает литографию под руководством Кристиана Сёренсена. В Дании он знакомится со многими современными художниками, расширяя свой кругозор. Ещё в годы войны он начинает издавать книги, которые сам же иллюстрирует. Он пробует себя как автор и иллюстратор книг для взрослых. Любопытно, что он создал 11 иллюстраций к сборнику «неприличных» сказок «Весёлые истории» (Lystige historier), созданному Петером Кристеном Асбьёрнсеном и изданному в Германии в 1883 году. В книгу, изданную в 1943 году тиражом всего 50 экземпляров, вошли, однако, только иллюстрации с короткими цитатами. Также Эгнер иллюстрировал произведения известного новеллиста Ханса Кинка. Но постепенно эта работа отходит на второй план, уступая место детской литературе, которая в послевоенный период становится его основным, хотя далеко не единственным, занятием.

Важно подчеркнуть, что многие из его книг имеют ярко выраженную дидактическую направленность. Так, в книге "Кариус и Бактериус" Эгнер ненавязчиво, путём аллегорий доводит до маленького читателя одно из важнейших правил гигиены: каждый ребёнок должен чистить зубы! Ведь два маленьких противных человечка Кариус и Бактериус не дремлют - они плавают где-то и ищут нерадивого мальчика или девочку, чтобы поселиться у них во рту и устроить жилище в зубе. Прочитав такое, каждый ребёнок как минимум задумается над, казалось бы, абсурдными требованиями родителей. При этом «злодеи» не показаны как сугубо отрицательные персонажи – они забавные парни, по-своему очаровательные, настолько, что кажутся детям даже более симпатичными, чем главный герой Йенс, страдающий от их проказ. В первом издании история заканчивалась тем, что Кариус и Бактериус утонули. Маленьким читателям это не понравилось, и Эгнер вынужден был переписать конец – в финале они отправились в плавание в поисках нового «жилища». За счёт этого усилилась и моральная составляющая произведения. По мотивам произведения выдающимся норвежским режиссёром Иво Каприно был снят одноимённый мультфильм.

Книга "Кариус и Бактериус" вышла в 1949 году и стала своего рода «прорывом» для Эгнера как детского писателя. Стоит при этом отметить, что идея зародилась раньше – новелла с таким названием появилась в сборнике «Новая книга для детей» (Den nye barneboka) 1941 года, за ней последовала радиоверсия. Но на сей раз книга вышла отдельным изданием, красочно оформленная самим Эгнером. Он хотел, чтобы его книги были красочными, доступными и понятными каждому ребёнку. Можно сказать, что во многом благодаря Эгнеру Норвегия во второй половине ХХ века пережила расцвет детской книги, в которой оформление и иллюстрации играют не менее важную роль, чем сам текст. По словам художника Крикса Дала, Эгнер знаменовал собой «счастливый весенний расцвет в норвежском производстве детских книг».

 

За «Кариусом и Бактериусом» последовал целый ряд новых, не менее успешных, изданий. Он создаёт целые волшебные миры - такие, как лес Ёлки-на-горке и город Кардамон. В этом городе царит почти идиллическая атмосфера, и даже самые неприглядные персонажи - разбойники Еспер, Каспер и Юнатан - выглядят не такими уж странными и дурными - по крайней мере, они легко поддаются перевоспитанию. Закон Кардамона прост, в буквальном переводе он звучит так: "Не поступай во вред другим, будь порядочным и добрым, а в остальном делай, что хочешь!" - Идеальный мир Кардамона настолько полюбился и маленьким, и взрослым норвежцам, что в зоопарке Кристиансанна был воссоздан уголок, который был так и назван - Kardemomme by, причём сам Эгнер разработал макет и помогал при его строительстве.

Сочиняя сказки, Эгнер во многом опирается на опыт своих великих земляков –Асбьёрнсена и Му. Многие его герои, особенно зверушки, кажутся вполне «узнаваемыми». Другим источником влияния стала английская детская литература. Эгнер не просто знал её, но и перевёл некоторые её классические произведения. Так, именно благодаря его переложению маленькие норвежцы познакомились с Винни-Пухом - героем книги А.А. Милна, который в интерпретации Эгнера стал для них более понятным.

Помимо литературного творчества, Эгнер занимался составлением хрестоматий для школы. Всего их вышло в свет 16 (с 1950 по 1972), и именно эти книги писатель считал своими главными трудами.

Эгнера неоднократно упрекали в излишней идеализации окружающей действительности. Его мир может показаться слишком идеальным и безоблачным на фоне суровой реальности. Как, к примеру, можно понять и объяснить то, что хищник лис Микккель в лесу Ёлки-на-горке вдруг перестаёт есть мышей и зайцев? По словам норвежского литературоведа Эйстейна Роттема, такая критика может быть уместна с точки зрения взрослых. У Эгнера же в произведениях действуют законы детского мышления. Он пишет для детей, исходя из предпосылок ребёнка, исходя из жизнеутверждающего начала. Как в Кардамоне, так и в лесу Ёлки-на-горке царит по сути один закон: не причинять вреда окружающим. В том, что все соблюдают этот закон, и есть залог гармонии в обществе. Сам Эгнер писал, что не нужно злоупотреблять доверием детей, начиняя содержание книги «пустыми эффектами, ненавистью и насилием» ради увлекательности сюжета. «Я хочу, чтобы мои книги и пьесы и радовали, и увлекали, но я надеюсь, что и большие, и маленькие за шуточным повествованием, например, о Кардамоне, также найдут и более глубокую мысль: нет ни явных героев, ни явных злодеев, и мы должны признать, что люди немного разные, и попытаться понять друг друга».

За свои заслуги в 1972 году Эгнер был награждён Орденом Святого Олава. Также он стал лауреатом целого ряда литературных и музыкальных премий.

В 2006 году вокруг некоторых текстов Эгнера разразился скандал - издательство "Каппелен" исключило из сборника его песню о негритёнке «Маленький Хоа», посчитав слово "негритёнок" (negergutt) расистским и неполиткорректным. В этой связи также "досталось" и Астрид Линдгрен, и некоторым норвежским писателям и певцам. Проблема в том, что во времена создания произведений слово neger и производные от него не несли в себе никакой негативной окраски, как некоторым кажется сейчас. Вопрос о редактировании текстов до сих пор остаётся открытым.

2012 год в Норвегии был объявлен годом Эгнера. По всей стране прошли и до сих пор проходят мероприятия, посвящённые его жизни и творчеству. Вышла в свет новая большая монография Андерса Хегера, по-новому открывающая личность и дарование юбиляра. Творчество Эгнера стало поистине золотой страницей в истории норвежской детской литературы, и его жизнерадостный пафос, целостность мировоззрения и оптимизм крайне актуальны в нашу эпоху постмодерна. Он был и остаётся в сердцах маленьких и взрослых добрым волшебником, готовым перенести в сказочный мир, ободрить, утешить и развеселить, и более того - дать важный урок.

В нашей стране произведения Эгнера выходили неоднократно. Из последних изданий следует назвать книгу "Люди и разбойники из Кардамона", переизданную в 2007 году издательством "Азбука", в классическом переводе Т. Величко и Ю. Вронского.

Библиография

1940 – Barneboka, skrevet sammen med Sigurd Winsnes.

1940 – Malermester Klattiklatt dypper kosten - og tar fatt

1941 – Den nye barneboka, skrevet sammen med Sigurd Winsnes.

1941 – Truls og Kari: en liten bok for store og små

1942 – Truls og Kari kommer til den store byen

1942 – Ola-Ola som alle dyra var så glad i

1942 – Småfolk

1942 – Klattiklatt: malebok med bilder og vers

1942 – Malermester Klattiklatt gjør vinter til sommer

1943 – Klattiklatt drar til negerland

1943 – Truls og Kari i den store digre skauen

1943 – Hva sier dyra?

1943 – Lekene mine

1943 – Svarten

1943 – Store og små er ute og kjører

1943 – Jumbo som dro ut i verden

1943 – 1-2-3: Telleboka

1945 – Klattiklatt i hjemmefronten

1945 – Hesten, kua og de andre

1946 – Da Per var ku

1946 – Stormen

1949 – Karius og Baktus

1951 – Tretten viser fra barnetimen (сборник песен)

1952 – Nye viser fra barnetimen (сборник песен)

1953 – Klatremus og de andre dyrene i Hakkebakkeskogen'

1955 – Folk og røvere i Kardemomme by

1958 – Tommy og elefanten

1958-59 – Lesebøker (15 хрестоматий для народной школы)

1971 – Bamsefar og andre viser fra barnetimen (сборник песен)

1973 – Kaptein Sorte Bill og andre viser (сборник песен)

1976 – Musikantene kommer til byen

1987 – Gode venner (отрывки из хрестоматии)

(c) А.А. Сельницин (БНИЦ). При написании статьи использованы материалы сайтов Wikipedia, NRK, Dagbladet, а также истории норвежской литературы в 8 томах. Опубликовано: 7 декабря 2012.



Важно знать о Норвегии Турбьёрн Эгнер (1912-1990)


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

Турбьёрн Эгнер (1912-1990) Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru